Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Юозас Киселюс

Juozas Kisielius

68416 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 22 Jun 1949
  • Дата смерти: 10 May 1991
  • Имя при рождении: Юозас Киселюс (Juozas Kisielius)
  • Место рождения: Йонишкис,Литовская ССР, СССР

Литовский советский актёр театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/298384
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0457135

Юозас Юозович Киселюс родился в семье служащих.
Детство прошло в Йонишкисе - небольшом литовском городке, и в то время он еще не помышлял о профессии актера, мечтал о лесотехнической академии, так как собирался стать лесничим, хотел быть ближе к природе.
В школьные годы он участвовал в самодеятельности и судьба распорядилась иначе, в 1967 году Юозас Киселюс, неожиданно для себя самого, поступил в Вильнюсскую консерваторию на кафедру актёрского мастерства. Он с головой погрузился в учёбу и уже не представлял себе жизни без театра.
После окончания консерватории, начиная с 1972 года, Юозас работал в Государственном академическом театре драмы Литовской ССР. Театру Юозас Киселис отдал много лет, он создал много замечательных ролей. Первой работой в театре стала роль Чарли в «Школе Злословия» Шеридана, она была любимой ролью. Его репертуар был разнообразен: это шекспировские Фентон («Виндзорские наследницы») и Эдмунд («Король Лир»), это и Ян в «Первом дне свободы» Кручковского, и Бусыгин в «Старшем сыне» Вампилова, и многие другие герои, полюбившиеся литовской театральной публике…

В кино Юозас Киселюс начал сниматься с 1974 года. Он дебютировал ролью юного, обаятельного Вилимаса, искателя воды, в фильме режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик». Спустя три года молодой актер вновь снялся у Лукшаса в его картине «Венок из дубовых листьев». Он сыграл обездоленного батрака Клеменсаса, человека честного, искреннего, которому чуждо всякое насилие. И хотя эта роль не была главной, но именно она во многом определяла настрой всей картины.
Вообще ранних героев Юозаса Киселюса отличали такие качества, как открытость, искренность, доброта. Такой же образ, например, им был создан в короткометражной ленте «Зеленая куколка» (по мотивам рассказа Рэя Бредбери «Куколка»). О своих героях актёр рассказывал: «Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью, убежденностью. Мои персонажи, те, кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества – норма для человека». Примечательно то, что и в жизни Юозас был таким же – честным, ранимым и очень романтичным…
Работы Юозаса Киселюса не остались незамеченными, и в 1978 году актер был приглашен на одну из главных ролей в картину режиссёра Кальё Кийска «Цену смерти спроси у мертвых». Киселюсу была доверена роль революционера, руководителя большевиков – подпольщиков Антона Соммера. Причем необходимо было сыграть эстонского героя в эстонском фильме, а актёр то эстонским языком совсем не владел... С задачей Киселюс справился на все сто. Его герой получился очень запоминающимся - скупой на слова, сдержанный, молчаливый, человек, главным образом сосредоточенный на напряжённой духовной жизни.
В том же году Юозас Киселюс снялся в фильме Альмантаса Грикявичуса «Лицо на мишени». Об этой работе актёр вспоминал с особой благодарностью, ведь после ряда положительных героев ему впервые достался отрицательный персонаж. Роль журналиста Гарольда Марча, поступившегося убеждениями ради корыстных целей, стала, по выражению самого актёра, «глотком чистого воздуха»…
Несмотря на удачные роли, широкому кругу зрителей Юозас Киселюс оставался практически неизвестным. Актёр говорил, что в кино чувствовал себя, как в гостях.
Настоящую славу, поистине всесоюзную известность он приобрёл именно благодаря кинематографу, точнее, после исполнения главной роли Артура Банга в многосерийной мелодраме-эпопее режиссёра Алоиза Бренча "Долгая дорога в дюнах"(1980), охватывающей период жизни Лавтии с 1939 года до начала 1970х.
Работа над картиной продолжалась два года, и когда вышла на телеэкраны, то тут же вызвала бурю эмоций у зрителей. Герой Юозаса Киселюса настолько им полюбился, что его просто засыпали письмами. Зачастую писали просто: Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга. Удивительно, но эти письма доходили до адресата, и на каждое из них он старался ответить…
После столь оглушительного успеха Юозасу Киселюсу посыпались предложения от режиссёров. Вот только роли ему, как это часто бывает, предлагали однотипные. Актёр это прекрасно понимал, переживал, но подходил к работе со всей серьёзностью. И чуть-чуть с юмором.
Так сложилось, что Юозас играл в основном положительных персонажей, честных и романтичных людей. На вопросы журналистов "Не боитесь ли вы повторов?", он отвечал, что о каждой своей роли думает, как о единственной, потому что абсолютно одинаковых характеров нет. Юозас не очень любил отвечать на вопросы о себе. "Звездой" Киселюс себя не считал, он всегда оставался самим собой и предпочитал быть искренним во всех отношениях. В жизни Юозас был таким же, как на экране, патологически честным, романтичным и очень ранимым. Пытался увидеть и понять, где и в чём его польза.
По мнению многих, фильмы с участием Киселюса после "Долгой дороги в дюнах" были не очень удачными, но сама игра актёра вполне заслуживает внимания.
Достаточно вспомнить Антона Соболева из "Грядущему веку" - очень нестандартный для советского времени образ,или следователя Запарина, старающийся помочь несправедливо осужденным подросткам, в детективе «Убийство на Монастырских прудах», или талантливого хирурга Евгения Дмитриевича Марчука в драме «Жалоба» - персонажи очень живые, естественные. Однако сами картины в последствии оказались забыты, и Юозас Киселюс в памяти зрителей, остался, по сути, актером одной роли…
Фильмография Юозаса Киселюса насчитывает 21 фильм.
Последние роли Юозаса Киселюса в кино пришлись на период развала советского кинематографа.
Одной из этих ролей стал Родион в фильме режиссёра Виктора Дерюгина «Волки в зоне». Бывший капитан милиции, человек непростой судьбы, он становится ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Образ Родиона был очень близок актеру, потому так убедительно звучали его слова в фильме, обращенные мародерам, когда те начинают называть Россию нищей и обреченной страной: «Нет мира в душах ваших поганых»…
Фильм снимался в трудное для страны время - в 1990 году. Политический и экономический кризис в стране, развал кинематографа, приведший к невостребованности – всё это ударило по здоровью Юозаса Киселюса. Когда врачи обнаружили у него редкий порок сердца, оказалось, что уже слишком поздно, чтобы что-то предпринимать…
7 мая 1991 года актер возвращался домой с кинопроб, и ему неожиданно стало плохо. Он постоял, пришел в себя, добрался до дома, откуда его жена вызвала скорую. В больнице он пролежал три дня… В пятницу утром 10 мая Юозаса разбудили, посадили в коляску и отвезли в рентген, где сделали снимок сердца, после чего его оставили одного сидеть в коридоре. Спустя какое-то время к нему подошла женщина-врач, и Юозас, как галантный мужчина, увидев её, встал, предложил ей сесть: и тут же упал. Позднее медики установили, что спонтанно лопнула сердечная аорта. Такой был последний диагноз.
Юозас умер еще совсем молодым, не прожив и половины жизни - ему был всего 41 год.

Юозаса Киселюса похоронили на старом военном кладбище в Вильнюсе. А на родине актера, в городе Йонишкис, в школе, где он учился, в память о нем теперь ежегодно проводится конкурс актёрского чтения. Все вспоминают его неизменную элегантность, красивый голос, его руки, всегда открытые для рукопожатия, и его тёплую улыбку.

Интересныe факты

* Лауреат Государственной премии СССР (1983 — за участие в телефильме «Долгая дорога в дюнах»).
* Заслуженный артист Литовской ССР (1983).

написала ninanika @ Thu, 19 Sep 2013 18:57:56 +0400

Кинофильмы

Адвокат
Детектив, Драма
Долгая дорога в дюнах
Драма, Исторический