Цара Леандер
Zarah Leander
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 15 Mar 1907
- Дата смерти: 23 Jun 1981
- Имя при рождении: Сара Стина Хедберг (Sara Stina Hedberg)
- Место рождения: Карлстад, Швеция
Шведская киноактриса и певица, работала в основном в Германии.
http://www.kinopoisk.ru/name/340610/
http://www.imdb.com/name/nm0495136/
Настоящее имя — Сара Стина Хедберг (Sara Stina Hedberg).
"Нацистская Грета Гарбо"Леандер, слывшая любимой актрисой Гитлера, даже не была немкой.
Ее отец несколько лет обучался искусству построения органов и музыке в Лейпциге и полюбил Германию всей душой. Своим детям он нанимал немецких гувернанток и учителей музыки.Она выросла вместе со своими 4-мя братьями, и родители весьма активно занимались ее воспитанием. Отец, Андерс Лоренц Себастьян, и мать, Матильда Ульрика, хотели видеть своих детей музыкантами. Отец, священник, несмотря на внушительные габариты (он весил 140 килограммов), имел право голоса только в церкви. Домом же заправляла мать - решительная женщина, пуританка с фанатичной страстью к порядку.
Малютка Сара в 4 года уже неплохо играла на скрипке и фортепиано, а в 6 лет даже выступила на конкурсе имени Шопена. По-немецки Сара говорила вполне свободно, хотя до конца жизни и не избавилась от трогательного акцента. После недолгого посещения гимназии (в эти годы ее уже величали Цара), 15 лет от роду, она сбежала от материнских строгостей в Ригу, где работала секретаршей и совершенствовала немецкий язык.
Тем не менее, в юности она не собиралась становиться актрисой или певицей,а в 1926 году в 19 лет вышла замуж за актера Нильса Леандера. Цара родила двоих детей(в 1927 - дочь, а в 1929 - сына).
Но брак оказался недолгим - супруги разошлись в 1931-м, но от него осталась звучная сценическая фамилия - Леандер. Под этой фамилией она начала карьеру певицы: ездила с аккомпаниатором по маленьким городкам, останавливаясь в дешёвых гостиницах и зарабатывая гроши.
Леандер еще во время замужества начала «баловаться» пением, и в 1929-м ее пригласили петь в кабаре. По счастливой случайности дебютантка попалась на глаза Эрнсту Рольфу, шведскому «королю» музыкальных ревю. Он был в восторге от Цары и сделал из певички кабаре настоящую звезду. За пять лет она записала на фирме Odeon 80 песен, почти все ставшие хитами, приняла участие в бесчисленных эстрадных ревю и снялась в трех фильмах. Ее репертуар не блистал особой оригинальностью, она часто перепевала известные шлягеры, в частности песни Марлен Дитрих, слава которой к тому времени уже перешагнула границы Германии. Но при этом 20-летняя барышня умудрилась придать «дитриховским» темам столько страсти и эротичности, что стал формироваться тот самый образ «роковой» женщины, который Цара Леандер умело поддерживала всю свою жизнь. Ее низкий, чувственный голос пьянил как вино, в нем чувствовалась умудренность, сексуальность и нешуточные любовные бури, пережитые нашей героиней.
В 1929—1935 годах играла в многочисленных ревю и опереттах в Швеции, выступала с гастролями в скандинавских странах.
В 1930 г. Цара Леандер выступала в четырех кабаре в Стокгольме, записала первую пластинку, включающую хит Марлен Дитрих "Falling in love again" и впервые сыграла в кино. К середине тридцатых она уже была звездой скандинавского кино и кабаре, получая приглашения не только на различные европейские киностудии, но и в Голливуд. С двумя детьми на руках, актриса не решилась ехать в Америку и предпочла карьеру в Европе.
Первыми ролями Леандер в кино стали женщины-вамп в гламурной среде.
В 1930-м году записала свою первую пластинку, а спустя шесть лет стала настоящей интернациональной звездой.
В 1932 г. она познакомилась с журналистом Видаром Форселлом, сыном директора Стокгольмской оперы, и пошла с ним под венец (они расстались только в 1948 г.). В те времена Цара прилежно и без устали строила свою карьеру и поняла, что в Швеции настоящего, мирового успеха достигнуть не удастся. Она перебралась в немецкоязычные регионы - сначала в Вену, а потом и в Берлин.
В 1936 г. Леандер получает контракт на киностудии "Уфа" в Берлине, где после отказа Марлен Дитрих вернуться из Голливуда, было вакантным место суперзвезды.
Цара Леандер прославилась музыкальными киноревю, которые снимались в нацистской Германии. Её боготворила публика и обожали нацистские бонзы. Между тем, нацистскому идеалу немецкой женщины она совершенно не отвечала. Во-первых, она вообще была не немкой, а шведкой, не блондинкой, а огненно-рыжей. Кроме того, ярко красилась, много курила... Но её низкое контральто и необыкновенный шарм сводили мужчин с ума. Правда, была одна «трудность» - в Германии в то время уже «закручивали гайки» Гитлер и его братия. Но Цару это не смущало никоим образом.
В 1936 году Цара Леандер уехала в Австрию,немецкий язык она знала с детства и её взяли на главную роль в мюзикл, который шёл на сцене Венского театра оперетты, играла с Максом Ханзеном в оперетте Ральфа Ренацкого «Аксель у двери в небеса» .
Спектакль имел бешеный успех, а одну из песен из этого спектакля - «Йес, сэр!» - стала песней года.
В том же году вышел первый немецкоязычный фильм с её участием: Леандер исполнила роль певицы ревю в детективном фильме «Премьера», действие которого происходило в театральных кругах.
Цара оказалась настоящим бизнесменом, выторговывая влияние на производство фильмов, высокие гонорары и выплату половины всех сумм в шведской валюте. Ошарашенный министр пропаганды Геббельс в средцах называет ее "врагом Германии", но в качестве любимицы фюрера и главной звезды Третьего Рейха Леандер участвует в десяти очень успешных фильмах, которые оказываются надежным противовесом международной изоляции немецкого кино и нацистской пропаганды. После берлинской премьеры ее второго фильма в Германии "К новым берегам" (1937), ее вызывают на бис не меньше пятидесяти раз.
Героини Леандер всегда пели, и песни из фильмов с ее участием буквально на следующий день становились общегерманскими шлягерами. Именно такими лентами стали «К родным берегам» (1937), «Хабанера» (1937), «Der Weg ins Freie» (1941), «Тогда» (1942).
Хотя как актриса Леандер значительно уступала Дитрих, в пении все было как раз наоборот, и зрители готовы были слушать ее низкий голос бесконечно. Ее записи транслировались по громкоговорителям даже в концентрационные лагеря, делая ее любимицей и заключенных и их тюремщиков (некоторые историки утверждают также, что на самом деле Цара была советской шпионкой). Во всех своих немецких фильмах Леандер играла схожие роли, как утверждали некоторые критики — саму себя. Это была роковая женщина, измученная страстями и не знающая в них границ и пределов, с независимым умом и уверенностью в себе, прекрасная и страстная.
Почти все мемуаристы, знавшие её, с восхищением - или с осуждением - упоминают о том, что она могла перепить любого мужика. И страшно много курила. Впрочем, её низкий голос становился от этого только ещё более завораживающим, сводившим с ума.
У Цары Леандер была ещё одна, никак не подходящая «звезде» слабость: она любила вкусно и много поесть. Она и так никогда не отличалась особой стройностью, а став самой популярной актрисой Германии и постоянно посещая бесконечные приемы сильно растолстела. И никакая диета не помогала. Поэтому ей приходилось носить - в том числе и на экране - почти исключительно чёрные или очень тёмные платья: они скрывали вышедшую за все допустимые пределы фигуру Леандер. Художники киностудии УФА придумали ещё один трюк. Поющую звезду ставили в фильмах рядом с какой-нибудь огромной, пузатой фарфоровой вазой. В сравнении с ней роскошные формы актрисы не столь бросались в глаза.
В Швеции, Австрии и Германии на ее счет и слушатели, и зрители, и критики были единодушны: ее низкий голос сравнивали с густым темным вином, в котором объединились радость, счастье, жизнь и дикая боль. Снималась актриса в Германии целых 6 лет во времена нацистского режима. Картины Цары Леандер собирали полные залы. Это были, в основном, роскошные костюмные мелодрамы с песнями и танцами.
В 1939-м году на экраны вышел фильм о Чайковском с Царой Леандер в главной роли. Она играла его возлюбленную и роль действительно была главной в картине. От настоящего Чайковского в фильме почти ничего не осталось, кроме фрагментов из его произведений. Сразу 6 сценаристов в страшной спешке, по ночам, писали сцену за сценой, превращая главного героя и юбиляра (ему в 1940 году должно было бы исполниться 100 лет) в трагического любовника, разрывающегося между двумя женщинами, одну из которых и играла Цара Леандер, а другую Марика Рекк.
Со съёмками торопило министерство пропаганды «третьего рейха», потому что нужно было успеть к заключению договора со вчерашним заклятым врагом - Советским Союзом. Гитлер собирался заключить с ним договор о ненападении, затем о дружбе и поделить Польшу. Стороны (пока ещё на тайных встречах) быстро нашли общий язык. Фильм о русском композиторе ознаменовал крутой поворот в отношениях между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом. Его премьера состоялась за неделю до знаменитого приезда нацистского министра иностранных дел Риббентропа в Москву. А спустя неделю после его приезда Гитлер начал Вторую Мировую войну.
Что касается фильма о Чайковском, который вышел на экраны под названием «Это была упоительная бальная ночь», то он имел огромный успех - причём не только в Германии, но и во многих других странах. Но после 22-го июня 41-го года, то есть после нападения на СССР, Геббельс запретил его показ - как и исполнение музыкальных произведений Чайковского. Однако песня «Только не надо плакать из-за любви», которую спела в картине Цара Леандер и которая стала одним из самых популярных её хитов, продолжала исполняться - без упоминания о том, где она впервые прозвучала.
Цара оставалась гражданкой Швеции и половину ее фантастических гонораров переводили туда, причем в шведской валюте. В ее фильмах действительно было мало политики, но они помогали поддерживать боевой дух нации и партии, а также утешали в невзгодах. И говорить об аполитичности в гитлеровской Германии мог только очень наивный человек.
Цара отказывалась быть замешанной в политику, настаивая, что ее работа — развлекать, а не принимать чью-то сторону, но это было невозможно. Она всячески подчёркивала свою аполитичность, а после начала Второй Мировой войны в 39-м году - свой страх за детей (её дочь и сын жили какое-то время вместе с ней в Берлине, позже она отослала их в Швецию). В 39-м году отношения между кинозвездой и бонзами «третьего рейха» стали портиться. Ещё до этого Геббельс намекал ей, что неплохо было бы вступить в партию. Но Леандер неизменно отказывалась. Более того: она не вступила даже в нацистский Союз кинематографистов, членство в котором было обязательным для всех, кто хотел работать в кино. Для Цары Леандер - единственной! - сделали исключение. После начала войны, как рассказывает книга «Женщины нацистов», Геббельс уже прямо предложил ей принять немецкое гражданство. Она ответила решительным «нет», что вызвало резкое недовольство Гитлера.
Какое-то время нацистские власти пытались шантажировать её.
Фильмы с её участием остались в прокате, но в прессе было запрещено упоминать её имя.
В 1941 и 1942 годах Гитлер отклонил предложение министерства пропаганды о присвоении Царе Леандер звания государственной актрисы.
Последний фильм Цары Леандер в нацистской Германии вышел на экраны 3 марта 1943 г.Но на премьеру этой картины она в Германию уже не приехала- осталась на родине, в Швеции, к огромному неудовольствию Геббельса.
Ярлык «звезда Третьего рейха» для Цары Леандер стал клеймом .Эта несмываемая печать изрядно мешала разглядеть за ней подлинный образ артистки, но тут уж ничего не поделаешь - что было, то было. И фантастический, трепещущий и чувственный голос, сводивший с ума миллионы, и незаурядные актерские данные не могли заставить забыть о ее близости к нацистской верхушке - Геббельсу и самому Гитлеру.
До конца войны Цара скрывалась в своем роскошном поместье «Лэнё» к югу от Стокгольма, на берегу Балтийского моря, ведя размеренную жизнь богатой дамы. К тому моменту ей было всего 37 лет, но было похоже на то, что ее жизнь в кино и на эстраде закончилась раз и навсегда. Но актриса с этим была в корне не согласна.
Как бы то ни было, но в Германии слава Цары Леандер накрепко ассоциировалась с Гитлером. В Швеции ее считали чуть ли не агентом нацистов.
В 1944 году Цара Леандер была вынуждена отказаться от участия в стокгольмском ревю Карла Герхардта, после того как скандинавские коллеги-эмигранты пригрозили ей бойкотом, однако это не помешало ее выступлениям на шведском радио. С середины 1945 года ей было запрещено выступать в Германии и Австрии.
В Германии ее заклеймили "предательницей" и запретили ее фильмы, а в Швеции ее имя слишком сильно ассоциировалось с нацистской пропагандой, и Леандер потребовалось немало лет, чтобы мало помалу снова начать появляться в кино и на сцене. Она так и не обрела популярности довоенных лет.
13 ноября 1948 года в Саарбрюккене она выступила с первым послевоенным концертом.
С тем же успехом годом позже прошло первое ее послевоенное выступление на родине, в Мальмё. А в 1950-м Цара снова вернулась на экран и снова в том же амплуа. Комедии и драмы сменяли друг друга, а в 1960-х в жизни Цары наступила эра мюзиклов. Много лет с успехом шли на сценах специально поставленные для нее музыкальные спектакли «Madame Scandaleuse» и «Lady aus Paris» знаменитого композитора Петера Кройдера.
К ней снова вернулась популярность.
В Советском Союзе несколько фильмов с участием Цары Леандер демонстрировались в качестве трофеев: в 1948 году «Сердце королевы» (Das Herz der Königin, 1940) — под названием «Дорога на эшафот», в 1949 году «Песнь пустыни» (Das Lied der Wüste, 1939) — под названием «Восстание в пустыне», в 1956 году «Тогда» (Damals, 1943) — под названием «Кто виноват?».
Поэт Иосиф Бродский в своей книге «Трофейное» писал: «Я видел ее только раз, в "Дороге на эшафот", шедшей тогда всего неделю, про Марию Стюарт. Ничего оттуда не помню, кроме сцены, в которой юный паж скорбно преклоняет голову на изумительное бедро своей обреченной королевы. По моему убеждению, она была самой красивой женщиной, когда-либо появлявшейся на экране, и мои последующие вкусы и предпочтения, хотя сами по себе и вполне достойные, все же были лишь отклонениями от обозначенного ею идеала. Из всех попыток объяснить сбивчивую или затянувшуюся романтическую карьеру эта, как ни странно, представляется мне наиболее удовлетворительной».
В 1949 году Леандер возобновила концерты, гастролировала по Европе и Южной Америке.
В кино появлялась лишь в эпизодических ролях. В фильме «С тобой было всегда так хорошо» сыграла саму себя, пела свои старые песни.
Цара Леандер играла в опереттах и мюзиклах в Вене и ФРГ, выступала с гастролями и на телевидении(«Воскресный концерт» на ZDF в 1978 году).
В 1949 г. Цара в третий раз вышла замуж.
Арне Хульферс был не только ее мужем, но и аккомпаниатором на протяжении почти тридцати лет, до своей смерти в 1978 г. После смерти мужа она полностью посвятила себя работе. Но даже став бабушкой, продолжала пить, курить по две пачки сигарет в день и давать в месяц по десять-двадцать концертов. После кончины Арне и перенесенного ею прямо на сцене инсульта удалилась в свое поместье. Легендарная звезда покинула сцену в октябре 78-го года в семидесятилетнем возрасте. Последние два года она провела в инвалидной коляске и скончалась 23 июня 1981 г. в Стокгольме.
Интересныe факты
* Мало кто знал,что "звезда" была чудовищно близорука. И студия УФА, не считаясь с затратами, выделяла для всех публичных выходов Цары Леандер двух постоянных сопровождающих - элегантных, статных молодых людей.
* В 2003 году в родном городе Карлштад был установлена бронзовая статуя в Опере, где она впервые начала свою карьеру.
* Один из ее братьев Густав Хедберг тоже стал актером и снимался в 40 - 50 гг.