Лоуренс Оливье
Laurence Olivier
- Средний рейтинг фильмов: 8.18
- Дата рождения: 22 May 1907
- Дата смерти: 11 Jul 1989
- Имя при рождении: Laurence Kerr Olivier
- Место рождения: Доркинг, Суррей, Англия
Британский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/45988
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000059
Один из крупнейших актёров XX века, репертуар которого включал как античную драму и произведения Шекспира, так и современные американские и британские пьесы.
Сын сельского священника, он в 17 лет бросил занятия в одном из оксфордских колледжей и прошел курс актерского мастерства в Школе дикции и драмы под руководством актрисы Элси Фогерти. К 1930 году, времени кинематографического дебюта в фильме «Слишком много мошенников», Оливье сыграл уже большое количество ролей в различных английских труппах, включая труппу Мемориального шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. В 30-е годы Оливье стал одним из наиболее известных актеров классического репертуара. Эффектная внешность, обаяние молодости, легкость и стремительность в движениях делали Оливье одним из наиболее привлекательных «молодых любовников» своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, он, наконец, добился крупного успеха в «Грозовом перевале» Уильяма Уайлера (1939).
Сыгранный им Хитклиф, герой классического романа Эмилии Бронте - характер романтический, сложный, необычный, но одновременно парадоксальным образом воплощающий некоторые черты национального английского характера (хотя он - цыган), - оказался близким актерской индивидуальности Оливье. В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. С тех пор обыгрывание этого контраста стало одной из главных характеристик Оливье-актера. В «Ребекке» Хичкока (1940) его безупречный аристократ несет в себе изначальную слабость, обусловленную семейной тайной; в «Этой женщине Гамильтон» (1941, в нашей стране – «Леди Гамильтон») А. Корды суровый флотоводец Нельсон вынужден кротко сносить все страдания и неудобства, которые ему, женатому человеку, приносит страсть к замужней женщине.
В 40-е годы актерским и режиссерским триумфом Оливье стал фильм по шекспировскому «Генриху V» (1944, премия нью-йоркских критиков, несколько номинаций на «Оскар»), и по сей день остающийся одной из лучших шекспировских экранизаций. Картина, снимавшаяся в последние годы войны и воспринятая публикой на волне патриотических настроений, в высшей степени удачно соединила особенности театра и кино в красочном экранном зрелище и представила английского короля, победоносного героя битвы при Азенкуре, как идеального солдата и человечного властителя.
В дальнейшем Оливье неоднократно и как режиссер, и как актер обращался к экранным версиям Шекспира («Гамлет», 1948, премии «Оскар», Британской киноакадемии, IV МКФ в Венеции; «Ричард III», 1955, премии VI МКФ в Берлине, Британской киноакадемии; «Отелло», 1965), и каждый раз это было крупным событием. В «Гамлете» его «нежный принц» - не столько рефлексирующий интеллигент, как это стало характерным для послевоенных десятилетий, сколько суровый воин, снедаемый непонятной внутренней слабостью, трактуемой во фрейдистском духе как влечение к матери. Ричард III - это не столько откровенный сатанинский злодей, сколько отвратительный прагматик, хотя и не лишенный какого-то дьявольского обаяния. Герой «Отелло» не воплощение оскорбленной добродетели, а разумный государственный муж, так и не сумевший избавиться от извечного дикаря в своей душе.
Ключевым в современном репертуаре стало для Оливье исполнение роли конферансье из мюзик-холла Арчи Райса в спектакле, а затем и в фильме Тони Ричардсона по пьесе Д. Осборна «Комедиант» (1960, премия XII МКФ в Карловых Варах - ex aequo). Его герой, весельчак с пустыми глазами, провинциальный балаганный комик, старающийся из последних сил хоть как-то остаться на плаву, воплощает крах человека, всю жизнь прячущегося за маской и традиционными английскими ценностями и неспособного на личную самостоятельность. В исполнении Оливье Арчи Райс стал метафорой социального краха целого поколения «промотавшихся отцов», которому выставляют счет «сердитые» дети.
В 60-е и последующие годы многие персонажи Оливье несут в себе уже не драматизм различных форм взаимодействия личности с социальным лицедейством, а разоблачение лицедейства как такового. Отсюда так много ролей более одноплановых: либо целиком «отрицательных», либо «положительных» (нацистский преступник в «Марафонце», 1976, Д. Шлезингера, премия «Золотой глобус» - и охотник за бывшими нацистами в «Мальчиках из Бразилии», 1978, Ф. Шаффнера).
Оливье был одним из наиболее признанных английских актеров. «Вы - сама Англия», - сказал ему Ч. Лоутон после выхода на экран «Генриха V». В 1978 году он был награжден специальной премией «Оскар». В 1947 году возведен в рыцарское достоинство, а в 1970-м - получил пожизненное пэрство, став Бароном Оливье Брайтонским. С 1962 по 1973 годы Оливье возглавлял только что организованный Национальный театр, подготовил в своей труппе большой отряд молодых актеров театра и кино. Долгие годы его театральная карьера была связана с Вивьен Ли, за годы брака с которой сформировался знаменитый сценический дуэт, лишь единожды - в «Леди Гамильтон» - продемонстрированный на экране (до этого он также был женат на актрисе Джилл Эсмонд). С конца 50-х годов Оливье часто выступал в паре с Джоан Плоурайт (в частности, в «Комедианте»), на которой после развода с Вивьен Ли женился в 1961 году. В 1982 вышла в свет его автобиография «Исповедь актера» («Confessions of an Actor»).
Умер Лоуренс Оливье в своем доме в Стейнинге (Западный Суссекс) 11 июля 1989.
Интересныe факты
* Лауреат премии «Оскар» (за фильм «Гамлет», 1948 год), премий Золотой глобус (дважды), БАФТА (дважды) и ещё почти 40 кинематографических наград. Режиссёр 38 театральных постановок и шести фильмов, исполнитель более 120 театральных ролей, снявшийся в 58 полнометражных картинах.