Людмила Гурченко
Людмила Гурченко
- Средний рейтинг фильмов: 8.35
- Дата рождения: 12 Nov 1935
- Дата смерти: 29 Mar 2011
- Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко
- Место рождения: Харьков, СССР (Украина)
В избранном у (42)
Cоветская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, кинорежиссёр.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/174125
Официальный сайт: http://gurchenko.ru
Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню "Пять минут", мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.
В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за "Карнавальной ночью" вышла музыкальная комедия "Девушка с гитарой". Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме ("Гулящая", 1961), драмах ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), военной драме ("Роман и Франческа", 1960), фарсе ("Женитьба Бальзаминова", 1965), спортивной комедии ("Укротители велосипедов", 1963).
И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме "Табачный капитан", в 1973 - "Цирк зажигает огни", на следующий год - в "Соломенной шляпке", в 1975 - в "Небесных ласточках", а еще через год - в картине "Мама".
Ради роли в музыкальном фильме "Мама" Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова - "Неоконченная пьеса для механического пианино". Съемки "Мамы" принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.
Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону - со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли - Рита в мелодраме "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Эти работы были отмечены призами: "Золотой орел" - "За лучшую женскую роль" - на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран".
Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма - и в эти моменты актриса наиболее убедительна.
А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны).
Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982).
Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали ее невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" рассказывал: "…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни - это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" - я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!".
Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова "Пять вечеров", где она играла в паре со Станиславом Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Кончаловского "Сибириада". С Никитой Михалковым актриса снималась и в других фильмах, в частности в том же "Вокзале для двоих". Людмила Марковна заявляла, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее "со всеми ее потрохами, эклектикой и чечеткой"?. Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.
В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993).
В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле "Недосягаемая", поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества "женщины средних лет" в "романтическом фарсе".
В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Их дочь Маша не стала связывать свою судьбу с кинематографом, выучившись на медсестру.
Со вторым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко также рассталась и впоследствии не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса утверждала, что он у нее теперь вызывает "одно чувство - глубокой иронии".
Со своим последним мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма "Секс-сказка" по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма "Любовь". Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Так они и прожили вместе до последних дней актрисы.
Несмотря на свой возраст Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране, она по-прежнему оставалась любима миллионами простых зрителей и была уважаема ведущими мастерами отечественного кино. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.
О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму. И потому успела так много...
На Мосфильме есть своеобразный аналог голливудской аллеи звёзд — стенд, на котором висят портреты всех знаменитостей нашего кино. Портрета Гурченко там не появилось даже после того, как она стала Народной артисткой.
Людмила Марковна очень гордилась тем, что никогда не вступала ни в одну политическую и художественную организацию или партию. Ей принадлежит уникальное достижение: Гурченко стала народной артисткой СССР, не имея партбилета.
Про отношения Гурченко с единственной дочерью Марией говорили много разного. Пресса с удовольствием обсуждала их скандалы и домысливала душераздирающие подробности. Но сама Людмила Марковна на это отвечала так: "Мать я, честно говоря, никакая. Актрисе нельзя быть матерью. Всё нужно отдавать или профессии, или детям. Я никогда не понимала, как это можно - сочетать работу и детей. Лично я выбрала первый путь. Хотя это, может, и жестоко".
Актриса была очень привязана к двум своим собакам, Пепе и Гаврику. В последние годы жизни Гурченко старалась не расставаться с питомцами и даже брала их с собой на гастроли и съёмки.
Людмила Гурченко сама писала песни для себя и исполняла их на гастролях. Но открыто призналась в этом только после выхода своего режиссёрского дебюта, фильма "Пёстрые сумерки", в титрах которого был указана в том числе и как композитор.
Мало кому известно, что Людмила Марковна — муза модельера Юдашкина в кино. Сама она тоже была неравнодушна к российскому кутюрье. Гурченко заявляла, что если бы встретила Валю в свое время, то обязательно пошла бы в манекенщицы.
Любимая певица актрисы — Земфира, её Гурченко ставила на одну ступеньку с Высоцким и считала чудом. Людмила Марковна рыдала от её песни "Мне приснилось небо Лондона".
Любимый актёр Гурченко — Николай Фоменко. Она считала, что в России нет равного ему артиста, который так легко работал бы во всех жанрах.
Интересныe факты
* Признание и награды
1969 — Заслуженная артистка РСФСР
1976 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль в кинофильме «Старые стены»
1977 — Народная артистка РСФСР
1981 — Орден Трудового Красного Знамени
1982 — Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле — за роль в кинофильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
1983 — Приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале — за роль в кинофильме «Вокзал для двоих»
1983 — Лучшая актриса по результатам опроса журнала «Советский экран»
1983 — Народная артистка СССР
1985 — Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Габрово — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте»
1992 — Приз «За выдающийся вклад в профессию» на Кинофестивале «Созвездие» (1992)
1994 — Государственная премия Российской Федерации — за роли в художественных фильмах последних лет
1996 — Приз кинопрессы (в номинации «Моя любовь»)
1999 — Почётный гражданин Харькова
2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги в области киноискусства
2003 — Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» за 2003 год
2004 — Премия «Золотой граммофон» — за исполнение песни «Петербург-Ленинград» в дуэте с Борисом Моисеевым
2005 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность
2010 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
2010 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
написала Liliane @ Tue, 23 Apr 2013 18:56:13 +0400
* После смерти Людмилы Марковны ее вдовец, Сергей Сенин передал личные вещи из гардероба актрисы в коллекцию историка моды Александра Васильева. Oни стали экспонатами уникальной выставки "Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи", открытие которой прошло 22 февраля 2012 года в Хлебном Доме музея-заповедника Царицыно, а также попали в одноименный роскошно иллюстрированный каталог, составителем которого стал Александр Васильев.