Дженис Джоплин
Janis Joplin
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 19 Jan 1943
- Дата смерти: 4 Oct 1970
- Имя при рождении: Janis Lyn Joplin
- Место рождения: Порт-Артур, Техас, США
Американская рок-певица, выступавшая сначала в составе Big Brother and the Holding Company, затем в Kozmic Blues Band и Full Tilt Boogie Band. Считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки. Дженис также называют «Королевой рок-н-ролла».
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/187882
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0429767
Любовь к музыке передалась Дженис от родителей. Мать Дороти, выступавшая в мюзиклах на студенческой сцене, однажды отвергла предложение начать профессиональную карьеру; вместо этого по окончании колледжа она приехала в Амарилло, Техас, получила работу на местной радиостанции и там познакомилась со своим будущим мужем. Супружеская пара переехала в Порт-Артур, где Сет, её отец, получил работу на очистительной установке компании Texaco. Родители не навязывали детям своих музыкальных пристрастий, но мать нередко демонстрировала им свою технику вокала.
В школе Дженис, опережавшая в развитии сверстников, стала объектом их ненависти. Страсть к творчеству проявилась у неё с детства: это началось с живописи, причём в сюжетах преобладали библейские темы. Бо́льшую часть свободного времени Дженис проводила в церкви, солируя в церковном хоре и привлекая своим голосом к себе немало внимания, или в местной библиотеке. При этом она с удовольствием вызывалась участвовать во всевозможных благотворительных мероприятиях. Отец и мать были очень довольны тем, что Дженис с ранних лет стала проявлять самостоятельность и независимость.
Постепенно у Дженис стали появляться друзья вне школьной среды, в основном с самыми отчаянными парнями, которые считали её "своей девчонкой". Она вошла в полуподпольный кружок молодёжи, увлекавшейся новой литературой, поэзией бит-поколения, блюз- и фолк-музыкой, радикальными видами современного искусства. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, познакомил Дженис с творчеством Ледбелли, сделав на всю жизнь страстной поклонницей блюза. Вскоре она начала и сама петь блюз, поначалу — втайне от окружающих. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, отчасти «стилизованный» под влиянием блюзовых исполнительниц (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта), а также поэтов-битников.
Перебравшись в Луизиану, там Дженис впервые спела блюз и — поразила слушателей, идеально скопировав вокальный стиль Одетты. Выходя время от времени на сцену в том или ином придорожном клубе, она очень быстро стала приобретать навыки профессиональной блюзовой исполнительницы.
Дженис не знала нотной грамоты, но (как отмечал биограф Ричард Б. Хьюз) обладала уникальной восприимчивостью: это позволяло ей впитывать фразеологию, ритмичность, эмоциональный спектр блюза до мельчайших нюансов. Жёсткий луизианский блюз стал идеальным фоном для развития местной контркультуры; наложившись на подростковый интерес к философии битников. Уже к моменту окончания школы Томаса Джефферсона в 1960 году Дженис Джоплин обладала глубокими познаниями в музыке и преисполнилась решимости развить их до предела.
В 1960 году Дженис поступила в колледж Ламар (Бомонт, Техас). Лето 1960 года Дженис провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью вернулась в Техас.
31 декабря 1961 года в бомондском клубе Halfway House состоялся сценический дебют Джоплин, а в январе 1962 года её уже видели на сцене клуба Purple Onion в Хьюстоне.
С этих пор Дженис Джоплин начала регулярно выступать на университетской сцене, демонстрируя выразительный вокал с трёхоктавным рабочим диапазоном. Её первой собственной песней, записанной на плёнку, был блюз «What Good Can Drinking Do», оформленный в манере Бесси Смит.
Летом 1962 года Джоплин совершила свой первый официальный визит в Винтон, штат Луизиана, где (в отличие от Техаса) алкоголь отпускали и несовершеннолетним, а в клубах играли не кантри, а рок-н-ролл и блюз. Такая музыка звучала и в негритянских ночных клубах Порт-Артура, но (как вспоминала Лора Джоплин) «белые девочки туда не ходили, да их появление там и не приветствовалось.
В июле того же года Джоплин поступила в Техасский университет в Остине. Уже спустя месяц упоминание о ней попало на страницы местной прессы. «Она ходит босиком, когда вздумается, приходит в класс в Levi’s потому что так удобнее и носит с собой повсюду цитру на случай, если вдруг захочется что-то спеть: тогда инструмент пригодится. Её зовут Дженис Джоплин», — писала университетская газета 27 июля 1962 года под заголовком: «Она смеет быть непохожей».
Тем же летом Дженис Джоплин и её приятель Джек Смит выехали из Порт-Артура и направились в Остин, где поселились в многоквартирной обители фолкеров и битников, известной как Ghetto. Осенью Дженис начала выступать с местной блюграсс-группой Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон; третьим участником ансамбля был бас-гитарист Ларри Уиггинс. В это время Дженис уже всерьёз увлеклась «травой», в больших дозах принимала алкоголь и препарат секонал. Принято считать, что именно здесь, под воздействием алкоголя, в голосе Джоплин появилась хрипота, которая затем разрослась и сделала её знаменитой.
По воспоминаниям очевидцев Дженис вела себя на сцене очень раскованно и пела оглушающе. Первую половину 1963 года Дженис провела, перебиваясь мелкими заработками. Летом она выступила на фолк-фестивале в Монтерее, к этому времени успев попасть в мотоциклетную аварию, ввязаться в уличную драку и побывать в тюрьме за мелкую кражу. Осенью 1963 года Дженис впервые выступила на радио, в прямом эфире сан-францисской радиостанции KPFA исполнив «Midnight Special» под аккомпанемент некоего Рода 'Пигпена' Маккирнана.
По возвращении в Сан-Франциско 25 июня 1964 года с Йормой Кауконеном она записала шесть блюзовых стандартов («Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), позже выпущенные бутлегом под заголовком The Typewriter Tape. В качестве перкуссии здесь использовалась печатная машинка, на которой выстукивала ритм Маргарита Кауконен.
В это время Дженис уже регулярно принимала наркотики: кристаллический метедрин, временами героин, с помощью которых пыталась избавиться от депрессии и лишнего веса. Весной 1965 года она вернулась к родителям в Порт-Артур. Поступила на факультет социологии в Ламарском технологическом университете (Бомонт, Техас), где проучилась год, время от времени выезжая в Остин для концертных выступлений. При этом она вела сдержанный и консервативный образ жизни.
Летом Дженис приехала в в Сан-Франциско и вошла в состав состав рок-группы Big Brother & the Holding Company. С появлением Джоплин стиль группы изменился: группа заиграла динамичный синтез поп-психоделии и блюза, сохранив верность импровизационному стилю исполнения. Джоплин привнесла в репертуар ансамбля новые песни: «Women Is Losers» и «Maybe»; с Альбином они стали петь дуэтом «Let The Good Times Roll» и «High Heel Sneakers». Дарование новой вокалистки и её артистическая харизма вывели группу в число лидеров сан-францисской сцены. Дженис, успевшая свыкнуться с общественным неприятием, теперь купалась в лучах всеобщего восхищения.
Поворотным пунктом в истории Дженис Джоплин стало выступление Big Brother & the Holding Company на поп-фестивале в Монтерее. Дженис и её группа на фестивале прозвучали «дико и яростно». Выступление Джоплин с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма Пенебейкера «Monterey Pop».
16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, а на следующий день впервые выступила в Нью-Йорке, в Anderson Theatre. Концерт получил восторженные рецензии в прессе.
В августе 1968 года вышел студийный альбом Cheap Thrills, обложку которого оформил знаменитый в андеграунде карикатурист Роберт Крамб. Рецензии на альбом в американской прессе были сдержанными: многие отметили, что Джоплин, совершенно затмила своим исполнением группу, особенно в «Ball & Chain» и «Summertime».
Несмотря на успех альбома, постоянные гастроли и нервное перенапряжение стали сказываться на состоянии группы: наркотики и мелкие дрязги иссушили энергию, предопределили распад личных и творческих связей. Многим стало очевидно, что из всех участников коллектива одна только Джоплин после его распада могла бы не только выжить, но и добиться успеха как сольная исполнительница. В сентябре 1968 года менеджер объявил о «дружеском расставании» Дженис Джоплин и Big Brother.
Далее Дженис выступала в составе таких групп, как Kozmic Blues Band (1968-1970) и Full Tilt Boogie Band (1970-). В 1969 году Дженис Джоплин выступила с Тиной Тёрнер и Rolling Stones в Мэдисон Сквер Гарден.
В сентябре 1970 года Full Tilt Boogie Band и Дженис Джоплин приступили в Лос-Анджелесе к работе над альбомом, пригласив продюсера Пола А. Ротшильда, известного по работе с The Doors. Группа приступила к работе в студии Sunset Sound. Утром 4 октября 1970 года Дженис Джоплин не явилась в Sunset Sound Studios, где шла работа над альбомом. Дженис была найдена в номере 105 отеля «Лэндмарк» полулежащей, с разбитым (судя по всему, во время падения) лицом, сжимающей четыре доллара в кулаке. Несмотря на то, что аутопсия выявила большое количество опиатов в её организме, в ходе первого обыска в её номере отеля наркотиков найдено не было.
Останки Джоплин были кремированы на кладбище Мемориального парка в Вествуд-виллидж, штат Калифорния. Её прах был рассеян над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья.
Выпущенный в феврале 1971 года четвёртый студийный альбом Дженис Джоплин, Pearl, по мнению большинства критиков, стал самой сбалансированной и органичной работой певицы. Он отразил её возросшее вокальное мастерство, соединив в отточенных аранжировках прежнюю эмоциональность и эффективную сдержанность. 27 февраля 1971 года альбом возглавил Billboard 200 и продержался на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 — композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee».
После смерти певицы, в 1972—1973 годах вышли несколько биографических книг, привлекших к себе внимание широкой общественности. Из музыкальных посмертных релизов особо отмечался саундтрек к фильму «Janis» (1975). В 1979 году вышел фильм «Роза», рассказывавший историю рок-певицы, которая ведёт саморазрушительный образ жизни, будучи не в силах справиться с требованиями карьеры и диктатом безжалостного менеджера. Прототипом для первоисточника (книги Билла Кёрби) послужила история жизни и творчества Дженис Джоплин.
В 1995 году Дженис Джоплин была посмертно введена в Зал славы рок-н-ролла. В 2005 году — удостоена Grammy (Lifetime Achievement Award) за выдающиеся достижения. Джоплин занимает 46 место в списке «50 величайших исполнителей всех времён» журнала Rolling Stone (2004) и 28 в списке «100 величайших певцов и певиц всех времён» того же журнала.
Интересныe факты
* Блюз-роковая певица Дженис Джоплин спустя более 40 лет после смерти удостоена звезды на Аллее славы в Голливуде, сообщает Agence France-Presse. Звезда Дженис Джоплин стала 2510 на Аллее славы в Голливуде.
На церемонии закладки звезды, состоявшейся в понедельник, 4 ноября, присутствовали брат и сестра покойной певицы, а также кантри-певец Крис Кристофферсон — автор композиции «Me and Bobby McGee», считающейся самой известной песней в исполнении Джоплин. Кристофферсон исполнил акустическую версию «Me and Bobby McGee».