Павел Лебешев
Лебешев Павел Тимофеевич
- Средний рейтинг фильмов: 8.05
- Дата рождения: 15 Feb 1940
- Дата смерти: 22 Feb 2003
- Имя при рождении: Лебешев Павел Тимофеевич
- Место рождения: Москва, СССР
Легендарный советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Народный артист РФ (1992).
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/84888
Павел Лебешев был потомственным оператором, сыном отличного оператора Тимофея Лебешева, которого зрители помнят по фильму «Девчата».
Павел Лебешев начал работать в кино с юности. Сначала работал оператором-постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем, с 1957 года, Павел Лебешев - на киностудии "Мосфильм" сначала механиком, потом ассистентом оператора, оператором-постановщиком. Он работал со многими советскими операторами, в том числе со своим отцом.
В 1967 году Павел Лебешев в качестве оператора-постановщика принимал участие в создании фильма Андрея Смирнова "Ангел", вышедшего на экраны лишь через двадцать лет. Этот фильм стал для Павла дебютом в кино. Сказался опыт работы ассистента оператора и врожденный талант: фильм был снят вполне профессионально.
С профессиональной работы, фильм «Город первой любви» (1968), Павел Тимофеевич «нащупывал» свой собственный стиль. Художнически чуткий, Лебешев вместе с режиссерами искал в каждой новой работе наиболее точную форму. От документально-бытового, нарочито небрежного стиля в фильмах режиссера Андрея Смирнова («Ангел»,«Белорусский вокзал») Павел Тимофеевич пришел к «своему» стилю, который сформировался в работе с молодыми тогда режиссером Никитой Михалковым и художником-постановщиком Александром Адабашьяном. Уже в первой своей совместной работе («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1973) они развили новый художественный стиль в кино, заявленный в работах Тарковского и Рерберга.Известный кинокритик Матизен впоследствии назвал его «живописным стилем». Наверное, нет более лестного эпитета для оценки операторской работы, как «живописная».
Совместная работа этих трех художников – Михалкова, Адабашьяна и Лебешева, дала нам такие живописные, эстетские по своей форме фильмы, как «Раба любви» (1975г.), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977г.), «Несколько дней из жизни Обломова» (1979г.), «Родня» (1981г.) «Сибирский цирюльник» (1997г.).
В 1972 году он окончил операторский факультет ВГИКа (мастерскую Анатолия Головни).
Известность Павлу Лебешеву принесла работа в фильме Андрея Смирнова "Белорусский вокзал". В дальнейшем он стал необыкновенно востребованным оператором, который работал с крупнейшими отечественными и зарубежными режиссерами. Лебешев был оператором-постановщиком фильмов таких известных режиссеров, как Никита Михалков,Сергей Соловьев, Ежи Гофман, Вячеслав Криштофович, Роман Балаян, Витаутас Жалакявичюс, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Денис Евстигнеев, Дмитрий Месхиев, Сергей Бодров-старший и др.
Особенности работы
При съёмке фильмов Лебешев пользовался минимальным количеством специальных осветительных приборов, часто используя естественный свет окружающей среды или бытовых источников света, например керосиновой лампы (Фильм "Раба любви"(1975) реж. Никита Михалков). Для этого Лебешев в лаборатории производил предварительную обработку плёнки для съёмок в условиях низкой освещённости. Съёмка в почти документальном стиле и в тоже время высокохудожественном стала визитной карточкой Лебешева и сделала его одним из самых выдающихся кинооператоров отечественного кино.
Все помнят фильм «Пять вечеров» Н. Михалкова, который Лебешев снимал «под жизнь», используя в кадре почти исключительно свет от лампы, торшера, люстры.
Кинокритики видели в операторской работе Лебешева «любование предметной средой», а сам Павел Тимофеевич легкомысленно объяснял прелесть своего изображения «тряпошным светом»: пространство теней в его кадрах было наполнено световыми рефлексами, придававшими его работам глубину, объемность и пресловутую живописность.
Сам Павел Лебешев называл оператора второй женой режиссера или его невестой, которую могут позвать под венец, а могут ведь и не позвать. Павла Лебешева позвал прежде всего Никита Михалков.
Павел Лебешев снял более 50 фильмов, среди которых фильмы Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", "Пять вечеров", "Родня", "Сибирский цирюльник", фильмы Сергея Соловьева "Спасатель", "Наследница по прямой", "Избранные", "Асса", фильм Ларисы Шепитько "Восхождение", Георгия Данелия – "Кин-дза-дза", "Настя".
Как актер Павел Лебешев снялся в эпизодах нескольких фильмов: "Актер", "Родня", "Тюремный романс", "Кавказский пленник", "Привет, дуралеи!", "Мама ", "Чек".
Мастерство Павла Лебешева было отмечено многими международными и отечественными наградами. Награжден орденами "Знак Почета" (1986), "За заслуги перед Отечеством" III (2000) и IV (1996) степеней. Являлся лауреатом премий "Ника" (1995), "Золотой Овен" (1995), "ТЭФИ" (2002). Также в 1995 году был удостоин премии «Ника» за работу над картиной «Первая любовь» (режиссёр Роман Балаян). В 1999 году - государственная премия России в области киноискусства (1999) за художественный фильм «Сибирский цирюльник».
Известные операторы умирают по-разному. Как и другие простые смертные. Павел Тимофеевич Лебешев, один из лучших отечественных операторов, в один из дней февраля 2003 года сел за стол и умер, просто и вдруг. Павел Лебешев скончался 26 февраля 2003 года от острой сердечной недостаточности. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
В 2005 году режиссёром Дмитрием Губаревым был снят документальный фильм о П. Т. Лебешеве — «Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса…», в котором приняли участие Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Марина Александрова, Александр Адабашьян, Андрей Смирнов, Юрий Клименко, Эдуард Гимпель, Вадим Алисов, Леонид Верещагин.
В 2009 году была издана книга о Павле Тимофеевиче Лебешеве "Павел Лебешев: Хочется сделать праздник". Книга о Лебешеве сама собой сложилась в эдакое дружеское «застолье» – иной бы он ее, наверное, и не захотел увидеть. Участники его – друзья, коллеги, ученики – не сговариваясь, вспоминали смешные и грустные истории «про Пашу». И воспоминания эти чудесным образом стирали с их лиц сиюминутные заботы. В голосе каждого рассказчика слышалась неподдельная радость возможности еще раз произнести в настоящем времени фамилию «Лебешев» – будто он снова здесь, с ними, во главе стола…
Интересныe факты
# Очень не любил давать интервью и рассказывать о своем творчестве, поэтому и отказался преподавать во ВГИКе, где когда-то учился заочно.
написала Wildberry @ Fri, 15 Feb 2013 12:13:23 +0400
# В 1980 году Павлу Лебешеву в Великобритании был присужден приз "Серебряный щит Оксфорда" за лучшую операторскую работу в фильме "Несколько дней из жизни Обломова".