Игорь Дмитриев
Дмитриев Игорь Борисович
- Средний рейтинг фильмов: 8.36
- Дата рождения: 29 May 1927
- Дата смерти: 26 Jan 2008
- Имя при рождении: Дмитриев Игорь Борисович
- Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Cоветский и российский актёр театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/238540
Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается сценой в салоне Анны Павловны Шерер. Так вот, та самая Анна Павловна и являлась прапрабабушкой народного артиста России Игоря Дмитриева.
Игорь Дмитриев воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Отца, по его словам, он помнил плохо, поскольку родители разошлись вскоре после его рождения. Правда, Игорь в детстве частенько бывал у родителей отца – своих бабушки и дедушки. И вот с ними то у мальчика сложились замечательные, близкие отношения. Кстати именно бабушка по отцовской линии имела отношение к роду Шерер. Дедушка Петр Артамонович Дмитриев, до революции служил в кавалерии, а после революции продолжил служить уже в советской армии.
Мама Игоря, Елена Ильинична, была балериной, работала в мюзик-холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, а также в балете Свердловска и цирке - выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы». Цирк стал для Игоря одним из самых ярких впечатлений детства. «Там мне нравилось все: влажный запах опилок, клетки с хищниками, клоуны-жонглеры, которые, разминаясь перед выходом, подбрасывали булавы и кольца. Мне казалось, что цирковые актеры очень похожи на балетных: все время двигаются, делают батманы, арабески, а в конце представления красиво кланяются», - вспоминает он.
Другим серьезным увлечением Игоря стал театр. К маме часто приходили в гости подруги, которые обсуждали последние новости подмостков. Мальчику было все это очень интересно, и в отсутствие мамы он обожал напяливать какие-то несусветные наряды и представлять себя то Гамлетом, то леди Макбет.
В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актером.
А вскоре состоялся дебют юного Игоря Дмитриева в кино. Его первой ролью был польский гимназист в картине В. Файнберга «Голос Тараса». Так в 12 лет Дмитриев впервые услышал на съемочной площадке команду «Мотор!».
С началом Великой Отечественной войны семья Игоря эвакуировалась в Пермскую область в поселок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Дмитриев ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в военных госпиталях перед ранеными.
В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и мальчик отправился на прослушивание. Для экзамена Игорь читал сцены из Лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина и, ввиду отсутствия партнерши, за Нину. Приемная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина - сама чистота и невинность. За Нину принимаем!»
Вскоре Игорь принял окончательное решение поступать в театральный. Успокоив мать, он отправился покорять Москву. Однако это оказалось не так то просто. И первым камнем преткновения стало отсутствие среднего образования. И тут юноша проявил поразительную сообразительность.
Узнав, что в авиационном институте недавно произошел пожар, и все документы сгорели, Игорь отправился в приемную комиссию. Там он поинтересовался судьбой своего аттестата. Естественно, что никаких документов не оказалось. Юноша так правдоподобно изобразил свое отчаяние, что ему поверили и тут же хотели зачислить без экзаменов. Но он заявил, что не хочет больше поступать в их институт, и попросил выдать ему на руки дубликат аттестата.
Получив необходимый документ, Игорь подал заявления сразу в несколько институтов. Во ВГИК и Вахтанговскую школу его не приняли, зато взяли в Малый театр и ГИТИС. Имея за спиной такой тыл, он рискнул поступать еще и в Школу-студию МХАТ, и это ему удалось. Позже Игорь Дмитриев рассказал историю с аттестатом своему педагогу Николаю Хмелеву. Он долго смеялся, а потом серьезно сказал: «Считайте, что сдали второй экзамен по актерскому мастерству».
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТ и отправился в родной Ленинград, где у него оставалась пустующая квартира, которую бабушка сохраняла всю блокаду. Там Дмитриев поступил в Ленинградский драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской, где проработал до 1967 года.
На сцене этого театра им были сыграны: Антонио («Светите, звезды» И. Микитенко), Чебаков («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Грацианский («Живая вода» по роману Л. Леонова), Вагин («Дети солнца» М. Горького, Якимо («Цимбелин» У. Шекспира), Робинзон («Бесприданница» А. Островского), молодой физик Тулин («Иду на грозу» по роману Д. Гранина) и другие.
Высоко было оценено его исполнение роли Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1965). «Глумов в исполнении И. Дмитриева не просто центральное лицо интриги, - отмечал известный петербургский критик С.В. Владимиров. - Он еще вездесущий, неутомимый режиссер задуманной им комедии, вдохновенный актер, готовый сыграть здесь чуть ли не все роли. Он упивается своим актерством, на наших глазах меняя одну маску за другой».
В 1955 году Игорь Дмитриев, можно сказать, «повторно дебютировал» в кино. Он сыграл главную роль в комедии Самсона Самсонова «За витриной универмага», а спустя год снялся в роли Пыльникова в комедии Семена Деревянского «Она Вас любит».
Вскоре случилась и «судьбоносная роль», которая знаменовала открытие актерского дарования и незаурядный успех Дмитриева. Легендарный кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину «Тихий Дон», ставшую одной из лучших экранизаций знаменитого шолоховского романа. Здесь Дмитриеву довелось сыграть молодого Листницкого. Надо сказать, что Сергей Герасимов не признавал дублеров и требовал, чтобы актеры, игравшие казаков, научились уверенно держаться в седле. Так что Дмитриев вместе с другими актерами прошли двухмесячные курсы верховой езды. Они сами седлали лошадей, поили их, чистили. Кроме того, Дмитриев вычитал, что в царские времена будущих офицеров из кадетских и пажеских корпусов заставляли ставить на погоны стаканы с водой и ходить с ними по коридорам, стараясь не расплескать ни капли. Так и он, готовясь к роли, тоже ходил со стаканами воды на плечах, добиваясь лихой военной выправки.
Но вернемся в 1967 год. Тогда Игорь Дмитриев был уволен из театра имени Комиссаржевской, а произошло это так. От своих друзей итальянцев, которые, между прочим, занимали высокие посты в компартии Италии, Дмитриев неожиданно получил приглашение. В то время загранпоездки были в диковинку, и он естественно с радостью воспользовался этим.
Перед отъездом Дмитриев написал директору театра заявление, что на неделю задержится, напомнив, что в спектакле, в котором занят, у него есть дублер. Но директор не пошел ему навстречу и уволил актера «чтобы другим неповадно было нарушать дисциплину». Впоследствии, остыв, он просил Дмитриева вернуться в театр, но тут уже на принцип пошел актер.
Лишившись места в театре, он не остался без работы, и вскоре был приглашен директором «Ленфильма» Ильей Николаевичем Киселевым в Студию киноактера. Однако разлука со сценой стоила Игорю Дмитриеву тяжелого нервного потрясения. Он вспоминал: «В шесть часов вечера, когда театральные актеры всего мира готовились к спектаклям, садились за грим и примеряли костюмы, я не делал ничего. Это было невыносимо, и вскоре я создал свой собственный моноспектакль «Маскарад», в котором играл все роли - и Арбенина, и Нину, и баронессу Штраль, и Звездича. Это давало хоть какую-то возможность общения с публикой. Весь реквизит - белые перчатки, веер, маска Неизвестного - помещался в маленьком чемоданчике. Роль мебели исполняло старинное кресло красного дерева, которое я непременно таскал с собой на представление».
В тот период Игорю Дмитриеву очень помогла жена. Лариса, работая редактором на «Ленфильме», всячески помогала ему, давала все литературные новинки, сценарии, отмечая, что нужно обязательно прочитать. Годы, которые Игорь Дмитриев провел в студии киноактера на «Ленфильме», оказались для него наиболее продуктивными в кино. За это время им было сыграно много интересных, запоминающихся ролей: Давыдов в биографической драме «Ошибка Оноре де Бальзака», князь Витгенштейн в картине «Ференц Лист», граф Федерико в музыкальной комедии «Собака на сене», Хацедоний в историческом фильме «Ярославна, королева Франции», Маркиз Де Торси в фильме «Стакан воды», Франк в фильме-оперетте «Летучая мышь», инспектор в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и многие другие. В пестром контрастном потоке персонажей, воплощенных Дмитриевым на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были ученые, сыщики, учителя, наездники, врачи - кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, еще реже трагические.
Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну... Снимаясь порой на трех киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера, приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.
Ян Фрид, у которого Игорь Дмитриев снимался не раз, рассказывая о Игоре Дмитриеве, отмечал: «Ряд фильмов вы, быть может, помните: "Зеленая карета", "Прощание с Петербургом", "Собака на сене", "Летучая мышь", "Сильва"... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры. В Дюре он показал себя великолепным водевильным артистом. Великого князя Константина в картине "Прощание с Петербургом" он увидел как бы со стороны и сумел не только обнаружить его ханжество, но и подчеркнуть его влюбленность в музыку. По сценарию великий князь очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Так вот, Игорь Дмитриев недели три занимался виолончелью, для того чтобы "играть" на ней не хуже великого князя. Очень типично для него: он ничего не позволяет себе делать вполсилы!"
Одной из самых заметных работ тех лет стала роль полковника Джеральдина в приключенческом телесериале Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»). Игорь Борисович рассказывал: «Фильм «Приключения принца Флоризеля» мне особенно дорог общением с Далем. Олег был сложным, замкнутым человеком; в его разговорах постоянно звучала тема приближающейся смерти. Помню, как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в черном цилиндре. Даль печально заметил: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно!»
Часто имя режиссера или партнера по съемкам для Игоря Дмитриева значили так же много, как и качество сценария. Иногда он соглашался сниматься не столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими собратьями по творческому цеху - актерами. С партнерами ему посчастливилось. Он работал с Элиной Быстрицкой, Петром Глебовым, Людмилой Хитяевой, Михаилом Глузским, Павлом Луспекаевым, Ефимом Копеляном, Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Иннокентием Смоктуновским, Маргаритой Тереховой. А с Олегом Далем они вместе снялись в нескольких фильмах, помимо уже упомянутого «Приключения принца Флоризеля», они вместе играли в сказках «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Старая, старая сказка» и в детективе «Золотая мина».
Помимо отечественных актер много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира. И здесь повезло с партнерами - Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...
Активно сниматься в кино Игорь Дмитриев продолжал до середины 90-х. В эти годы им были сыграны: маркиз в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан», Грюневальд в ироническом детективе «А был ли Каротин?», Клеант в комедии «Тартюф» и другие роли.
И все же кино не могло заменить Игорю Борисовичу сцену. Наконец в 1984 году он вновь обрел театр, по которому тосковал 17 лет. Тогда главный режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласил Дмитриева на роль Чинзанова в пьесе С. Михалкова «Все могут короли». Так началась его «вторая молодость» в театре. «Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем, - рассказывает режиссер Юрий Аксенов. - Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет - это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев».
Критика отметила, что артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
Затем он сыграл роль Дирижера («День победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского, 1985), с удовольствием вернулся к А. Островскому (роль Телятева в «Бешеных деньгах», 1986), клоуна Фредди (комедия Р.Тома «Фредди», 1992), более 100 раз прошел на сцене театра спектакль «Ночь в Венеции», где артист играет незадачливого инспектора Марио.
В последние годы актер сотрудничал с санкт-петербургским театром «Русская антреприза» имени А. Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова.
В кино Игорь Дмитриев появлялся крайне редко. Тем не менее, зрители могли видеть этого блистательного актера в популярных сериалах «Романовы. Венценосная семья» (Барон Фредерикс) и «Бедная Настя» (Оболенский).
26 января 2008 года Игорь Борисович ушел из жизни…
Интересныe факты
* Награды
1963 — Заслуженный артист РСФСР
22 февраля 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие театрального искусства
25 августа 1997 — Орден Почёта за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
1988 — Народный артист РСФСР