Борис Новиков
Новиков Борис Кузьмич
- Средний рейтинг фильмов: 8.79
- Дата рождения: 13 Jul 1925
- Дата смерти: 24 Jul 1997
- Имя при рождении: Новиков Борис Кузьмич
- Место рождения: ст. Ряжск-1, Рязанская обл., СССР
Cоветский актер театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/273117
Новиков Борис Кузьмич родился на станции Ряжск-1 Рязанской области. Его детство прошло тут же под стук колес. Он никогда не был чересчур конфликтным человеком, всегда стараясь смягчить любое обострение ситуации. А артистом он мечтал быть всегда.
В 1948 году, после окончания школы-студии Юрия Завадского, Бориса Новикова практически сразу приняли в труппу театра Моссовета, где он проработал 15 лет. Уже в самом начале артистической карьеры молодого актера ждал невиданный успех: именно ему режиссер доверил роль Василия Теркина в пьесе по одноименной поэме Александра Твардовского.
Но такая быстрая слава не стала ключом к новым успехам. Премии актер не получил, зато ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, вспоминая те годы, называет происходившее не иначе как травлей. Новиков нажил столько недоброжелателей, что дело доходило до форменных скандалов. Против Бориса ополчились коллеги, причем, не гнушались обзванивать труппы и рассказывать о том, что, мол, Новикову лучше не доверять роли, так как он запойный пьяница и может подвести в любой момент. Так была, например, разрушена договоренность с Михаилом Царевым о переходе в Малый.
А вот Валентин Плучек оказался к наветам не восприимчив и взял нашего героя в труппу Театра Сатиры, где тот прослужил с 1963 по 1972 год. Правда, второго Теркина судьба ему не подбросила, но работал Новиков достойно, талантливо, с выдумкой. В 1972 году Борис Новиков расстался с театром и последние четверть века своей жизни работал по договорам в кино, на телевидении, в концертных постановках.
Гораздо более счастливой была киношная судьба актера. Если в начале 60-х артист сделался театральной легендой столицы, то кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Он дебютировал в 1955 году у Юлии Солнцевой в фильме «Ревизоры поневоле». После чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето». Своими киноуниверситетами, после которых он стал узнаваемым актером, Новиков считал съемки у Герасимова в «Тихом Доне», где сыграл роль Митьки Коршунова.
И хотя по молодости ему поручали на экране в основном роли отрицательных персонажей - пьяниц, шпаны, бандитов и даже иностранных шпионов, режиссеры спохватились очень быстро - обаятельный Новиков мог кого угодно «перековать», а множить ряды отрицательных героев в жизни режиссерам не очень-то хотелось.
Знаковой стала роль Новикова и в одном из первых советских сериалов «Адъютант его превосходительства». Именно здесь в небольшой роли ювелира Либерзона, Новиков сумел раскрыться с лучшей стороны.
Борис Кузьмич снимался у Довженко, у Райзмана, которого очень любил, переиграл множество колоритнейших хитрецов, дураков и даже злодеев у других режиссеров. На кинематографическом счету актера свыше ста ролей, но широкая публика больше всего запомнила и, как ни странно, полюбила оборотня Тараса - Илью из сериала "Тени исчезают в полдень" - этакого червяка, готового приспособиться к любым жизненным обстоятельствам (определение режиссера Краснопольского). Народ смеялся до слез над его ужимками, гримасами и легким заиканием,а присказка "загремим под фанфары" вошла в поговорку. Что касается этого легендарного персонажа из «Теней...», артист придумал его от "А" до "Я", раскрасил образ нюансами - от легкого заикания, вечно бегающих глаз до потребности озираться - из боязни, что ударят. Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках - не боялся отвернуться от камеры, почесатъся, передернутъся. На площадку он приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены.
Но судьба не часто подносила Новикову такие щедрые подарки, и от этого актер и в самом деле все чаще и чаще стал прикладываться к рюмке. И даже супруга ничего с этим поделать не могла. Но кинорежиссеры на Новикова не обижались: на площадке он не подводил. Да, он любил выпить, но все, кто с ним хоть раз выходил на съемочную площадку, говорят, что это место для него было свято, и там он в нетрезвом виде никогда не появлялся. А творческие простои заливал горькой. Мало кто знает, что для страданий у него поводов было хоть отбавляй. У Бориса Кузьмича и его жены Надежды Антоновны, бывшей актрисы, сын - инвалид с детства. Трудно воспитывать любимое дитя с помутненным рассудком. Лекарства, педагоги - все это стоило денег, которых зачастую не хватало.
Борис Кузьмич Новиков был безумно добрым и непосредственным человеком, жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не ведали даже заслуженные и народные, жившие по соседству в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал.
Незаметно подкралась и болезнь - сахарный диабет. Все закончилось тем, что о Новикове начали забывать режиссеры. И чем тяжелее становилась болезнь, тем более увеличивалась пропасть между ним и элитой кинематографа. Но Кузьмич не остался без поддержки - каждый месяц ему высылал по 200 долларов Леонид Ярмольник: на жизнь этого хватало, а вот на лекарства нет. В конце концов, талантливый актер оказался в полной нищете.
Свою последнюю роль в кино Новиков сыграл за год до смерти в фильме «Возвращение "Броненосца"», который так и не обрел широкую популярность.
Супруга актера пыталась спасти мужа и даже обратилась в Союз кинематографистов с просьбой выделить ему на лечение те деньги, которые в народе называют «гробовыми». Но даже это не спасло: 25 июля 1997 года Бориса Новикова не стало. Его ухода почти никто не заметил: в Москве гремел фанфарами Международный кинофестиваль. Похоронили его скромно узким кругом престарелых близких и друзей на Даниловском кладбище. Узнав об этом, читатели «Комсомольской правды» собрали деньги на памятник.