Рустам Сагдуллаев
Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев
- Средний рейтинг фильмов: 8.13
- Дата рождения: 25 Jul 1950
- Имя при рождении: Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев
- Место рождения: Ташкент, СССР (Узбекистан)
Узбекский актёр и режиссёр. Заслуженный артист Узбекистана.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/281178
Имя узбекского киноактера Рустама Сагдуллаева у многих поколений зрителей легендарных фильмов «Влюбленные» и «В бой идут одни «старики» вызывает чувство чего-то очень близкого и родного. Оно и понятно. Ведь наш соотечественник относится к тем уникальным артистам, которых называют «штучным товаром». Именно они, стирая всякие границы между странами и народами, своим талантом способны достучаться до людских сердец и подарить им свет и радость.
Рассказывать о Рустаме Сагдуллаеве и легко, и чрезвычайно трудно. Легко потому, что этого актера воспринимаешь как члена своей собственной семьи, причем самого мудрого, доброго и все понимающего. А о таких людях всегда хочется говорить много и только хорошее, - оно само просится на бумагу. Трудность же заключается в необыкновенной популярности этого человека, о котором написан не один десяток статей, как в отечественных, так и зарубежных СМИ. Поэтому найти что-то совершенно новое в биографии Ромео, который по сей день обожаем тысячами поклонниц, очень непросто. Однако, встретившись с нашим любимым артистом и его замечательной супругой Мариной, в очередной раз убеждаешься в том, что всего знать о человеке невозможно, тем более о такой многогранной и талантливой личности как Рустам Сагдуллаев.
Начало
Рустама с детства тянуло к лицедейству. Кумиром подростка был Георгий Милляр, снимавшийся в добрых сказках Александра Роу. Будущий Ромео старался подражать известному артисту, что вполне удавалось – на новогодних представлениях в школе не было лучшей Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, чем Сагдуллаев. Не думал он тогда, что впоследствии именно искусство перевоплощения станет делом всей его жизни. Ведь обстановка в отчем доме была весьма строгой. Отец занимал ответственный пост секретаря обкома. Хотя, по словам самого Рустама Абдуллаевича, «папа обладал мягким характером», а воспитанием дочери и сына занималась мать-домохозяйка, которая нет-нет наказывала ремнем непоседливого мальчишку.
Год 1963 стал для 13-летнего Рустам поворотным. В Дом пионеров, куда он ходил в драматический кружок, пришел ассистент режиссера и пригласил ребят на кастинг для участия в съемках фильма «Канатоходцы». Из трехсот пацанов со всего Ташкента Равиль Батыров, главный режиссер картины, выбрал улыбчивого Рустама, разглядев в нем искорку настоящего таланта. И у нашего героя, и у его крестного отца режиссера Батырова лента «Канатоходцы» оказалась первой работой в кино. В руках профессионала юный Сагдуллаев был пластилином, из которого лепили то, что считали нужным, а рядом с корифеями узбекского кино, такими как Р. Хамраев, К. Ходжаев, С. Бурханов и другие, парнишка по-настоящему понимал, что значит настоящее мастерство актера.
Войдя однажды в творческую реку кино, Рустам уже не захотел из нее выходить. И до роли Ромео в фильме гениального режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» - Сагдуллаев снялся в картинах «Нежность», «Белые, белые аисты» и «Влюбленные». Кстати, Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н.Островского Рустам Сагдуллаев окончил в 1975 году, то есть после того, как уже стал известным артистом на весь бывший Союз.
Ты мне веришь?
Фильм «В бой идут одни «старики» вошел в книгу рекордов Гиннеса, как собравший самую большую зрительскую аудиторию и самый часто показываемый по телевидению. Он до сих пор вызывает волнение и у тех зрителей, кто видит его впервые, и у тех, кто смотрит ленту в десятый раз. А роль Ромео стала визитной карточкой Рустама Сагдуллаева на всем постсоветском пространстве. Но никто не знает, что был такой момент, когда актер, недовольный своей внешностью (!), хотел отказаться от дальнейших съемок в легендарной картине. А случилось это из-за того, что Рустам вместе с Сергеем Ивановым, игравшим в фильме находчивого «Кузнечика», тайком подсмотрели часть уже отснятого, но сырого материала картины, которую, как положено, в одиночестве просматривал режиссер.
- Я вдруг увидел себя со стороны, - рассказывает Рустам Абдулаевич. – Классная девчонка Женька Симонова, воплощение нежности и чистоты, а тут рядом какой-то бабай стоит… Как Леонид Федорович допустил меня до роли? Ведь кто я по сравнению с Симоновой? Рассерженный на самого себя, я влетел в смотровой зал и попросился назад в Ташкент, объяснив режиссеру, что совершенно не смотрюсь в кадре рядом с Симоновой. Леонид Федорович же начал ругать тех людей, которые допустили актеров до просмотра отснятого материала, а потом стал успокаивать меня, говоря, что все будет нормально. Я упрямо стоял на своем. Быков несколько раз спросил меня, верю ли я ему? Я молчал. Тогда он сказал: «Хорошо, если ты так к себе относишься, я заменю Симонову на другую актрису, но тебя оставлю». При этом в его взгляде было столько решимости, что я испугался – он сделает это обязательно. Пришлось согласиться с мнением великого режиссера. Такие люди, как Леонид Быков, рождаются один раз в тысячу лет.
- Когда мы встретились в Киеве по случаю 30-летнего юбилея фильма, оказалось, что многие актеры, снявшиеся в нем, ушли из жизни, - с горечью продолжает Рустам. - А мы нашей бригадой ездили по областям. Как встречали!! Это поразительно! Выходили к нам ветераны с орденами. Узнают меня в Киеве до сих пор. Однажды одна бабулька, увидев меня, подбежала, начала обнимать и целовать, говоря при этом: «Родной ты мой! Я ж на твоих фильмах выросла!» А я про себя еще подумал: «Постой, а сколько ж мне тогда лет?» Просто женщина, наверное, переволновалась. Приятно, что помнят. СССР давно распался, а мы все равно тянемся друг к другу. Наши отцы и деды в одной войне выстояли и победили. Прошлое не вычеркнешь. Та Победа в сердце, в крови всех народов. И неважно, русский ты, украинец или узбек…
Марина
Женился Рустам Абдуллаевич, по восточным меркам, очень поздно, когда ему было далеко за тридцать. Возможно, где-то в глубине души он предчувствовал, что в его жизни еще встретится настоящая любовь. И оказался прав.
Со своей Джульеттой Ромео познакомился на съемках отечественного художественного фильма «Шок». 22-летняя Марина работала начальником пошивочного цеха в «Узбекфильме». Как-то зашел Рустам к ним в цех, чтобы забрать уже готовый костюм. Уходя, он просто поблагодарил девочек, тогда как актеры обычно к словам благодарности добавляли плитку шоколада. Смелая на язычок Марина сказала вдогонку известному артисту: «И все, что ли?» Сагдуллаев повернулся и ответил: «Нет. Если хотите, могу детей подарить». Его предложение оказалось пророческим.
Поначалу Марина, знавшая по рассказам знакомых и коллег о непостоянстве артистов, не доверяла Рустаму и к его настойчивым ухаживаниям относилась скептически, но потом…
- Знаете, - поделилась с нами Марина Владимировна, - если бы я не увидела в нем чрезвычайно доброго, порядочного и безумно одинокого в душе человека, ни его популярность, ни талант и обаяние не заставили бы меня остаться с ним.
Рустам же, добившись от Марины согласия на брак, тут же побежал с ней в Загс. Там, они в окружении сотрудниц госучреждения, взволнованных внезапным появлением известного актера, без предварительных заявлений, 3-меясчного ожидания и без свидетелей, узаконили свои отношения. А когда пришли домой, то мать новобрачной обнаружила, что в паспортах молодоженов вместо штампа «зарегистрированы» поставили… «разведены». Недоразумение быстро разрешилось, а страх потерять друг друга остался навсегда.
20 лет спустя
Сегодня в семье Сагдуллаевых подрастают 14-летняя Навруза и 11-летний Равшан. По словам Марины, Рустам очень ласковый отец, который безумно любит своих детей и не может им ни в чем отказать. Именно на супруге лежит обязанность – быть строгой и требовательной по отношению к детям, хотя, глядя на Марину, невозможно представить эту мягкую и добрую женщину, говорящую вполголоса, чтобы она за что-то ругала своих чад.
В их жизни бывало всякое, как, впрочем, у любой настоящей крепкой семьи, в которой обиды не копятся годами, а все проблемы решаются раз и навсегда.
Ссоры. Рустам Абдуллаевич очень вспыльчивый человек, но быстро остывает. Марина Владимировна знает характер мужа и старается не возражать ему в эти моменты. «Зачем тратить нервы на мелочи», - рассуждает она. «Часто быт отравляет нам жизнь», - жалуется актер.
Ревность. Он до сих пор ревнует ее, хотя это никогда не становится причиной их ссор. Супруга же к его популярности относится спокойно. Бывая вместе на фестивалях и различных встречах, Рустама Сагдуллаева часто окружают поклонницы, просят его сфотографироваться с ними, дать автограф. Марина, понимающе отходит в сторону, оставляя его одного купаться в лучах славы. Но как только Ромео замечает скуку в глазах своей Джульетты, извиняется перед всеми и устремляется к своей второй половинке.
Безденежье. Это было давно, где-то в середине 90-х годов, когда Рустама Сагдуллаева, как и многих других его коллег, перестали приглашать на съемки. У актера началась депрессия. На помощь пришла супруга, занимающаяся пошивом одежды. Марина, чтобы прокормить семью бралась за оптовые работы: халаты, джинсы, рубашки, чехлы на мебель. Потом, когда у мужа дела вновь пошли в гору, она вернулась к творчеству, то есть пошиву эксклюзивной одежды, которую сегодня можно увидеть как на Наталье Варлей и Ольге Кабо, так и на обычных ташкентских женщинах.
Ничто не смогло разрушить у этой пары того нежного и сложного чувства друг к другу, которое зовется любовью. Однажды на вечеринке старых друзей, где были и наши герои, наступил ответственный момент, когда после сказанного кем-то тоста, всем предложили поцеловать свою вторую половинку. Рустам быстро поцеловал Марину, но в то же самое мгновение у обоих промелькнуло, что этого не достаточно. Они поцеловались еще раз, и еще. Казалось, их поцелуй молчаливого примирения длился вечность. На них уже обратили внимание окружающие, мол, Сагдуллаевы всегда в своем репертуаре. Нет, это был не репертуар, не позерство, а просто настоящая любовь, неожиданно вспыхнувшая с новой силой.
Человек-порох
По словам Марины, муж не может сдержать себя, когда видит несправедливость. Не раз на улицах Ташкента и городов России он вступался за совершенно незнакомых ему женщин, и, оказываясь при этом в единственном числе, Рустам продолжал выяснять отношения с обидчиками. Он категорически не выносит ложь. Имея великолепный слух, Сагдуллаев по интонации может отличить, говорит человек правду или кривит душой. Хотя, по его словам, с годами убеждаешься, что все люди - актеры. «Ведь посмотрите, что сейчас творится! Сколько актеров в кино развелось. И с каждым годом их становится все больше и больше. Правда, особый вопрос - их профессионализм и талант». Кстати, своими собственными ролями, сыгранными в кино, Рустам Сагдуллаев до сих пор не доволен. Лишь мнение миллионной зрительской аудитории заставляет актера согласиться с тем, что его образы все же удались на экране. Но и здесь он считает, что артистов портят именно зрители, вознося их на такую высоту, от которой у слабых людей начинается звездная болезнь.
Рустам Сагдуллаев очень эмоциональный человек. Порой его речь не всегда поспевает за тем потоком чувств и мыслей, которые в это время проносятся в сознании актера. Тогда он начинает мимикой и жестами проигрывать невысказанное, делая это с присущим лишь ему мастерством.
- Я никогда не интересовался деньгами, - говорит Р. Сагдуллаев, - возможно, если бы был иным, то и в рекламе снимался, и машину имел другой марки. Я вырос совершенно на других принципах. Нет, я не ворчу, как старушки у подъезда: «А вот в наааше время…» Но сейчас между людьми другие отношения, к сожалению, чаще всего построенные на корысти. Причем «купи-продай» абсолютно везде. Друг продает друга, брат – брата... Меня предлагают познакомить с человеком, ценность которого заключается в том, что он занимает какой-то ответственный пост или имеет солидный капитал. И не важно этим людям, стремящихся «продать» выгодное знакомство, что меня вовсе не интересует его «местоположение» в обществе или в офисе. Однако мне продолжают внушать, что если ты чего-то там захочешь, он, мол, поможет…Грустно, но мне кажется, что все это скоро пройдет, и духовные ценности возьмут верх над материальными. На этот счет я – оптимист.
«Работа актеров должна быть видна»
Мы уже упоминали о трудном периоде в творческой биографии Рустама Сагдуллаева. Сейчас в Узбекистане возрождается кино, причем с государственными дотациями. Об этом Рустам Абдуллаевич никогда не забывает сказать на всех кинофестивалях, где он бывает.
- Беда в том, - огорчается актер, а с недавнего времени и режиссер, - что перестал существовать единый всесоюзный кинопрокат. Раньше премьеру видели миллионы зрителей. А сейчас, дабы вывезти фильм за пределы Узбекистана, надо искать деньги, чтобы пробиться на кинорынок и хотя бы частично окупить расходы. Ведь для актера главное, чтобы видели его работу. Для актера забвение равносильно самоубийству!
Это в полной мере на себе испытал Р. Сагдуллаев. Но сила воли и поддержка жены помогли ему продержаться до того момента, когда удача вновь ему улыбнулась. Неожиданно пришло приглашение в Москву принять участие на кинофестивале"Киношок", а потом стать и членом оргкомитета международного совета.
- Знаете, меня много приглашают сниматься в российские фильмы, а вот у себя на родине я не сказал бы, что очень востребован. За последнее время снялся лишь в двух коммерческих картинах – «Кечир» («Прости») и «Ярим бахт» («Половина счастья»). Хотелось бы больше работать в отечественном кинематографе.