Джон Пейн
John Payne
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 28 May 1912
- Дата смерти: 6 Dec 1989
- Имя при рождении: John Howard Payne
- Место рождения: Роанок, Виргиния, США
Американский актёр кино, театра и телевидения, более всего известный своими ролями в музыкальных фильмах 1940-х годов и в фильмах нуар 1950-х годов.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/205318
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0668361
Джон Пейн родился вторым из троих сыновей в семье успешного бизнесмена и бывшей оперной певицы. Он был прямым потомком известного композитора Джона Говарда Пейна (1791—1852), написавшего классическую песню времён Гражданской войны «Home, Sweet Home».
Пейн рос в достатке в Роаноке на богатой семейной усадьбе «с лошадиной конюшней и плавательными бассейнами». Обладая природным певческим талантом, Пейн с ранних лет занимался музыкой. В подростковом возрасте родители отправили его на учёбу в частную школу в Пенсильвании, затем он учился в Колледже Роанока.
После биржевого краха 1929 года семья обеднела, а через несколько месяцев умер его отец. Чтобы содержать семью, Пейн пошёл работать медбратом, а также певцом на местной радиостанции. Но уже в 1930 году 18-летний Пейн поступил в Колумбийский университет, где стал изучать драматическое искусство. Он также продолжил занятия вокалом в престижной нью-йоркской Джульярдской школе. Он сам зарабатывал себе на жизнь, работая певцом в эстрадных программах и даже боксером и рестлером.
В 1934 году на Пейна обратила внимание крупнейшая нью-йоркская театральная организация братьев Шуберт, включив его в одну из своих гастролирующих трупп. В 1935 году в возрасте 23 лет Пейн стал играть на бродвейской сцене в музыкальном ревю «Дома за рубежом». После одного из выступлений голливудский кинопродюсер Сэмюэл Голдвин быстро подписал с ним контракт на съёмки в кино, и год спустя, в 1936 году уже дебютировал на экране, Пейн уехал в Голливуд.
Пейн дебютировал на экране с небольшой ролью в психологической драме «Додсворт» (1936) Уильяма Уайлера, сыграв роль зятя главного героя, богатого промышленника, пытающегося разобраться в отношениях со своей женой.Однако после завершения съёмок студия не стала заключать с Пейном новый контракт.
Став свободным агентом, Пейн получил главные роли в музыкальных комедиях «Снимите шляпы» (1936) и «Любовь на тосте» (1937). В последнем фильме он сыграл главную роль в паре со Стеллой Адлер, ставшей впоследствии знаменитым театральным педагогом. Он также пел вместе с Бетти Грейбл на радио.
В 1937 году студия «Парамаунт» дала актёру заметную роль в музыкальной комедии «Школа свинга» (1938) с участием Боба Хоупа. Затем он подписал краткосрочный контракт со студией «Уорнер бразерс», сыграв третью по значимости роль в мюзикле Басби Беркли «Лунный сад» (1938), где исполнил несколько важных песен. Эта серия фильмов оказалось достаточно удачной, и принесла Пейну контракт со студией «Двадцатый век Фокс». После подписания контракта со студией «Двадцатый век Фокс» в 1940 году дела Пейна пошли в гору. «На этом этапе своей карьеры, который можно назвать фазой мужского инженю, Пейн стал классическим типом молодого, чистого и опрятного героя, очень популярного среди кинозрительниц… Потворствуя аудитории, студия часто заставляла его работать в ролях с голым торсом, поскольку у молодых поклонниц он вошёл в число самых популярных красавчиков 1940-х годов».
«Высокого роста, темноволосый и красивый» «Надёжный и прочный исполнитель главных ролей, который, возможно, не был самым великим актёром, чтобы волновать и потрясать на экране, он тем не менее доставлял огромное наслаждение своим поклонникам как в музыкальных, так и драматических ролях на протяжении четырех десятилетий». Карьера Джона Пейна прошла «через несколько совершенно разных этапов, при этом каждый последующий этап стремился затмить предыдущий».
Пейн стал звездой благодаря мюзиклам студии «Двадцатый век Фокс». Сначала он удачно сыграл в паре с Элис Фэй в музыкальной мелодраме «Тин Пэн элли» (1940) и в музыкальной комедии «Уик-энд в Гаване» (1941). Игра в слезливой военной мелодраме «Помни тот день» (1941), где он составил романтическую пару с Клодетт Колберт, создала Пейну имя как драматическому актёру, способному на интересные и содержательные роли.
После этого он исполнил главные роли в паре с популярной звездой фигурного катания Соней Хени в музыкально-романтической комедии «Серенада Солнечной долины» (1941) с музыкой Гленна Миллера и в музыкальной мелодраме «Исландия» (1942).
В этот же период он сыграл ещё в одной военной мелодраме «К берегам Триполи» (1942), где его молодой герой проходит суровую школу военной подготовки в ВМФ и сражается с сержантом-инструктором (Рандолф Скотт) за сердце военной медсестры (Морин О’Хара).
В 1942-44 годах во время Второй мировой войны Пейн пошёл в армию и отслужил два года в ВВС. Вернувшись к гражданской жизни, он продолжил исполнять роли молодых людей, но а в этот раз не только не в мюзиклах.
Сыграв вместе с бывшей партнёршей по радио Бетти Грейбл в мюзикле «Весна в Скалистых горах» (1942) и вновь с Элис Фэй в музыкальной комедии «Привет, Фриско, привет» (выпущен в 1943 году), Пейн стал признанной звездой мюзиклов.
Он снова «ухаживал за Бетти Грейбл» в мюзикле «Сёстры Долли» (1945), затем сыграл «некоторые из своих лучших ролей без пения». В слезливой мелодраме «Сентиментальное путешествие» (1946) с Морин О’Хара, он исполнил роль отца приёмной дочери, с которой вынужден искать контакт после смерти её матери. Затем последовала эпическая психологическая драма по роману Сомерсета Моэма «Остриё бритвы» (1946) с Джин Тирни и Тайроном Пауэром, где Пейн был другом главного героя.
Самым популярным и самым любимым фильмом самого Пейна стала рождественская сказка «Чудо на 34-й улице» (1947), в которой Пейн «сыграл молодого адвоката-идеалиста, который защищает человека, утверждающего, что он Санта Клаус. Главные роли в фильме сыграли красавица Морин О’Хара, завоевавший Оскар Эдмунд Гвенн и маленькая неверующая Натали Вуд, затмившая своей игрой всех звезд». Этот фильм стал в Америке одним из самых популярных и любимых рождественских фильмов всех времён и фильмом, «по которому Пейна сегодня знает и помнит большинство зрителей».
После ухода со студии «Двадцатый век Фокс» «Пейн изменил свой имидж и свою карьеру почти таким же образом, как десятилетием ранее это сделал Дик Пауэлл. Он перешёл от образа „красавчика“ в легких мюзиклах к ролям крепких, физически сильных героев в фильмах нуар и в жанровом кино — и он добился в этом не меньшего успеха, чем Пауэлл».
В 1948 году Пейн сыграл на студии «Юниверсал» в своём первом фильме нуар «Кража» (1948), где его герой-мошенник влюбляется в обманутую им военную вдову (Джоан Колфилд), в результате чего вынужден вступить в противостояние со своими криминальными боссами. В криминальной драме «Преступный путь» (1949) Пейн сыграл страдающего амнезией героя войны, который, как выясняется, был опасным гангстером, и на него ведут охоту как мафиозные боссы, так и полиция.
В 1949 году Пейн подписал выгодный семилетний контракт с независимой продюсерской фирмой «Пайн-Томас продакшнс». При этом Пейн «дальновидно настоял на том, чтобы права на определённые фильмы с его участием через несколько лет переходили к нему, и чтобы фильмы были цветными, понимая, что в таком виде они будут представлять большую ценность для телевидения в будущем. В результате со временем это сделало его очень богатым человеком». Всего за девять лет Пейн сыграл в одиннадцати фильмах компании «Пайн-Томас».
В рамках контракта Пейн сыграл, в частности, в вестернах «Эль Пасо» (1949), «Орёл и ястреб» (1950) с Рондой Флеминг, «Проход на Запад» (1951) и «Побеждённый» (1953) с Колин Грэй, а также в приключенческих драмах «Триполи» (1950) с Морин О’Хара, «Против ветров» (1951) с Рондой Флеминг и «Адский остров» (1955) Фила Карлсона, где герой Пейна ведёт охоту за ценным рубином на одном из Карибских островов.
«Актёрские навыки Пейна со временем значительно прогрессировали, и … он смог изящно переключиться на более серьёзные и требовательные роли».
Работая в 1950-е годы в сотрудничестве с независимым продюсером Эдвардом Смоллом и режиссёром Филом Карлсоном, Пейн сыграл одни из лучших ролей в своей карьере в фильмах нуар - «Тайны Канзас-сити» (1952), где группа бандитов осуществляет удачное ограбление в Канзас-сити, после чего скрывается в Мексике. По подозрению в совершении преступления полиция задерживает невиновного курьера (его играет Пейн), который, выйдя на свободу, начинает розыск и преследование бандитов, в итоге расправляется с ними, по ходу влюбляясь в дочь главного преступника (Колин Грэй). «На тот момент, это была одна из самых грубых и жестоких картин, и в этом качестве она стала культовой и признана исторически значимой». В жёстком криминальном триллере «99 Ривер стрит» (1953) Пейн в роли нью-йоркского таксиста, вступающего в жестокую схватку с убийцами своей жены, «в каждом кадре демонстрирует убедительную игру обозлённого бывшего боксёра, и делает это настолько убедительно, что заставляет всех забыть о мюзиклах 1940-х годов». Затем последовал ещё один очень удачный фильм нуар, «яркое полотно в пламенеющих цветах Текниколора - «Оттенок алого» (1956) Аллана Двона, вероятно, он стал главным произведением конца этого этапа его карьеры». Пейн сыграл роль правой руки криминального хозяина города, ведущего борьбу с прогрессивным кандидатом в мэры, однако, влюбившись в его положительную секретаршу (Ронда Флеминг), начинает работать на обе стороны.
Наиболее удачным среди вестернов Пейна стал «Сильвер Лоуд» (1954) с Лизабет Скотт и Дэном Дьюриа, который можно рассматривать как «тонко замаскированную под вестерн аллегорию на маккартизм». К лучшим вестернам Пейна относится также «Компаньон Теннеси» (1955) по Брет Гарту, где он сыграл роль профессионального игрока (его партнёрами по фильму были Рональд Рейган, Ронда Флеминг и Колин Грэй). В вестерне «Бунтарь в городе» (1956) с темами мести, раскаяния и примирения он сыграл ветерана Гражданской войны, у которого бандиты убивают маленького сына.
Памятными фильмами Пейна стали также военная драма «Остановись ночь» (1956), где он в роли жёсткого и опытного командира на Корейской войне вспоминает о событиях Второй мировой войны, и политическая драма «Босс» (1956), где его герой, безжалостный и беспринципный герой Первой мировой войны, поднимается до вершин власти в одном из штатов США. В криминальной драме «Скрытый страх» (1957) Пейн сыграл американского детектива, который в Дании ведёт расследование убийства, раскрывая банду фальшивомонетчиков во главе с нацистским преступником.
Пейн был первым в Голливуде, кто проявил интерес к экранизации романов о Джеймсе Бонде. В 1955 году он выплачивал в течение пяти месяцев 1000-долларовую опцию на право экранизации романа Иэна Флеминга «Лунный гонщик» из серии про Джеймса Бонда (в конце концов, он отказался от опции, когда понял, что не сможет удержать права на всю серию книг об агенте 007).
Во второй половине 1950-х годов Пейн создал собственную продюсерскую компанию. Как продюсер он создал на телевидении успешный вестерн-сериал «Беспокойное оружие» (1957-59), в котором сам сыграл главную роль искусного в стрельбе, умного и общительного ковбоя, блуждающего по просторам Дикого Запада после окончания Гражданской войны (всего вышло 77 серий этого фильма).
Пейн также вернулся к пению, начав выступать с музыкальными программами в концертных залах Лас Вегаса.
В 1961 году в Нью-Йорке Пейна сбил автомобиль, в результате аварии он получил очень тяжелые травмы. Потребовалось более двух лет, чтобы в достаточной степени восстановиться от переломов ноги и ран на лице, и вернуться к актёрской игре. В результате аварии у Пейна остались шрамы на лице, которые заметны на крупных планах, однако он решил их не убирать.
В 1968 году Пейн вернулся к работе в кино, сыграв главную роль в своём последнем кинофильме, триллере об ограблении в Лас Вегасе «Они спасали свои жизни» (1968), где он также впервые попробовал себя в качестве одного из режиссёров. После этого Пейн сыграл разовые роли в телесериалах «Название игры» (1968), «Дымок из ствола» (1970), «Страна Кейда» (1971) и «Коломбо» (1975) с Питером Фальком и Джанет Ли, которые стали последними работами в его актёрской карьере. Джон Пейн за период с 1936 по 1975 год сыграл в 69 фильмах, а вся его фильмография состоит из 81 работы, включая работу сценариста и продюсера.
В 1937-42 годах Пейн был женат на актрисе Энн Ширли, в 1940 году у них родилась дочь Джули Пейн, ставшая впоследствии актрисой. Джули Пейн вышла замуж за известного сценариста и режиссёра Роберта Тауна, в 1978 году у пары родилась дочь Кэтрин Таун, также ставшая актрисой. В 1942-43 годах после развода с Ширли у него был роман с актрисой Джейн Расселл, который она описала в своей автобиографии 1986 года. Роман закончился, когда Расселл поняла, что всё ещё любит своего парня из школы, ставшего знаменитым игроком в американский футбол.
В 1945 году Пейн женился на 18-летней певице и актрисе Глории Де Хейвен. В течение трёх лет у них родились дочь и сын. Проблемы в семейной жизни возникли, когда Глория стала настаивать на продолжении своей актёрской карьеры. Пара несколько раз расходилась и вновь сходилась, окончательно они развелись в 1950 году.
В 1952 году во время совместных съёмок в фильме «Тайны Канзас-сити», у него начался роман с актрисой Колин Грэй, продлившийся до 1953 года. В 1953 году Пейн женился в третий и последний раз на Александре Крауэлл Кёртис, бывшей жене актёра Алана Кёртиса, с которой прожил до своей смерти.
Пейн был близким другом актрисы Морин О’Хара, с которой сыграл в четырёх фильмах — «К берегам Триполи» (1942), «Сентиментальное путешествие» (1946), «Триполи» (1950), и самом известном, «Чудо на 34-й улице».
В своё время Пейн очень удачно вложился в недвижимость в Южной Калифорнии, что обеспечило ему безбедное существование, а также купил ранчо в Монтане. Выйдя на пенсию в 1975 году, Пейн вёл тихий образ жизни, занимаясь чтением, сочинением рассказов, пилотированием и кулинарией.
Пейн умер 6 декабря 1989 года в своём доме в Малибу от сердечной недостаточности.
Интересныe факты
* Рост - 1.88 м.
* У него есть Звезда на Голливудской «Аллее славы».
* Состоит в Гильдии писателей Америки, США.