Николай Боярский
Боярский Николай Александрович
- Средний рейтинг фильмов: 9.03
- Дата рождения: 10 Dec 1922
- Дата смерти: 7 Oct 1988
- Имя при рождении: Боярский Николай Александрович
- Место рождения: Петроград
Блистательный острохарактерный актер, любимец ленинградской публики. Создал нетленный образ Адама Козлевича в фильме "Золотой теленок". В кино сыграл около 30 ролей, среди которых Адъютант ("Музыканты одного полка"), Советник ("Снежная королева"), Кащей ("Новогодние приключения Маши и Вити") и физрук Ростислав ("Приключения Электроника").
Вместе с родным братом, Сергеем Боярским, работал на сцене ленинградского театра им. В.Комиссаржевской. Сын Сергея Александровича, Михаил, тоже стал актером и прославился в кино ролью Д'Артаньяна. Николай Александрович был женат на актрисе Лидии Штыкан.
Николай Боярский много работал на телевидении. Его лучшей работой стал образ Кисы Воробьянинова в постановке "12 стульев".
Родители Николая Боярского встретились случайно: он был из крестьян, учился в семинарии, затем в духовной академии, она происходила из дворян, была очень образованной, знала шесть языков и мечтала стать актрисой, но поскольку ее семья была достаточно консервативной, с мечтой пришлось расстаться. В дальнейшем Александр Боярский стал митрополитом и в двадцатые годы примкнул к новому религиозному течению — обновленчеству, которое пыталось адаптировать религию к социализму. В результате церковь его отвергла, и до сих пор имя Александра Боярского в списках митрополитов не значится. Не обошли стороной его и репрессии — в 36-м Боярского арестовали и посадили якобы на пять лет, но через год расстреляли.
Семье судьба отца была неизвестна до середины восьмидесятых. Мать ждала его до конца жизни — каждый вечер для супруга были готовы ужин и чистая постель. А он, предчувствуя беду, уговорил жену в начале 30-х годов официально развестись. Это обстоятельство позволило ей работать: в духовной академии Александро-Невской лавры она преподавала языки, а в Петербургской семинарии среди портретов лучших педагогов до сих пор висит портрет Екатерины Николаевны Боярской-Бояновской.
У Боярских было четверо сыновей — трое из них стали актерами.
С кино у Николая Боярского отношения сложилась не сразу. Будучи ребенком, он мечтал о шапке-невидимке, чтобы беспрепятственно проходить на взрослые киносеансы. Иначе не получалось — и на «цыпочки» перед контролерами вставал, и карликом притворялся, но помогли ему рассказы Зощенко, которые юный Коля читал перед родственниками и знакомыми. Однажды среди его слушателей оказался директор кинотеатра «Пикадилли». С тех пор мальчик ходил бесплатно на любую картину в любое время. Зато появилась другая мечта — увидеть себя на экране.
И в 1936 году она осуществилась. На Волге в Кинешме Яков Протазанов снимал «Бесприданницу». Весь городок жил киносъемками, и вокруг съемочных площадок, естественно, без конца слонялись мальчишки. Там-то и приглянулся «киношникам» будущий народный артист. Снимали сцену, в которой пьяные купцы на палубе парохода играют в кегли арбузами и бутылками. Боярский «играл» десятилетнего мальчишку — пугался дебоширов и убегал за ручку с мамой в трюм парохода... Мальчик так старался, что заслужил похвалу великого режиссера.
Позже Николай собирался стать журналистом или филологом, но в университет вход детям врагов народа был закрыт. Всех подряд брали только в театральный институт. Его это устроило — профессия творческая. Но тут началась война, и институт он смог закончить только в 48-м году.
Уходя в июне 1941 года на фронт, Николай думал, что к осени уже вернется и продолжит учебу. Он даже не успел признаться в любви своей однокурснице Лиде Штыкан, в которую были влюблены девяносто процентов мужской половины института. С ее фотографией в кармане гимнастерки многие уходили на войну. Николай в письмах к матери между строк интересовался, как там Лида, чем занимается?
Николай Александрович самостоятельно пытался изучить английский, знал немного немецкий, что помогало ему на фронте.
Победу он встретил в Кенигсберге — всю Европу отшагал с пехотой. «Хороший ты солдат, Боярский, — говорили его командиры, — да жаль, что сын врага народа. И в звании тебя не повысить, и лишний раз к награде не представить». Смерть не раз смотрела ему в глаза, а однажды была совсем близко: пуля прошла в пяти сантиметрах от сердца. В Ростове попал в плен. Спасла его простая русская женщина — когда колонну военнопленных гнали по улице, по бокам которой стояли местные жители, один из конвоиров отвлекся, и эта женщина выдернула из толпы первого попавшегося пленного. Им оказался Николай Боярский. На него тут же накинули гражданское пальто, а потом несколько месяцев прятали в доме матери этой женщины. С приходом советских войск все остальные военнопленные были расстреляны на городской площади.
«Я сражался за Родину и за Лиду», — скажет потом Николай Александрович. Сохранилось много стихотворений, написанных им в блокнотах и тетрадках в те грозовые годы:
...Зажигая ненависти жало,
В смертный бой ведет меня любовь,
Чтоб горела в пламени кинжала
Бешеная вражеская кровь...
Но не только эти чувства помогли ему вернуться домой. Спасали письма матери. Екатерина Николаевна перекрестила его перед уходом на фронт, благословила и не дала этой ниточке порваться. Ежедневно молилась она и за него, и за другого своего сына, Павла, который тоже был на войне.
Вернувшись в Ленинград, Николай первым делом отправился в институт с вопросом «где Лида?». Лида же, пережив начало блокады, ушла на фронт медсестрой. Потом, в 45-м, родила сына, замуж не вышла. Успела поработать в БДТ.
Николай Боярский и Лидия Штыкан поженились в 45-м году и всю жизнь были вместе. Она служила в Александринке по приглашению Вивьена. Молодая красивая героиня была бесконечно популярна у зрителей.
Николай Боярский безуспешно пытался пробиться в кино, но его не брали категорически — и лицо-де у него не киногеничное, и нос-то кривой, и глаза невыразительные, и улыбка неестественная. Когда в 57-м году «Ленфильм» решил снять на пленку спектакль Театра Комиссаржевской «Дон Сезар де Базан», режиссер решил заменить исполнителя роли короля Испании Карла II Николая Боярского на какого-нибудь другого артиста, но театр на это не пошел. Так актер дебютировал в кино. И вновь наступил «мертвый сезон».
Боярский поставил на своей кинокарьере крест и на все вызовы киношников для знакомства не откликался. И вот лет через восемь его буквально за уши вытащил на киноэкран Павел Кадочников. Он снимал фильм «Музыканты одного полка» и пригласил Николая Александровича без проб на одну из центральных ролей — адъютанта этого самого полка. Роль удалась. Хвалил режиссер, аплодировали на премьере коллеги, зрители отмечали сцену, когда напрочь лишенный слуха адъютант дирижирует непослушным оркестром.
С выходом «Музыкантов одного полка» неожиданно открыли, что Боярский — на редкость артистичен, фото- и киногеничен, и нос как нос, и вообще он просто создан для кинематографа. Началась целая серия киноролей: советник в «Снежной королеве», Зиновий Борисович в «Катерине Измайловой», Петушков в «Живом трупе», администратор в «Пяти днях отдыха», Кощей в «Новогодних приключениях Маши и Вити», эпизоды, телеспектакли, среди которых «12 стульев», где он великолепно сыграл Кису Воробьянинова.
РОЛИ В КИНО
1986-1988 Жизнь Клима Самгина :: дядя Хрисанф
1986 Вот снова этот двор :: главная роль
1985 Соперницы :: Сергей Павлович
тренер спортивной школы, был первым тренером Натальи и Маши
1985 Русь изначальная :: эпизод
1985 Противостояние :: Федор Васильевич
1984-1986 Михайло Ломоносов :: эконом Фельтон
4 сер.
1984 Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад :: аптекарь
1984 Иван Павлов. Поиски истины :: эпизод
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика)
1980 Таинственный старик :: эпизод
1979 Трое в лодке, не считая собаки :: гренадёр
1979 Приключения Электроника :: физрук Ростислав
1979 Вторая весна :: начальник геологической лаборатории
1978 Пуск
1978 Полковник Шабер (фильм-спектакль) :: Верньо
молочник
1976 Дикий Гаврила
1976 72 градуса ниже нуля :: Синицын
1975 Новогодние приключения Маши и Вити :: Кащей Бессмертный
1973 Чтобы быть счастливым! :: комендант общежития
1973 Про Витю, про Машу и морскую пехоту :: директор пионерлагеря
1973 Игра :: режиссер Пал Палыч
неопытный водитель "Жигулей"
1972 Учитель пения :: председатель комиссии
1972 Красные пчёлы :: эпизод
1970 Ночная смена :: приятель Анатолия
работник гаража
1970 Мой добрый папа :: дядя Гоша
1969 Пять дней отдыха :: Дальский
вчерашний администратор кукольного театра, ополченец
1969 Мёртвые души (фильм-спектакль) :: зять Мижуев
1968 Золотой телёнок :: Адам Козлевич
1968 Живой труп :: художник Петушков
1967 Мятежная застава :: эпизод
1967 Жизнь Матвея Кожемякина (фильм-спектакль) :: лекарь
1966 Снежная королева :: Советник
"Моя нормальная температура тридцать три и две десятых."
"Я вам а) отомщу; б) скоро отомщу; ц) страшно отомщу и, наконец, д) я дойду до самой королевы."
1966 Катерина Измайлова :: Зиновий Борисович
поёт В. Радзиевский
1966 12 стульев (фильм-спектакль) :: Киса Воробьянинов и Автор :: главная роль
Сложность роли Кисы заключается в том, что, с одной стороны, это человек оттуда, из эпохи «до исторического материализма», обладающий старой закваской, определенной интеллигентностью и даже аристократизмом (в уездные предводители дворянства кого попало не берут!), а с другой стороны, это уже наш советский человек, совслужащий, руководитель среднего звена с задатками мелкого жулика. Две диаметрально противоположные модели поведения уживаются в одном человеке. Николай Боярский блестяще их совместил.
1965 Обломов (фильм-спектакль)
1965 Музыканты одного полка :: Василий Боголюбов
поручик, адъютант
1957 Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль) :: Карл II
король Испании
1956, 1957 Саша вступает в жизнь :: эпизод
(нет в титрах)
1936 Бесприданница :: мальчик