Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Аньес Варда

Agnès Varda

77220 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 30 May 1928
  • Дата смерти: 29 Mar 2019
  • Имя при рождении: Arlette Varda
  • Место рождения: Брюссель, Бельгия

В избранном у (1)

Jenna13 thumb Jenna 13

Французский кинорежиссёр, сценарист и продюсер художественного и документального кино, а также известный фотограф.

КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/93247
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0889513

Аньес Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Её мать была француженка, а отец происходил из греческой семьи беженцев с Ближнего Востока. Варда изучала литературу и психологию в Сорбонне, а историю искусств — в Школе Лувра. Первоначально Варда хотела стать музейным куратором, но после окончания курса фотографии изменила свои планы. Довольно быстро создав себе репутацию первоклассного фотографа, Варда стала официальным фотографом Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра, а затем продолжила карьеру в качестве фотожурналиста.

Интерес Варда к фотографии привел её в кино. В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже не мог посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Эта работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом поселке художественный фильм. Названный просто «Пуэнт-Курт», фильм рассказывал о молодой паре, пытающейся наладить свои семейные и любовные отношения во время пребывания в этом поселке. Этот фильм в стилистическом плане стал предшественником Французской новой волны. Варда задействовала в картине двух профессиональных актеров, а также простых жителей поселка Пуэнт-Курт, что привнесло в картину элемент реализма и вдохновленной Неореализмом документальной эстетики. Варда в дальнейшем будет часто использовать сочетание художественных и документальных элементов в своих фильмах.

Её второй полнометражный художественный фильм «Клео от 5 до 7» вышел только через семь лет. Он рассказывал о двух часах из жизни молодой парижской поп-певицы, ожидающей результатов медицинских анализов по поводу возможного ракового заболевания. Действие картины разворачивается как бы в реальном времени и разделено на серию глав с указанием точного времени происходящего. На протяжении картины героиня встречается с различными людьми, через общение с которыми она постепенно выходит их своего кукольного образа и обретает живые человеческие черты. Фильм затрагивает ряд экзистенциальных тем, таких как вопросы смертности и смерти, одиночества и отчаяния, его отличает ярко выраженный феминистический подход.

В своем первом цветном фильме «Счастье» Варда рисует портрет счастливой семьи, в которой мужу до поры, до времени удается успешно сочетать любовь к жене и детям с любовью к другой женщине. Когда же жена узнает от него о сопернице и кончает жизнь самоубийством, он без видимых проблем вводит на её место любовницу. Картина безграничного счастья, выполненная в ласкающих глаз импрессионистских тонах под гармоничную музыку Моцарта, тем не менее оставляет беспокойное чувство. По словам Варда, «это красивый плод с жестоким вкусом».

Фильм «Одна поет, другая нет» рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которых свела судьба в 1962 году, а спустя 14 лет они встретились вновь, вспоминая прожитые годы. Несмотря на то, что одна из них происходит из благополучной городской семьи и стала певицей, а другая имеет тяжелое деревенское прошлое и двух незаконнорождённых детей, это не мешает их взаимопониманию и дружбе. Особое внимание фильм уделяет темам женской дружбы, общественного положения женщины и легализации абортов.

В 1984 году Варда выпустила фильм «Без крыши, вне закона», рассказывающей о смерти молодой бродяжки по имени Мона. Неназванный человек за кадром беседует с людьми, которые встречали Мону в последние недели её жизни. Фильм разделен на 47 эпизодов, в каждом из которых кто-либо рассказывает о своих впечатлениях от общения с Моной. Фильм говорит о стремлении героини к свободе и попытке вырваться из оков современного общества, но также и том, что не любая такая попытка является удачной. В 1985 году за этот фильм Варда была удостоена главного приза Венецианского фестиваля — Золотого льва, а также престижного приза ФИПРЕССИ. В 1986 году за игру в этом фильме Сандрин Боннер получила французскую премию Сезар как лучшая актриса.

В 1991 году умер муж Варда, известный кинорежиссёр Жак Деми, с которым они прожили вместе с 1962 года. Вскоре после его смерти Варда сделала фильм «Жако из Нанта», рассказывающий о его жизни и смерти. Начинаясь с художественной реконструкции ранних лет жизни Деми в оккупированной немцами Франции, фильм рассказывает о его увлеченности различными аспектами кино, включая подбор актеров, разработку художественного решения и декораций, анимацию и постановку света. Художественные эпизоды картины переплетаются с хроникальными кадрами Нанта военного времени, фрагментами из фильмов Деми, а также и документальными кадрами умирающего режиссёра. Фильм продолжает близкую Варда тему отношения к смерти, но в своей основе считается как дань памяти Варда своему умершему мужу и его работе.

Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальным вопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. По словам критика Элисон Смит, карьера Аньес Варда — это важный и часто недооцениваемый голос в современном французском кино. Её работа предвосхитила появление Новой волны, а «Пуэнт-курт» содержит многие характерные для этого движения элементы, которые принесли ему известность.

Несмотря на тесную связь с Французской новой волной, более точно будет сказать, что Варда принадлежит к родственной Новой волне группе кинорежиссёров Левого берега. Эту группу отличала «любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в литературу и пластические искусства, и как результат, интерес к экспериментальному кинематографу, а также отожествление с левой политикой».

Ведущими режиссёрами Группы Левого берега были Крис Маркер, Ален Рене и сама Аньес Варда, к ней примыкали Жан-Пьер Мельвиль, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас, а также представители литературного движения Новый роман.

29 марта 2019 года Аньес Варда скончалась в своем доме на 91 году жизни. В последнее время она лечилась от рака, что и называют причиной смерти.

Интересныe факты

* За свою работу в кино Варда была удостоена Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля (за фильм «Счастье»), Золотого льва Венецианского фестиваля (за фильм «Без крыши, вне закона»), Премии Луи Деллюка, двух Сезаров за документальные работы и почетного Сезара в 2001 году. В 2015 году на Каннском кинофестивале была удостоена Почетной «Золотой пальмовой ветви».

* Обладатель почётной премии «Оскар» за вклад в киноискусство (2018).

* В 1983 году Варда была членом жюри Венецианского кинофестиваля, в 2005 — членом жюри Каннского МКФ. В том же году синематека Квебека представила ретроспективу фильмов Варда и выставку её фотографий.

* Великий офицер ордена Почётного легиона (2017; командор — 2009), кавалерственная дама Большого креста ордена «За заслуги» (2013; великий офицер — 2007). Почётный доктор Льежского университета (2010).

написала SoushKo @ Sat, 30 Mar 2019 14:42:10 +0300

Кинофильмы