Кен Лоуч
Ken Loach
- Средний рейтинг фильмов: 8.00
- Дата рождения: 17 Jun 1936
- Имя при рождении: Kenneth Loach
- Место рождения: Нанитон, Варвикшир, Англия, Великобритания
Британский кинорежиссёр, классик европейского остросоциального кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/38774/
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0516360/
Кеннет Лоуч родился в семье шахтёра. Во время обучения в Оксфорде записался в клуб экспериментального театра. С 1961 года снимал для Би-би-си документальный телесериал о жизни бездомных, который получил огромный общественный резонанс.
В 1968 году на экраны выходит первый полнометражный фильм Лоуча — «Бедная корова» с Теренсом Стампом в главной роли. Для этого кинодебюта характерно сочетание формальной изощрённости в духе французской «новой волны» с приземлённостью, которую кинокритики прозвали «реализмом кухонной раковины». Представителем этого направления, наряду с Майком Ли, Кен Лоуч оставался на протяжении всего своего творческого пути. Он всегда избегал пересечений с Голливудом, следуя традиции социального реализма, привитой британскому кино Джоном Шлезингером.
Пиком раннего творчества Лоуча был фильм «Кес» (1969), который Британский институт кино отнёс по итогам XX века к лучшим свершениям национального кинематографа. После долгих лет относительного забвения Лоуч вновь привлёк к себе внимание картиной «За завесой секретности» (1990), удостоенной приза жюри Каннского фестиваля. Её тема — ирландский сепаратизм. Фильм «Божья коровка, улети на небо», вышедший в 1995 году, получил не менее высокую оценку на Берлинском фестивале. В 2003 году Кен Лоуч был удостоен художественной премии императора Японии.
«Чёрная» комедия Лоуча «Доля ангелов» (2012) принесла ему приз жюри 65-го Каннского кинофестиваля.
Политическая деятельность.
Политическая деятельность.
Член лейбористской партии Великобритании с начала 1960-х, Лоуч покинул партию в середине 1990-х. В ноябре 2004 он был избран в национальный совет коалиции Respect. От этой партии он баллотировался на выборах в Европейский парламент. Лоуч поддерживает организацию Социалистическое Сопротивление (Socialist Resistance). Кроме того, он поддерживает пропалестинскую Кампанию бойкота государства Израиль (PACBI; Palestinian Campaign for the Academic and Cultural Boycott of Israel), поддержанную многими интеллектуалами в палестинском гражданском обществе, включая писателей, кинопроизводителей, студентов, членов профсоюзов и групп защиты прав человека. PACBI — в свою очередь часть более широкого глобального международного движения: Boycott, Divestment and Sanctions (BDS), Бойкот, Разоблачение и Санкции (BDS), которое выступает против действий Израиля.
В 2007 году он был одним из ста с лишним художников и писателей, которые подписали открытое письмо, инициированное организациями Queers Undermining Israeli Terrorism и South West Asian, North African Bay Area Queers, и в котором они призвали Frameline Film Festival - Международный ЛГБТ-кинофестиваль в Сан-Франциско, «прислушаться к призывам к экономическому и политическому бойкоту израильских политических и культурных учреждений, отказавшись от израильского субсидирования кинофестиваля и совместного с израильским консульством спонсирования каких-либо проектов», он также присоединился «к 54 м представителям литературы и культуры из разных стран» в подписании письма, которое гласило, что «празднование 60-летнего юбилея Израиля эквивалентно танцу на палестинских могилах под мелодию депортаций и многогранной несправедливости». Письмо было издано в «International Herald Tribune» 8 мая 2008 года.
Комментируя репортажи о росте антисемитизма с начала войны в Секторе Газа, репортажи он назвал «красная селедка» (англ. red herring идиома — отвлекающий манёвр) и сказал: «Если и был рост антисемитизма, то я и не удивлен. Фактически, это совершенно понятно, потому что Израиль сам подпитывает антисемитизм». Он добавил, что «никто не может потворствовать насилию».
В мае 2009 организаторы EIFF, Международного Кинофестиваля в Эдинбурге, возвратили грант в размере 300£ израильскому Посольству после разговора с Лоучем. Директор поддерживал бойкот фестиваля по просьбе PACBI.
В ответ прежний руководитель английского Канала 4 сэр Джереми Исаакс описал вмешательство Лоуча как акт цензуры и сказал: «Они не должны разрешать кому-то, у кого нет никакого реального положения, никакой силы, вмешиваться в их программы». Позже представитель EIFF сказал, что, хотя фестиваль возвратил 300-фунтовый грант посольству Израиля, организаторы намерены финансировать приезд в Эдинбург израильского режиссера Тали Шалом-Эзер (Tali Shalom-Ezer) из фестивального бюджета. В открытом письме госпоже Шэлом Эзер, Кен Лоуч написал: «С самого начала Израиль и его сторонники представляли своих критиков как антисемитов или расистов. Это — тактика, чтобы подорвать рациональные дебаты. Хочу быть совершенно понятным: как кинопроизводитель Вы получите теплый приём в Эдинбурге, Вы не будете подвергнуты цензуре или отклонены, оппозиция была к деньгам, взятым Фестивалем от израильского государства».
В июне 2009 года Лоуч, Пол Лэверти (автор сценария) и Ребекка О’Брайен (производитель) отказались показать их фильм «В поисках Эрика» (Looking For Eric) на Мельбурнском Международном Кинофестивале, где израильское Посольство — спонсор, после того как фестиваль не отказался от субсидирования. Руководитель фестиваля, Ричард Мур, сравнил тактику Лоуча с шантажом, заявив, что «мы не будем участвовать в бойкоте против государства Израиля, так же как не собираемся бойкотировать фильмы из Китая или других наций, вовлеченных в трудные давнишние исторические споры». Австралийский законодатель Майкл Дэнби также раскритиковал Лоуча, заявив, что «у израильтян и австралийцев всегда было много общего, включая презрение к раздражающим британским претензиям на культурное превосходство. Мельбурн — совсем другое место, нежели Лондонистан».
Лоуч, Лэверти и О’Брайен впоследствии написали: «Мы чувствуем обязанность принимать совет от тех людей, которые живут на оккупированных территориях. Мы также просим других кинопроизводителей и актеров, приглашенных на фестивали, проверять, не является ли израильское государство их спонсором, и если так, объявить бойкот; наша цель - не Израильские кинопроизводители, а Государство. В большом масштабе это — крошечный вклад, но это растущее движение, и пример Южной Африки должен придать нам мужества».
Лоуч также подписал открытое письмо, опубликованное в британской газете «Гардиан» 23 февраля 2009 года, в т.н. «Всемирный день Чечни», в котором резко критиковалось текущее положение дел в этой республике и содержался призыв к президенту России Д. А. Медведеву способствовать «подлинному политическому урегулированию» там, достижимому только через проведение «свободных и честных выборов».
Лоуч — патрон нескольких благотворительных учреждений, включая Doorway, организации для бездомных в его родном городе Нанитон и Наркотики и Бездомность (Drugs and Homeless Initiative (DHI)) в Бате, вместе с Джоном Пилджером и Jemima Khan, Кен Лоуч был среди тех шести человек в суде, которые предложили подписать поручительство для Джулиана Ассанжа, когда тот был арестован в Лондоне 7 декабря 2010 года.
Интересныe факты
* Награды и премии:
1970 год - Хрустальный глобус, фильм «Кес», Карловы Вары.
1971 год - номинации Британской академии: Лучший режиссер («Кес»), Лучший сценарий («Кес»).
1972 год - Берлинский кинофестиваль. Приз ФИПРЕССИ, программа «Форум» («Семейная жизнь»), Приз международного евангелического жюри - рекомендация, программа «Форум» («Семейная жизнь»), Приз Международной Католической организации в области кино - рекомендация, программа «Форум» («Семейная жизнь»).
1979 год - Каннский кинофестиваль. Приз ФИПРЕССИ в параллельных секциях («Черный Джек»).
1981 год - Каннский кинофестиваль. Приз молодежного кино («Взгляды и улыбки»). Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание («Взгляды и улыбки»). Номинации:
Золотая пальмовая ветвь («Взгляды и улыбки»).
1985 год - Берлинский кинофестиваль. Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («На чьей ты стороне?»).
1986 год - Венецианский кинофестиваль. Премия Детского фонда ООН (UNICEF) («Отечество»).
1990 год - Каннский кинофестиваль. Приз жюри («Тайный план»). Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание («Тайный план»). Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Тайный план»).
1991 год - Каннский кинофестиваль. Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Отбросы общества»).
1993 год - Каннский кинофестиваль. Приз жюри («Град камней»). Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Град камней»).
1993 год - Номинации: Лучший европейский фильм («Отбросы общества»). Лучший европейский фильм («Тайный план»).
1994 год - Британская академия. Премия Майкла Бэлкона за вклад в британское кино. Номинации: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Град камней»).
1994 год - Венецианский кинофестиваль. Победитель:
Золотой лев за вклад в мировой кинематограф.
1994 год - Берлинский кинофестиваль, Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа) («Божья коровка, улети на небо»). Номинации: Золотой Медведь («Божья коровка, улети на небо»).
1994 год - Сезар, Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Град камней»).
1995 год - Каннский кинофестиваль. Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Земля и свобода»).
Приз экуменического (христианского) жюри («Земля и свобода»). Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Земля и свобода»).
1996 год - Британская академия. Номинации: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Земля и свобода»).
1996 год - Венецианский кинофестиваль. Золотая медаль президента Сената («Песня Карлы»). Номинации: Золотой лев («Песня Карлы»).
1996 год - Сезар. Лучший фильм на иностранном языке («Земля и свобода»).
1997 год - Британская академия. Номинации: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Песня Карлы»).
1998 год - Каннский кинофестиваль. Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Меня зовут Джо»).
1999 год - Британская академия. Номинации: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Меня зовут Джо»).
2000 год - Каннский кинофестиваль. Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Хлеб и розы»).
2001 год - Венецианский кинофестиваль. Приз «Дети и Кино» («Навигаторы»). Номинации: Золотой лев («Навигаторы»).
2002 год - Каннский кинофестиваль. Номинации:Золотая пальмовая ветвь («Милые шестнадцать лет»).
2002 год - Венецианский кинофестиваль. Приз международной ассоциации кинокритиков - лучший короткометражный фильм («11 сентября»). Премия Юнеско («11 сентября»).
2002 год - Европейская киноакадемия. Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Милые шестнадцать лет»). Номинации: Лучший режиссер («Милые шестнадцать лет»).
2003 год - Сезар. Номинации: Лучший фильм Евросоюза («Милые шестнадцать лет»). Лучший фильм Евросоюза («11 сентября»).
2004 год - Каннский кинофестиваль. Юбилейная премия в честь 30-летия экуменического жюри.
2004 год - Берлинский кинофестиваль. Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа) («Нежный поцелуй»). Приз гильдии немецкого арт-хауса («Нежный поцелуй»). Номинации: Золотой Медведь («Нежный поцелуй»).
2005 год - Сезар. Лучший фильм Евросоюза («Нежный поцелуй»).
2006 год - Каннский кинофестиваль. Золотая пальмовая ветвь («Ветер, который качает вереск»).
2006 год - Европейская киноакадемия. Номинации: Лучший режиссер («Ветер, который качает вереск»).
2007 год - Венецианский кинофестиваль.Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям - особое упоминание («Это свободный мир»). Премия Европейского университета по правам человека (EIUC) («Это свободный мир»). Номинации: Золотой лев («Это свободный мир»).
2007 год - Гойя. Номинации: Лучший европейский фильм («Ветер, который качает вереск»).
2009 год - Каннский кинофестиваль. Номинации: Золотая пальмовая ветвь («В поисках Эрика»).
2010 год - Каннский кинофестиваль. Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Ирландский маршрут»).
2012 год - Каннский кинофестиваль. Приз жюри («Доля ангелов»). Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Доля ангелов»).
2012 год - Сан-Себастьян, Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм («Доля ангелов»).
2013 год - Сезар. Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Доля ангелов»).