Рауль Руис
Raoul Ruiz
- Средний рейтинг фильмов: 8.44
- Дата рождения: 25 Jul 1941
- Дата смерти: 19 Aug 2011
- Имя при рождении: Raúl Ernesto Ruiz Pino
- Место рождения: Пуэрто-Монт, Чили
Чилийский и французский режиссёр, сценарист и писатель. С 1973 года (переворот Пиночета) жил и работал в Париже. Культовая фигура среди французских синефилов, относительно мало известная за пределами Франции.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/59364
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0749914
В 1956-62 гг. экспериментировал в области драматургии. В 60-е годы изучал теологию, право и социологию в Аргентине, где попал под влияние Борхеса, его прихотливых текстов-лабиринтов, логических загадок и парадоксов. Начинал режиссер на мексиканском телевидении как литературный поденщик, доводя до ума сценарии мыльных опер.
Первый короткометражный фильм "Чемодан" снял в 1963 году.
Поставленная в 1968 году экранизация романа Г. Кабреры Инфанте «Три грустных тигра» была удостоена главного приза на фестивале в Локарно. Президент Альенде назначил Руиса своим советником по вопросам культуры.
C 1973 года жил во Франции. Снимал авторское кино для избранных, богатое скрытыми смыслами и сюрреалистической образностью, как, например, разработанный совместно с П. Клоссовски и С. Верни псевдодокументальный проект «Гипотеза похищенной картины» (1979). Картина привлекла новых поклонников искусства кино из числа интеллектуальных снобов, доселе презиравших «бульварное» экранное зрелище.
После переворота в Чили Руис уезжает во Францию, где работает на телевидении, не забывая о кино. Каждый новый фильм собирает небольшую, но преданную аудиторию. Ленты «Все облака — часы» подписана именем автора одноименного романа, некоего японца, за фигурой которого скрывается истинный автор Рауль Руис, мистификатор и парадоксалист.
«Я снимаю два-три фильма в год, причем делаю только то, что мне хочется. Для меня провал — снять фильм не так, как мне хотелось», — говорит режиссер. Иногда ему хочется анонимного творчества, тогда появляются картины, подписанные псевдонимом, без указания имени постановщика или же — вовсе лишенные титров. Ленты «Все облака — часы» подписана именем автора одноименного романа, некоего японца, за фигурой которого скрывается истинный автор Рауль Руис, мистификатор и парадоксалист.
С середины 1990-х гг. Руис работал со «звёздами» первой величины — такими, как Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Джон Малкович. Его фильмы становились относительно мейнстримными и регулярно демонстрировались на крупнейших фестивалях, включая Каннский.
Проблема идентификации — центральная, одна из главных как для Борхеса, так и для Руиса. В картине «Три жизни и одна смерть» (1996) Марчелло Мастроянни исполняет четыре роли — четырех разных персонажей, тем не менее постоянно возникает мысль, что это один герой.
В 1999 г. руководил бюджетной экранизацией романа М. Пруста «Обретённое время».
Три десятка картин чилийского режиссера — это своеобразные сноски на страницах прочитанных книг. Изощренная фабула, изобретательная игра со стереотипами восприятия — на грани яви и сна, действительного и воображаемого, — это его творческий метод.
Конечно, ориентация на литературную и даже лингвистическую проблематику, порой в духе так называемой «аналитической философии», уводит его далеко от «физической реальности». У себя на родине, в Чили, где фильмов Руиса никто не видел, он считается национальным достоянием. Зато имя режиссера то и дело встречается в чилийских кроссвордах, что в какой-то степени соответствует принципам его творчества.
Супруга — режиссёр Валерия Сармьенто.
Умер в Париже в возрасте 70 лет от пневмонии.
Интересныe факты
# Премия «СЕЗАР» в номинации «Короткометражный игровой фильм» за 1979 год.
# Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Приз за вклад в киноискусство» за 1997 год.
написала Wildberry @ Tue, 22 Jan 2013 09:19:12 +0400
# У себя на родине, в Чили, где фильмов Руиса никто не видел, он считается национальным достоянием. Зато имя режиссера то и дело встречается в чилийских кроссвордах, что в какой-то степени соответствует принципам его творчества.