Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Стивен Герэй

Steven Geray

82287 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 10 Nov 1904
  • Дата смерти: 26 Dec 1973
  • Имя при рождении: Istvàn Gyergyay
  • Место рождения: Унгвар, Венгрия (Ужгород, Украина)

В избранном у (1)

Profess thumb Profess

Американский актер венгерского происхождения.

КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/192984
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0314065

Стивен Герэй (имя при рождении – Иштван Гергёи) родился 10 ноября 1904 года в австро-венгерском городе Унгвар (ныне – Ужгород, Украина) и получил образование в Будапештском университете.
Его актёрская карьера началась на сцене Венгерского национального театра в 1924 году, где в течение многих лет он строил успешную театральную карьеру. В 1928 году Иштван дебютировал в кино, сыграв с 1932 по 1937 год в девяти венгерских фильмах.

КАРЬЕРА В БРИТАНИИ (1934–1940)

В 1934 году Иштван Гергёи переехал в Британию, где сменил имя сначала на Стефан, а затем – на Стивен Герэй. В 1934 году, уже под новым именем он дебютировал на лондонской сцене, сыграв в спектакле «Весёлый уик-энд!». Несмотря на некоторые языковые проблемы на начальном этапе, ему тем не менее удалось получить постоянную работу на телевидении и на радио.
В 1935 году Герэй начал сниматься в англоязычных фильмах, сыграв за шесть лет в девяти британских картинах, самыми заметными среди которых стали мелодрама из военной жизни «Высшее командование» (1937) с Лайонелом Этуиллом в главной роли и детектив «Инспектор Хорнли» (1939) с Гордоном Харкером.

КАРЬЕРА В ГОЛЛИВУДЕ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ (1941–1945)

В 1941 году Герэй прибыл в Голливуд, где быстро обнаружил, что на него есть значительный спрос в качестве исполнителя ролей официантов, метрдотелей, стюардов, врачей и даже капитана корабля. Он был полезен как исполнитель маленьких ролей в фильмах, действие которых происходит в экзотических для Америки странах.
В военные годы карьера Герэя стала быстро развиваться. Сначала он промелькнул в эпизоде в качестве игрока в казино в фильме нуар Йозефа фон Штернберга «Жестокий Шанхай» (1941) с Джин Тирни и Виктором Мэтьюром, затем сыграл роль врача в комедийном детективе «Замок в пустыне» (1942) из серии фильмов про частного детектива Чарли Чена, а затем – в нуаровом детективе Фреда Циннеманна «Глаза в ночи» (1942) с участием Эдварда Арнольда, Энн Хардинг и Донны Рид.

Его самой заметной ролью в этот период стала роль в драме «Луна и грош» (1942) по одноименному роману Сомерсета Моэма с Джорджем Сэндерсом в главной роли, где он удачно создал образ фиглярствующего художника Дирка Стрёва. Критика высоко оценила работу Герэя, хотя Босли Кроутер в «Нью-Йорк таймс» посчитал его игру «склонной к чрезмерным аффектам».

В 1943 году Герэй сыграл роль Вершере в классическом хоррор-мюзикле «Призрак в опере» (1943). В годы войны Герэй внёс ценный вклад в серию картин на военную и шпионскую тематику, наиболее заметные роли он исполнил в картинах «Отель Берлин» (1945) и «Гильда» (1946). Он также сыграл в шпионском триллере «Вне подозрений» (1943) о молодой американской паре (Джоан Кроуфорд и Фред МакМюррей), которая в 1939 году под видом свадебного путешествия по Европе собирает сведения о подготовке нацистов к войне, и в шпионском триллере Рауля Уолша «Основание для опасности» (1943) с участием Джорджа Рафта, Питера Лорре и Сидни Гринстрита.
В военном шпионском триллере Жана Негулеско «Конспираторы» (1944) с участием Хэди Ламарр, Пола Хенрейда, Лорре и Гринстрита Герэй сыграл небольшую, но значимую роль резидента нацистской контрразведки в Португалии, а в авантюрном фильме нуар «Маска Димитриоса» (1944) с участием Закари Скотта, Лорре и Гринстрита он сыграл трагическую роль тихого и забитого чиновника югославского Военно-морского министерства Карела Билича, который очень боится потерять молодую красивую жену. Международный преступник Димитриос с помощью подкупа, шулерства, шантажа и угроз заставляет Билича выдать секретную карту минных полей. Мучаясь угрызениями совести, Билич рассказывает обо всём своему начальству, а затем кончает жизнь самоубийством.

В том же году Герэй сыграл в комедии «В обществе» (1944) с популярным дуэтом Бад Эбботт и Лу Кастелло. Он также сыграл небольшую роль доктора Лёвенештайна в драме Фреда Циннеманна «Седьмой крест» (1944) со Спенсером Трейси в главной роли. Фильм рассказывал о бегстве группы заключённых из нацистского концлагеря в 1936 году.

В 1945 году Герэй сыграл небольшую роль врача в психологическом триллере Альфреда Хичкока «Заворожённый» (1945) с Ингрид Бергман и Грегори Пеком, а также в нуаровом триллере Эдварда Дмитрика «Загнанный в угол» (1945) с Диком Пауэллом в главной роли. Действие этой картины происходит вскоре после окончания войны в Аргентине, а Герэй исполняет важную роль крупного местного промышленника, работающего под контролем нацистов. Драма Питера Годфри «Гостиница „Берлин“» (1945) рассказывает о постояльцах гостиницы в Берлине незадолго до окончания Второй мировой войны, среди которых есть нацистские офицеры, борцы сопротивления, учёные, шпионы и обычные немцы, Герэй сыграл в картине роль управляющего гостиницей.

РАБОТА НА СТУДИИ «КОЛАМБИА» (1946–1952)

С 1946 по 1952 год Герэй имел постоянный контракт со студией «Коламбиа». В этот период создаваемые им образы находились в диапазоне от зловещих до симпатичных, а фильмы – от категории А, такие как «Гильда» (1946) до такой откровенной халтуры, как вестерн «Эль Пасо» (1949). Действие фильма-нуар Чарльза Видора «Гильда» (1946) с участием Риты Хейворт, Гленна Форда и Джорджа Макреди происходит в дорогом казино в Буэнос-Айресе в момент окончания Второй мировой войны, где отношения внутри любовного треугольника переплетаются с историей разоблачения нацистской преступной организации. Герэй сыграл в фильме роль остроумного и наблюдательного служащего казино, дяди Пио, действия которого в последней сцене картины играют решающую роль для устранения главного препятствия на пути к счастливому концу.

В 1946 году Герэй сыграл редкую для себя главную роль в культовом нуаре режиссёра Джозефа Х. Льюиса «Ночь так темна» (1946). Действие этой «мрачной маленькой романтической мелодрамы» происходит в сельской Франции, где Герэй предстаёт в образе доброжелательного и трудолюбивого детектива парижской криминальной полиции, который влюбляется в дочь владельцев трактира, при этом вскрывается другая, зловещая сторона его натуры. Многие критики высоко оценили фильм, и прежде всего, его стилистическое решение, достигнутое благодаря усилиям режиссёра. Журнал «TimeOut» отметил, что «фильм содержит больше кинематографических идей и смыслов на квадратный фут экрана, чем любой из современных фильмов категории А… это типичный фильм Льюиса: не выдающийся по мысли, но стильный настолько, что способен потрясти любого поклонника кино». Кинокритик Деннис Шварц отметил, что «фрейдистская история фильма странновата и выходит за рамки правдоподобия, но изящество стиля Льюиса завораживает. Тонкий налёт нуара великолепно передан при богатом изображении сельской жизни, а также при показе распада личности в результате давления на психику, которое приводит к шизофрении. Это создаёт увлекательное зрелище».

В том же году Герэй сыграл второстепенную роль в приключенческом фильме «Возвращение Монте-Кристо» (1946) с Луисом Хейуордом и Джорджем Макреди, а также роль восточноевропейского эмигранта, который смог успешно найти своё место в Америке, в фильме нуар «Крайний срок – на рассвете» (1946). Год спустя он сыграл важную роль шантажиста в фильме нуар Винсента Шермана «Неверная» (1947) с участием Энн Шеридан, Лью Эйрса и Закари Скотта, владельца клуба в нуаровом триллере «Я люблю трудности» (1948) с Франшо Тоуном в качестве частного детектива. А в фильме Рудольфа Мате «Тёмное прошлое» (1948) он сыграл коллегу и друга главного героя, психиатра (Ли Джей Кобб), которому удаётся успокоить и остановить преступника, взявшего его и его семью в заложники (Уильям Холден).
Многие появления Герэя в фильмах 1950-х годов были незначительными и не отражались в афишах, а в титрах его писали чаще всего как «Стив Герэй».
Так, в знаменитой драме Джозефа Манкевича «Всё о Еве» (1950) с Бетт Дэвис и Джорджем Сэндерсом и в успешном фильме нуар Николаса Рэя «В укромном месте» (1950) с Хамфри Богартом в главной роли Герэй сыграл официантов. В 1950 году он также сыграл небольшие роли в трёх фильмах нуар: в психологическом нуаре «Другая женщина» (1950), в триллере Нормана Фостера «Женщина в бегах» (1950) с Энн Шеридан и Денисом О’Кифом он сыграл врача, а в фильме Джозефа Х. Льюиса «Леди без паспорта» (1950) с участием Хэди Ламарр, Джона Ходяка и Джорджа Макреди – роль информатора организатора преступной сети по нелегальной переброске эмигрантов в США.

Герэй закончил свою кинокарьеру ролью Рудольфа, живущего на Диком Западе внука доктора Франкештейна, в низкобюджетном эксплуатационном хоррор-вестерне Уильяма Бодина «Джессе Джеймс встречает дочь Франкенштейна» (1966).

КАРЬЕРА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

С середины 1950-х годов Герэй работал исключительно как надёжный телевизионный приглашённый актёр.
Он сыграл роль доктора в семи эпизодах семейной комедии «Приготовьте комнату для папочки» (1954-9163). Появился в отдельных эпизодах таких телесериалов, как «Кульминация» (1955), «Приключения Супермена» (1956), «Майк Хаммер» (1958), «Перри Мейсон» (1958), «Неприкасаемые» (1960), «Бонанца» (1962), «Караван повозок» (1962), «За гранью возможного» (1964), «Я мечтаю о Джинни» (1965), «Правосудие Бёрка» и «Человек из А. Н.К. Л.» (1966).

Насыщенная карьера Герэя в кино и на телевидении продолжалась до конца 1960-х годов.
В конце 1960-х годов Герэй некоторое время был художественным руководителем театра в Эстес парк, Колорадо.

Стивен Герэй умер 26 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Был женат на венгерской актрисе Магде Кун (17.02.1912 – 07.11.1945).

Интересныe факты

* В 1969-1970гг. в маленьком американском городке Эстес-парк в Колорадо владел баром.

написала SoushKo @ Sun, 09 Apr 2017 13:29:25 +0300

Кинофильмы

Call Me Madam
Комедия, Мелодрама
The Story of Three Loves
Драма, Мелодрама
Gilda
Драма, Мелодрама
Spellbound
Детектив, Мелодрама
The Mask of Dimitrios
Детектив, Драма
Phantom of the Opera
Драма, Мелодрама