Смита Патиль
Smita Patil
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 17 Oct 1955
- Дата смерти: 13 Dec 1986
- Имя при рождении: Smita Patil
- Место рождения: Пуна, Индия
Индийская актриса.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/156333
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0665599
Среди всех актеров и актрис, которые когда-либо появлялись на индийском экране Смита Патиль была самой выдающейся. Смита вспыхнула как ослепительный метеор на индийском кинонебосклоне и сгорела. Она покинула этот мир, не дожив до 31 года, молодой, красивой и такой же чарующей, какой она была на экране...
Смита Патиль родилась в 1955 году в Пуне. Ее отец был министром, а мать - общественным деятелем. Смита окончила среднюю школу Маратхи.
Карьера ее началась на маратхском телевидении, куда в 1972 году семнадцатилетнюю Смиту, студентку колледжа, пригласили работать диктором. "Я не думаю, - рассказывала актриса, - что получила на телевидении какой-то опыт, полезный для актерской профессии. У диктора совсем иная задача - надо просто читать текст, работать на камеру, то есть как раз то, чего нельзя делать в кино... Но телевидение дает популярность. Тебя каждый вечер видят, тебя все знают. Лично я не испытывала от этого радости, но телевидение сделало меня знаменитой. На меня обратили внимание кинематографисты. Я получила несколько предложений сниматься в коммерческом кино, но оно меня не интересовало, и я каждый раз отказывалась...".
Впервые на экране Смита появилась в дипломной работе студента кино института Аруна Кхопкара. В этой ленте и заметил ее Шьям Бенегал, предложивший ей участие в детском фильме "Разбойник Чарандас", а затем и роль Рукмини, жены одного из братьев-помещиков, в "Конце ночи". С тех пор судьба Смиты прочно была связана с кинематографом и более всего - с творчеством Бенегала, у которого она играла затем и в "Пробуждении", и в "Благодеянии", и в "Роли" (в ... прокате - "Трудная роль"), и в "Рыночной площади".
Наиболее сложна, пожалуй, и психологически и в плане чисто техническом работа Смиты Патиль в фильме "Роль", где она играет актрису Ушу, звезду кинематографа, чья жизнь окружена ореолом славы, зазывной пестротой многометровых афиш с ее портретами и... бесконечным одиночеством. Нет счастья в семье: мужу нужна не она, а ее деньги. Обманчиво и счастье, померещившееся ей в других мужчинах, красивых, интеллектуальных или мужественных, - каждый раз новая любовь приносит ей разочарование, каждый раз Уша сталкивается с малодушием или эгоизмом, с нежеланием видеть в ней человека, личность.
В этой роли Смита Патиль рассказала не просто биографию известной актрисы (реальным прототипом которой была Ханса Вадкар, одна из интереснейших фигур индийского театра и кино в 40-50-е годы), но выразила себя, свои размышления о женщине в индийском обществе, свое ощущение связанных с ее судьбою проблем.
В середине 70-х годов Смита Патиль уже зарекомендовала себя в индийском кино как актриса номер один. Она снималась во многих фильмах Бенегала, играла и у других режиссеров “параллельного” кинематографа: у Стаьянджита Рея и Мринала Сена. Она делила экран с такими известными актерами, как Амитабх Баччан, Шаши Капур и Раджеш Кханна.
Актриса всячески избегала мелодраматических, стереотипных амплуа. Вся ее работа в кино - как правило, “земные женщины” со всеми присущими им радостями, заботами, ошибками и надеждами. Таких женщин не было и не могло быть в старом традиционном индийском кино. Героини коммерческих мелодрам выступали либо в образе богинь - хранительниц домашнего очага, либо в виде роковых женщин, развлекающих мужчин в увеселительных ночных заведениях. В 70-е годы журналисты нередко упрекали Смиту, что она снимается в серьезных фильмах, рассчитанных на интеллектуальных зрителей и кинокритиков. И тогда актриса решила доказать себе самой и своим недоброжелателям, что ничто кинематографическое ей не чуждо. Она научилась танцевать в сценах под дождем, скакать на лошади и стрелять из ружья, но даже в кассовых кинобоевиках вроде “Шакти”, “Танцуй, танцуй” и “Встреча”, демонстрировавшихся в нашем прокате, актриса старалась наполнить каждую свою роль эмоциональной импульсивностью и психологической глубиной.
Примечательно и то, что вопреки всем канонам звездного кинематографа актриса не боялась представать на экране не только в ролях своих сверстниц, но и женщин, за плечами которых уже долгие десятилетия трудного жизненного опыта, - такой увидели ее зрители в фильме "Раван" Джони Бакши.
Снимаясь главным образом в фильмах хинди, актриса немало сделала и для своего родного маратхского кинематографа, заметными вехами на пути возрождения которого стали фильмы Джаббара Пателя с ее участием - "Я победил! Я победил!" и "Порог". Сулабха, героиня последней из этих лент, всю себя отдает работе с "социально неблагополучными" женщинами - проститутками, спекулянтками, психически больными, аморальными, страдающими сексуальными отклонениями. Столкнувшись с этим, неведомым прежде морем человеческих несчастий, с коррупцией и равнодушием тех, кто должен заботиться об этих женщинах. Сулабха не отступает, не ожесточается, не проникается циническим пессимизмом, не теряет веры в себя и в людей. Свое дело она воспринимает как человеческий долг и ради этих несчастных готова идти на лишения, жертвы, отказ от личного счастья. Ее счастьем становится сознание полезности, необходимости дела, которому она себя отдает.
Образ положительного героя всегда одна из сложнейших для искусства проблем. Актриса сумела здесь создать характер, достойный стать примером, глубоко правдивый, полнокровный, живой.
Смита Патиль успела сняться более чем в 70 фильмах. Среди них: “Трудная роль”, “Избавление”, “Цель”, “Полуправда”, “Заколдованный круг”, “Народный театр”, “Красный перец” и многие другие, ставшие шедеврами мирового кино искусства. Недаром Мринал Сен назвал Смиту Патиль одной из десяти актрис мирового кино.
Последнюю свою роль Смита Патиль сыграла в фильме Кетана Мехты "Красный перец", драматичном, напряженном повествовании о крестьянке, отстаивающей свою честь от посягательств помещика, готовой погибнуть, но не отступиться от себя, не пойти на компромисс, к которому подталкивают ее окружающие.
Этой картиной и торжественной церемонией в память актрисы на XI Международном кинофестивале в Дели в январе 1987 года открылась Панорама индийского кино и ретроспектива фильмов Смиты Патиль.
Карьера Смиты была трагически прервана ее смертью в 1986 году во время родов (ребенок-мальчик остался жив).
Ей было изначально предопределено ярко вспыхнуть и погаснуть раз и навсегда, и уже никогда не повторяться. Она как бы сама написала свою историю жизни ролями, которые играла - многие ее героини умирали молодыми и красивыми.
Автор текста olga_rakitina.
У Смиты Патиль родился сын от брака с Раджом Баббаром — Пратик Баббар (28.11.86). Он стал актером.
Интересныe факты
* В 1985 году награждена четвёртой по значимости гражданской наградой Индии — Падма Шри.
* Двукратный лауреат Национальной кинопремии и Filmfare Award.
* Индийская неправительственная организация Priyadarshni Academy после смерти Смиты учредила премию её имени за выдающийся вклад в киноиндустрию. Изначально премия вручалась ежегодно, но с 1994 вручается раз в два года. В 2012 году её лауреатом стала Дипика Падуконе. Ранее премии были удостоены многие актрисы Болливуда, например, Маниша Коирала (в 1994 году).