Кэтрин Хепбёрн
Katharine Hepburn
- Средний рейтинг фильмов: 8.48
- Дата рождения: 12 May 1907
- Дата смерти: 29 Jun 2003
- Имя при рождении: Katharine Houghton Hepburn
- Место рождения: Хартфорд, Коннектикут, США
Американская актриса, выдвигавшаяся на премию «Оскар» двенадцать раз и
удостоенная этой премии четырежды — больше, чем любой другой актёр или актриса в истории.
Американская актриса Кэтрин Хепбёрн стала считаться национальным сокровищем.
Кинопоиск:http://www.kinopoisk.ru/name/102546
IMDb:http://www.imdb.com/name/nm0000031
Происходила из знатного рода, корни которого восходят к французским (Луи VII) и английским (Генри II) королям.
Хепбёрн выросла в Новой Англии в семье врача Томаса Норвала Хепбёрна (1879–1962), работавшего урологом в Хартфордском госпитале, он был был известным хирургом и новатором в лечении венерических болезней. Её мать, Кэтрин Марта Хоутон, происходила из знаменитого семейства, владевшего крупнейшим стекольным заводом. Она была видной феминисткой, возглавлявшей местное отделение суфражистской организации, соратницы Маргарет Сэнгер в борьбе за право на контрацепцию.
Кэтрин Хепберн получила блестящее образование. Она окончила колледж Брин Мор, получила степень магистра философии и истории (выпуск 1928 года), знала несколько языков, заработала медаль на чемпионате по фигурному катанию, была второй теннисисткой штата Миссури и одной из самых многообещающих гольфисток в стране.
С 12 лет Хепберн участвовала в любительских спектаклях, которые устраивались во время летних каникул на даче, шоу в колледжах.
Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин с её богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хепберн предпочла путь наибольшего сопротивления.
В 19 лет она заявила родителям, что хочет стать актрисой. Отец вначале возражал, но затем всё же выделил ей 50 долларов на поездку в Балтимор.
Режиссёр тамошнего театра Эдвин Кнопф поручил начинающей актрисе маленькие роли в спектаклях «Царица» и «Факельщики». Если учесть, что у неё не было ни школы, ни опыта, то играла Хепберн довольно удачно.
По окончании сезона Кэйт отправилась в Нью-Йорк. Она начала брать уроки актёрского мастерства у известного педагога Фрэнсис Робинсон-Дафф, которой ученица сразу же понравилась, ибо напоминала ей Элеонору Дузе.
Объявившийся в Нью-Йорке Эдвин Кнопф предложил Кэтрин стать дублёршей исполнительницы главной роли в спектакле «Большое озеро». Но после нескольких репетиций эту роль доверили Хепберн.
Дебют она с треском провалила. И сразу же после премьеры её уволили, но это нисколько не пошатнуло самоуверенности начинающей актрисы. Кэйт не пала духом, и вскоре в другом театре прекрасно справилась с ролью школьницы в пьесе «Эти дни» Клагстон. Увы, спектакль сняли уже через восемь дней… Но затем Кэтрин приглашали вновь, слишком большой успех спектаклей связывался с её именем и у зрителей, и у критики.
В 1928 году Кэтрин вышла замуж за друга юности Ладлоу Огдена Смита, который стал филадельфийским брокером.
И уже в следующем году Хепберн поступает в театр «Гилд», где играет инженю в пьесах «Метеор» Бермана и «Летний месяц в деревне» Тургенева. В Стокбридже она участвует в нескольких спектаклях театра «Беркшир плэйхаус». Её необычная внешность и манеры — и её уникальный голос Новой Англии — поначалу отпугнул некоторых зрителей, но её душевное исполнение наивной, импульсивной молодой актрисы, пытающейся завоевать Бродвей, покорило их.
Наконец в бродвейской постановке её утверждают на главную роль — энергичной, волевой, бесстрашной царицы амазонок Антиопы в спектакле по пьесе Джулиана Томпсона «Муж воительницы».
Премьера состоялась в марте 1932 года в театре «Мороско» в Нью-Йорке. «Муж воительницы» имел успех, а имя Хепберн получило известность. Она почувствовала себя настоящей актрисой.
Хепберн уехала в Голливуд и распрощалась с Ладлоу. Это было начало конца их брака. Через некоторое время они развелись на Юкатане, в Мексике, сохранив дружеские отношения. В дальнейшем Кэтрин часто обращалась за помощью к бывшему мужу.
В кино Хепбёрн дебютировала в 1932 году в фильме «Билль о разводе».
Голливудскому продюсеру Селзнику Кэтрин совершенно не понравилась. Перед ним стояла нескладная девушка лет 25. Одетая в ничем не примечательные брюки и сандалии, она не носила грима и говорила со снобистским коннектикутским выговором. «Боже, — воскликнул Селзник, — это самое жуткое пугало, какое я когда-либо видел. Если нам понадобится кто-то на роль Эндорской ведьмы, мы возьмем её». Однако Джордж Кьюкор думал иначе. Просмотрев пробы, он почувствовал невыразимую прелесть, нечто завораживающее в том, как она ставила стакан на пол. Кьюкор рекомендовал Хепберн на главную роль в нашумевшем предприятии Селзника «Билль о разводе». Её партнёром стал Джон Барримор.
Фильм имел шумный успех и оказался судьбоносным для Хепберн, поскольку его режиссёром был Джордж Кьюкор, который стал её ближайшим другом и ментором, а впоследствии снял её во многих фильмах.
Вот как вспоминал Кьюкор первую пробу Хепберн: «Она не походила ни на кого из тех, кого мне раньше доводилось видеть или слышать. Проба взволновала меня, хотя её игра была далеко не совершенной, тем не менее, я подумал: «Эта девочка очень интересна».
Она подписала контракт с «RKO», мастерство актрисы привносило юмор и изящество во всевозможные экранизации второсортных романов и пьес, в которых её занимали.
Кэтрин Хепберн была прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если эта актриса заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать её по-хорошему. Не секрет, что многие побаивались Кэтрин, хотя она продолжала считать себя наивной и пугливой.
В 1933 году Кэтрин сыграла в фильме «Утренняя слава». Роль Эвы Лавлейс приносит ей первого «Оскара».
А следующую картину — «Маленькие женщины» Хепберн называет среди самых любимых, фильм назван лучшим фильмом года, а Хепберн получила премию Венецианского кинофестиваля.
Так Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года. Теперь круг её общения составляли сплошь знаменитости. Хепберн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Она не разочаровывала никого, разве что себя. Чтобы развеять меланхолию существовали диванные вечеринки Джорджа Кьюкора.
Хепберн доказала свою универсальность в фильме "Маленький священник" (1934), потом с блеском справилась и с ролью Марии Стюарт в фильме «Мария Шотландская» (1935) и чудесной драме с элементами комедии "Дверь на сцену" (1937).
Но на каждый успех в ее ранней Голливудской карьере приходится большой провал - включая такие странности, как "Кристофер Стронг" (1933) и "Сильвия Скарлетт (1935, где она переоделась в мальчика).
В промежутке между съёмками она возвращается на Бродвей, чтобы выступить в сентиментальной пьесе «Озеро» и удостоиться уничижительной реплики известной писательницы и критика Дороти Паркер, которая заявила, что «диапазон эмоций Хепберн от «а» до «б». Спектаклю была суждена недолгая жизнь…
А следом карьера Хепберн вошла в пике. Сначала фиаско в театре, затем фиаско в кино.
Сразу несколько провальных картин подряд. При этом, несмотря на провальные киноленты, в 1935 году она получает номинацию на Оскар за фильм «Алиса Адамс» (1935).
Владельцы кинотеатров начали шарахаться от её имени как от чумы. В своем падении она опередила и Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд.
Кэтрин надеялась сыграть Скарлетт О’Хара в голливудской экранизации романа «Унесенные ветром». Но роль она не получила.
К тому времени она сделала классикой и восхитительную комедийную драму "Праздник" (1938).
В тот же год Уолт Дисней обессмертил ее в форме анимации в роли Маленькой Бо-Пип в короткометражном мультфильме "Мама Гусыня едет в Голливуд - Mother Goose Goes Hollywood.
После провала сумасбродной комедии «Воспитание крошки» (1938), где она снялась с Кэри Грантом и была ядовито названа «отравительницей успеха», Хепбёрн решила порвать с кинематографом и два года отказывалась от всех предложений.
Актриса вернулась на Бродвей в главной роли испорченной тусовщицы Трэйси Лорд в пьесе Филипа Бэрри «Филадельфийская история». Известный драматург специально для неё написал эту пьесу.
Характер главной героини Трейси Лорд очень напоминал взрывной характер Хепберн; даже речь Трейси была похожа на её манеру говорить — бурный поток слов, постоянная ирония, шутки.
Кэтрин попросила Барри прислать ей пьесу; первый акт она одобрила, второй — тоже, а третий попросила переписать. Драматург сделал всё, как хотела актриса, и Хепберн с труппой «Гилд» и режиссером Робертом Синклером приступили к репетициям.
Премьера «Филадельфийской истории» состоялась в феврале 1939 года в Нью-Хэйвене, после чего пьеса пошла на Бродвее. Зрительский успех был ошеломляющим. Хорошо приняла спектакль и строгая нью-йоркская критика. Даже Брукс Аткинсон нашёл слова признания: «Это странная, всегда возбуждённая маленькая женщина со строгой красотой и металлическим голосом. Но нет никакой двусмысленности в поведении её героини. Актриса обладает утончённым вкусом, она удивительно живая и свободна в выражении чувств».
Спектакль прошёл на Бродвее 415 раз, на гастролях в США его показали ещё 254 раза. «Филадельфийская история» принесла более чем миллионный доход и спасла «Гилд» от разорения; сама же Хепберн, которой принадлежала четверть дохода, значительно улучшила своё финансовое положение.
Вскоре многие кинокомпании готовы были выложить любые деньги за право экранизации «Филадельфийской истории». Выяснилось, что этими правами владеет… Хепберн. Она перехитрила всех.
С помощью эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, Хепберн купила права на экранизацию «Филадельфийской истории».
Ее удачная игра окупилась полностью и в 1940 году с триумфом Кэтрин вернулась в Голливуд в главной роли в одноименном фильме, получив за исполнение роли капризной и своевольной богатой аристократки премию нью-йоркских критиков и выдвижение на «Оскар».
Часто играя сильных независимых женщин с собственным умом, Кэтрин и в жизни была такой же. Она не придавала абсолютно никакого значения одежде и носила слаксы вместо платьев. Это в 1940-х годах — когда в моде были женственные сексапильные красотки в облегающих нарядах! Кэтрин Хепберн почти не носила косметику, избегала давать интервью и практически не появлялась на публике. Киностудия неоднократно пыталась повлиять на неё, но тщетно. Однажды костюмеры даже спрятали её слаксы — а она ходила вокруг студии в нижнем белье до тех пор, пока они не были возвращены.
Кэтрин была одной из немногих больших звёзд в Голливуде, не пытавшейся подыгрывать публике и хоть сколько-нибудь приукрасить свою индивидуальность. Многие находили её надменной и неуживчивой.
Этот её отказ принять роль голливудской небожительницы и играть по неписаным правилам привёл к тому, что общественное мнение довольно быстро отвернулось от неё.
Хепберн не отличалась классической голливудской красотой, её красота была скорее аристократической, что ещё больше подчеркивалось её властным, почти мужским характером. В телевизионной автобиографии Хепберн говорит: «В какой-то степени я прожила свою жизнь как мужчина, ибо всегда принимала решения сама. И хотя страх мне был ведом, как и всем нам, я обуздывала его и продолжала идти вперёд».
В конце 1940-х годов Хепберн решила попробовать себя в шекспировском репертуаре. За постановку пьесы «Как вам это понравится» взялся Майкл Бентхолл, возглавлявший «Олд Вик».
Все 148 представлений в нью-йоркском театре «Корт» прошли при аншлагах. После Нью-Йорка труппа совершила продолжительные гастроли по Соединенным Штатам.
Хепберн — актриса широкого диапазона, способная на мгновенные перевоплощения.
Но лучше всего ей удавались роли в комедиях.
Именно к таким картинам относится «Женщина года» (1942), за которую она получила номинацию на Оскар.
Кэтрин играет журналистку со своей точкой зрения, в которой впервые её партнёром был прекрасный актёр Спенсер Трейси, он был приглашен на главную мужскую роль, роль приземлённого ведущего спортивной колонки.
Картина «Женщина года» получила широкий резонанс в обществе. Хепберн свыклась с ролью рупора общественности. 19 мая 1947 года она выступила в поддержку американских коммунистов. Впоследствии Хепберн трактовала этот поступок как шаг в защиту актёров, уволенных по политическим соображениям.
Кэтрин и Трейси составили прекрасный дуэт, это была пара, сведенная на небесах кино.
Кэтрин встретилась с человеком, с которым её связали в дальнейшем девять картин и двадцатисемилетний роман — Спенсером Трейси.
Их взаимоотношениям посвящена книга Гарсона Кэнина «Трейси и Хепбёрн: интимные мемуары» (1972), ставшая бестселлером. Кэтрин описала их и в своих мемуарах, она рассказала о них и в автобиографическом телефильме.
У Хепберн до Трейси были романы и с миллиардером Говардом Хьюзом, были в её жизни бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и колосс американского кино режиссёр Джон Форд. После Трейси у неё уже никого не было. Он исчерпал до дна её любовный источник.
Некоторые из ранних совместных работ Трэйси-Хепберн были тяжелыми драмами, такими, как "Хранитель огня" (1942) и "Море травы" (1947), "Штат Союза" (1948), но их больше всего помнят за смешные столкновения полов в комедиях "Без любви", "Ребро Адама" (1945), "Пэт и Майк" (1952) и "Кабинетный гарнитур" (1957).
Из всех фильмов, в которых Кэртин к тому времени снялась, а их уже было 28, — ни один не отнял у неё столько физических сил, сколько «Африканская королева» (1951), в котором она играла старую деву.
Частые переезды, непривычный климат, тяжелые условия съёмок на натуре, необходимость приспосабливаться к неординарному Хэмфри Богарту, а также к постоянным капризам Джона Хьюстона, — всё это изматывало, но работа была отмечена очередной номинацией на Оскар.
Ее автобиография "Я" (Me), вышедшая в 1991 году, как и более конкретные мемуары - "Африканская королева или как я ездила в Африку с Богартом, Бэколл и Хьюстоном и чуть не сошла с ума", написанная четверть века спустя, после съёмок одноимённого фильма, стали бестселлерами.
Хепберн с большим успехом играла в «Миллионерше» (1952) Б. Шоу. Спектакль вновь поставил Бентхолл. Она отыграла 9 недель в Лондоне, а после летнего перерыва ещё 10 недель — в Нью-Йорке.
Следует отметить, что 1950-е годы прошли для Хепберн под знаком Шекспира. В 1955 году она играла на сцене «Олд Вика» в «Венецианском купце», «Укрощении строптивой» и в «Мере за меру». В течение 6 месяцев Кэтрин вместе с театром гастролировала в Австралии. Гастроли были очень интересными и прошли с огромным успехом. Позже актриса сыграла в спектаклях «Много шума из ничего» (1957), «Двенадцатая ночь» и «Антоний и Клеопатра» (1960).
После серии шекспировских ролей на сцене Хепберн решила вернуться в кино.
В Лондоне она снялась в фильме по пьесе Теннесси Уильямса «Внезапно, прошлым летом» (1960). Роль матери-злодейки, миссис Венейбл, была ей не по душе. Однако Хепберн, проявив завидный профессионализм, справилась со своей задачей, легко переиграла в фильме своих партнёров — Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифта.
Теннесси Уильямс пришёл в такой восторг от актёрского мастерства Хепберн, что следующую пьесу «Ночь игуаны» написал специально для неё. Но актриса посчитала, что роль Мэксин Фолк ей не подходит.
Правда, потом Кэтрин с блеском сыграет Аманду Уингфилд в английском телефильме по пьесе Уильямса «Стеклянный зверинец». «Кэйт — это актриса, о которой мечтает каждый драматург, — утверждал Уильямс. — У неё текст звучит намного лучше, чем он написан: утонченность её ума и чувства позволяет высветить все те смысловые оттенки, которые заложены в каждой произносимой ею фразе».
В 1962 году Хепберн создала образ Мэри Тайрон в фильме по пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь». Критики единодушно признали за ней талант трагической актрисы. Она удостоилась очередной премии американской киноакадемии.
Она была цельной натурой. Её партнёр по четырём романтическим комедиям Кэри Грант говорил: «Кэтрин самая честная женщина, которую мне доводилось встречать». Да, честность и прямота были для Хепберн религией. А в Бога эта дочь хирурга и суфражистки не верила.
С именем Трейси связан пятилетний перерыв в творческой деятельности Хепбёрн: с 1962 по 1967 год она ухаживала за тяжело больным возлюбленным, сменяя у его постели законную супругу, на которой актёр был женат с 1928 года, но жил отдельно. Скрытная Хепберн заговорила о своих отношениях с Трейси только после смерти его жены Луизы в 1983 году.
Хепберн получила за роль жены крупного издателя в антирасистском фильме Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» 10 номинацию и 2-ю статуэтку премии Оскар как Лучшая актриса.
Это была последняя картина Спенсера Трейси. 10 июня 1967 года его сердце внезапно остановилось…
Кэтрин тяжело переживала смерть любимого человека. В это трудное время её поддержал английский актёр Питер О’Тул, уговоривший актрису сняться в историческом фильме «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена. Хепберн блистательно сыграла королеву Элеонору Аквитанскую.
За роль Элеоноры актриса получила 3-й Оскар и премию Британской киноакадемии.Фильм показал стареющую актрису полностью владеющей своим непостижимым талантом.
Одной из самых ярких театральных работ Хепберн стала роль Коко Шанель в мюзикле Элена Джея Лернера «Коко». Мюзикл был совершенно новой формой для актрисы. На прослушивании она спела так, что все, в том числе и продюсер спектакля Фредерик Бриссон, пришли в восторг.
Бродвейская премьера побила все рекорды по выручке — 35000 долларов! Критики сравнивали игру Хепберн с Ниагарским водопадом.
Большим успехом пользовался и другой бродвейский спектакль с её участием — «Вестсайдский вальс» (1981).
Среди других фильмов того времени можно назвать: "Безумная из Шайо", "Троянские женщины" и "Тонкое равновесие" (1973).
Давно предвкушаемое партнерство Хепберн и Джона Уэйна принесло неутешительные результаты, так как "Рустер Кокберн" (1975) получился похожим на разбавленный водой фильм "Африканская королева".
Но когда на пару с ней сыграл другой гигант экрана, Генри Фонда, в "На золотом пруду" (1981), она получила свой четвертый "Оскар" за Лучшую женскую роль и доказала, что она самая тонкая актриса на тот день.
Работа Хепберн на телевидении сводилась в основном к длинным драмам. Она получила номинации "Эмми" за "Стеклянный зверинец" по Теннесси Уильямсу (1973), "Зеленая кукуруза" (1979, которую поставил ее давнишний друг и коллега Джордж Кьюкор.
Она получила "Эмми" за фильм "Любовь среди руин" (Love Among the Ruins, 1975), также поставленный Кьюкором, и с Лоренсом Оливье.
12 номинаций на Оскар и 4 победы в категории Лучшая Актриса, и по сей день является рекордом для любой актрисы, который вряд ли будет повторен в ближайшее время. Показательно, что Хепберн ни разу не участвовала в церемониях вручения Оскаров и лично не принимала статуэток. Кэтрин была женщиной с характером.
И продолжала сниматься в характерных ролях, причем даже в 1990-х годах, когда ей было далеко за восемьдесят, после нескольких лет вне большого экрана, Хепберн уговорили сняться в "Любовной истории" (1994); она предоставила картине светлое пятно в роли тетушки Уоррена Битти.
Кэтрин Хепбёрн за свою карьеру снялась в 92 фильмах.Она была не просто женщиной, это была целая эпоха в истории голливудского кинематографа. В 1933 году Кэтрин Хепберн вручали первого «Оскара». Спустя 34 года, в 1967 году, Кэтрин Хепберн опять получала «Оскара». Такова эпоха Кэтрин Хепберн в Голливуде.
На протяжении всей жизни у Хепбёрн было крепкое здоровье, но к середине 1990-х, после завершения кинокарьеры, оно стало постепенно ухудшаться, донимает артрит, болезнь Паркинсона, а также неизлечимая инфекция глаза. Кроме того, она перенесла операцию по протезированию бедра. Хепберн, не на шутку напуганная проблемами со здоровьем, продала свой дом в центре Манхэттена, который купила ещё в 1932 году, и перебралась поближе к природе, где жила тихо и скромно. Зимой 1996 года она была госпитализирована с пневмонией, которая чуть не убила её. К 1997 году актриса стала очень слаба, довольно мало питалась и почти не разговаривала.
В мае 2003 года у неё диагностировали активно прогрессирующую опухоль в шее, но из-за преклонного возраста была решено не проводить медицинского вмешательства.
Кэтрин Хепбёрн скончалась в возрасте 96 лет в своём доме в небольшом прибрежном городе Олд-Сейбрук в штате Коннектикут. Актриса была похоронена на семейном участке кладбища Седар-Хилл в Хартфорде.
Смерть Хепбёрн вызвала широкое общественное внимание.
В течение нескольких месяцев после её кончины в прессе и на телевидении освещались её жизнь и карьера, ей посвящались многие телепередачи, а заголовки ряда газет и журналов выходили со статьями об актрисе на первой полосе.
Президент США Джордж Буш выступил с заявлением, в котором было сказано, что «Хепбёрн войдёт в историю как одна из художественных сокровищ нации».
1 июля 2003 года театральный Бродвей погасил огни. В знак траура по Кэтрин Хепберн. Так было много лет назад на лондонском Вест-Энде, когда закатилась звезда Вивьен Ли...
В 2004 году в соответствии с пожеланием актрисы, её вещи были выставлены на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, который собрал в итоге 5,8 млн долларов.
Персонаж Кэтрин Хепбёрн появляется в ряде фильмов.
В 1977 году актрису сыграла Тола Фелдшью в телефильме «Удивительный Говард Хьюз»,
а в 1980 году её персонаж в исполнении Мэрианн Тейлор появился в телефильме «Война Скарлетт О’Хара».
В 2004 году в биографической драме Мартина Скорсезе «Авиатор» роль Кэтрин Хепбёрн сыграла Кейт Бланшетт, получив за своё исполнении премию «Оскар» в номинации лучшая актриса второго плана.
Интересныe факты
* С именем Кэтрин Хепбёрн связано несколько мест в квартале Тёртл-Бей на Манхэттене, где актриса проживала более шестидесяти лет. В 1997 году городской сад неподалёку от дома, где она проживала, был назван её именем. Сад состоит из двенадцати ступеней, символизирующие двенадцать номинаций актрисы на премию Американской киноакадемии, каждая из которых содержит надпись с цитатой актрисы.
* К тому же пересечение Восточной 49-ой улицы и 2-ой авеню названо площадью Кэтрин Хепбёрн.
* Именем актрисы был назван театр в городе Олд-Сейбрук, где Хепбёрн провела свои последние годы.
написала ninanika @ Fri, 22 Mar 2013 02:44:58 +0400
* Наряду с Бетт Дэвис была признана Американским институтом кино величайшей актрисой в истории Голливуда.