Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Роберт Вине

Robert Wiene

89490 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 27 Apr 1873
  • Дата смерти: 17 Jul 1938
  • Имя при рождении: Robert Wiene
  • Место рождения: Дрезден

В избранном у (2)

Режиссер, сценарист, продюсер.

Роберт Вине родился в Дрезде­не, в артистической семье (его отец и брат были актера­ми), он решил изучать юриспруден­цию. Однако после окончания уни­верситета Вине предпочел актерс­кую стезю. Перебравшись в Берлин, он значительно расширил поле де­ятельности, выступая в качестве ли­тератора и режиссера. В 1914 г. ему предложили писать сценарии для звезд немецкого кино Хенни Портен и Эмиля Яннингса. В 1915 г. он начал карьеру кинорежиссера, сняв несколько развлекательных лент.
В 1918 г. сценаристы К. Майер и Г. Яновиц принесли Э. Поммеру, главе студии "Декла", сценарий "Кабинет доктора Калигари", по­становку которого должен был осу­ществить Фриц Ланг, однако тот был занят на съемках фильма "Па­уки", и Поммер передал сценарий Роберту Вине.
В маленький городок на севере Германии приезжает цирк, главным аттракционом которого являются выступления сомнамбулы Чезаре, наделенного редким даром предви­дения будущего. Им управляет док­тор Калигари, добродушный тол­стяк в круглых очках. Когда в тихом городке совершаются несколь­ко убийств, подозрения падают на сомнамбулу. Поиски преступника приводят героя, студента Фрэнси­са, в сумасшедший дом. И здесь де­тективная история поиска убийцы делает неожиданный поворот. Сту­дент Фрэнсис оказывается пациен­том сумасшедшего дома, которым заправляет доктор Калигари, и вся рассказанная выше история — не более чем фантазия душевноболь­ного человека, пытающегося твор­чески "переработать" окружающую его действительность.
Для работы над фильмом были привлечены художники, входив­шие в экспрессионистскую группу "Штурм". Они создали декорации, наглядно передающие смятение и неуверенность героев. Горбатые ули­цы, над которыми опасно нависают громады домов с окнами в форме стрел. Прихотливо изогнутые печ­ные трубы на зигзагообразных кры­шах. Сточные желоба, напомина­ющие хищных драконов. Столы и стулья непривычной формы, так и норовящие сбросить усаживающих­ся на них людей. Ощущение хаоса дополняется титрами, состоящими из прыгающих букв. Художествен­ное решение фильма, прямо опира­ющееся на традиции экспрессиони­стской живописи, дало название целому направлению, появившему­ся в немецком кино в начале 20-х гг. Однако влияние фильма не ограни­чивалось одним только декораци­онным решением. Принципиальное значение имела и фигура доктора Калигари. Безобидный старичок в очках оказывался жестоким тира­ном, решительно подавляющим по­рывы к свободе и использующим окружающих для достижения сво­их гнусных целей. Как отмечали критики, в столь необычной форме "Кабинет доктора Калигари" отра­зил чувства и настроения широких слоев общества, тяжело переживав­ших поражение немцев в первой ми­ровой войне. Этим и объяснялось то огромное воздействие, которое ока­зал фильм на мировоззрение мно­гих немецких режиссеров. Творчес­кие идеи, воплощенные в нем, на­шли благодарных последователей в лице многих художников, в том чис­ле и таких выдающихся, как Фриц Ланг и Фридрих Мурнау.
Успех, выпавший надолго "Каби­нета доктора Калигари", выдвинул Вине в число лидеров немецкого ки­но. Он остался верен принципам эк­спрессионистской эстетики и в сво­ем следующем фильме "Генуина". Английский лорд покупает на не­вольничьем рынке красавицу Генуину, принадлежащую к секте, прак­тикующей кровавые жертвоприно­шения, и запирает ее в стеклянную клетку. Тогда Генуина подговаривает брадобрея перерезать горло старому аристократу. Оказавшись на свободе, она сначала доводит до самоубий­ства своего любовника, а затем и бра­добрея, помогшего ей избавиться от престарелого хозяина. Для работы над фильмом режиссеру удалось со­брать проверенную творческую ко­манду. Сценарий написал знамени­тый К. Майер, декорациями занима­лись художники-экспрессионисты Ц. Кляйн и В. Рейманн. Экзотичес­кая, исполненная чувственных мо­тивов лента в свое время пользова­лась изрядным успехом. Хотя в пер­спективном плане ее значение не могло быть сопоставимо с тем вли­янием, которое оказал на развитие кино "Кабинет доктора Калигари".
Роберт Вине вновь заставил гово­рить о себе в 1923 г., когда на экра­ны вышел фильм "Раскольников" по роману Ф. Достоевского "Пре­ступление и наказание". Идея экра­низировать его пришла к Вине во время гастролей в Берлине труппы Московского художественного те­атра. В сущности, фильм представ­лял собой заснятый на пленку спек­такль. Однако рассматривать его как полноценное произведение кино­искусства позволило оригинальное декорационное решение, следующее заветам экспрессионизма. Вздыб­ленные улицы, хаотическое нагро­мождение домов, глубокая тьма под­воротен, в которые ныряют герои. Большое значение придавалось и вещному миру. Когда следователь допрашивал Раскольникова, непо­средственным участником их дуэли становилась паутина в углу комна­ты. Роль Раскольникова с огромной экспрессией сыграл актер Григорий Хмара. В 1923 г. он исполнил роль Иисуса в фильме Вине "Иисус Назаретянин, царь Иудейский". Осо­бенно большое впечатление произ­водила сцена тайной вечери, по­ставленная в лучших традициях классической живописи. Сам Вине признавался, что воспользовался техникой освещения, позаимство­ванной у Рембрандта.
Большой резонанс имел и фильм "Руки Орлака", мистическая исто­рия, к которым Вине испытывал осо­бую склонность. Во время крушения поезда пианист-виртуоз теряет обе руки. В больнице врачи пришивают ему руки казненного преступника. Но вместо радости Орлак испытыва­ет панический ужас перед тем, что чужие руки сделают его убийцей. Этим ловко пользуется настоящий преступник, замысливший уничто­жить Орлака. Этот фильм явился последним значительным произве­дением Вине. Во второй половине 20-х гг. он поставил несколько раз­влекательных лент, ничем не выде­ляющихся из общего потока. В на­чале 30-х гг. режиссер эмигрировал во Францию, поскольку его "Каби­нет доктора Калигари" подвергался жестокой критике со стороны иде­ологов национал-социализма. Вине умер (17.07.1938) в разгар съемок фильма "Уль­тиматум", который завершил ре­жиссер Роберт Сьодмак.
В общей сложности Вине поста­вил околоЗО фильмов. Однако его имя осталось в истории прежде все­го благодаря ленте "Кабинет докто­ра Калигари", положившей начало одному из интереснейших направ­лений в истории кино.(Г. Краснова)

Фильмография: "Бедная Ева" (ArmeEva), "Гордость фирмы" (Der Stolz der Firma), "Он справа, она — слева" (Er rechts, sie links), "Законсервированная невеста" (Die Konservenbraut), все — 1915; "Шир­ма с лебедем" (Der Schirm mit dem Schwan), "Любовное письмо королевы" (Der Lie-besbrief der Kocnigin), "Мужчина в зер­кале" (Der Mann im Spiegel), "Невеста разбойника" (Die Raeuberbraut), "Секре­тарь королевы" (Der Sekretaer der Koeni-gin), все — 1916; "У ворот жизни" (Am Tor des Lebens), "Возвращение Одиссея" (Odysseus'Heimkchr), "Опасная игра" (Em gefaerliches Spiel), "Кабинет доктора Калигари" (Das Kabinett des Dr.Caligari), "Сатана" (Satanas), "Окружным путем к браку" (Der Umweg zur Ehc), "Кровь предков" (Das Blut der Ahnen), "Три танца Мари Вильфорд" (Die drei Taenze der Mary Wilford), "Генуина" (Ge Nuine), "Ночь королевы Изабо" (Die Nacht der Koenigin Isabeau), "Месть женщины" (Die Rache einer Frau), все — 1920; "Адс­кая ночь" (Hoellische Nacht), "Игра с огнем" (Das Spiel mit dem Feuer), оба — 1921; "Саломея" (Salome), "Трагикоме­дия" (Tragikomoedie), оба — 1922; "Иисус Назаретянин, царь Иудейский" (1.N.R.I), "Кукольный мастер из Кианг-Нинг" (Der Puppenmacher von Kiang-Ning), "Раскольников" (Raskolnikoff), все — 1923; "Руки Орлака" (Orlacs Haende), "Пансион Гроонен" (Pension Groonen), оба — 1925; "Гвардейский офицер" (Der Gardeoffizer), "Королева Мулен-Руж" (Die Koenigin vom Moulin-Rouge), "Кава­лер роз" (Der Rosenkavalier), 1926; "Зна­менитая женщина" (Dieberuehmte Frau), "Любимая" (Die Geliebte), все— 1927; "Муки женщины" (Die Frau auf der Fol-ter), "Великая путешественница" (Die Grosse Abenteurerin), "Мужья Леонтины" (Leontines Ehemaenner), "Бесчинства любви" (Unfug der Liebe), все— 1928;"Другой" (Der Andere), 1930; "Паника в Чикаго" (Panik in Chikago), "Любовный экспресс" (DerLiebesexpress), оба — 1931; "Полицейские действия" (Polizeiakte), "Ночь в Венеции" (Eine Nacht in Vene-dig), оба — 1934; "Ультиматум" (Ultima­tum), 1938.

Кинофильмы