Рэй Манзарек
Ray Manzarek
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 12 Feb 1939
- Дата смерти: 20 May 2013
- Имя при рождении: Raymond Daniel Manczarek Jr.
- Место рождения: Чикаго, Иллинойс, США
Американский музыкант, продюсер, автор песен, один из основателей и клавишник группы The Doors.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/33154
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0544456
Рэймонд (Рэй) Дэниел Манзарек-младший вошёл в историю как один из самых блестящих экспериментаторов в рок-музыке. Одним из его изобретений была одновременная игра на электрооргане "Vox Continental" и на басовом электропианино "Fender Rhodes Piano Bass", благодаря чему группа "The Doors" не задействовала на концертах бас-гитариста (однако, для работы в студии басиста всё же приглашали). Кроме того, Рэй Манзарек прославился филигранными соло-партиями. Наиболее известные из них были представлены в песнях «Light My Fire» (1967) и «Riders on the Storm» (1971).
Уроженец Чикаго с польскими корнями Рэймонд Дэниел Манзарек более известный как Рэй Манзарек появился на свет 12 февраля 1939 года. В семь лет мальчик познакомился с классическим пианино, а уже в 50-х его захватили чувственный буги-вуги, первобытный блюз и энергичный рок-н-ролл. В школе Рэй играл в одной команде с братьями Риком и Джимом, да и став студентом продолжил зарабатывать на карманные расходы музыкой.
В начале 60-х Манзарек поступил в Калифорнийский Университет на юрфак, однако быстро осознав, что изучение законов его не прельщает, перевелся на кинематографическое отделение. Там в 1965-м Рэй познакомился с Джимом Моррисоном, чьи стихи оказались удачным дополнением к музыкальным идеям классически подготовленного клавишника. Проскочившая между ними творческая искра привела к созданию легендарной группы "The Doors", участниками которой также стали гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор.
Бас-гитариста в команду подобрать не удалось, но Манзарек ловко справлялся с этой проблемой, исполняя соответствующие партии на своем "Fender Rhodes". И хотя внимание публики больше всего привлекал Джим, а в авторах песен зачастую указывались все члены коллектива, именно Рэй являлся архитектором опьяняющего звука "The Doors".
После кончины Моррисона группа просуществовала еще некоторое время и выпустила пару альбомов (где Манзарек поделил вокальные партии с Кригером), но ввиду снизившегося успеха была распущена. Расставшись с коллегами, Рэй занялся сольным творчеством и за пару лет записал пару пластинок, "The Golden Scarab" и "The Whole Thing Started With Rock & Roll Now It's Out Of Control". Обе работы уходили корнями в творчество "The Doors" и лишь немного отличались от ранних "дверных" опусов облегченно-джазовым настроем. В середине 70-х Манзарека вновь потянуло на командный формат, и вместе с гитаристом Полом Уорреном, басистом Найджелом Харрисоном и барабанщиком Джимми Хантером он сколотил проект "Nite City". С "ночным городом" Рэй переключился на другую музыку, поскольку стиль ансамбля сравнивался критиками с "Mott The Hoople" и "Aerosmith". К сожалению, творчество "Nite City" осталось недооцененным, и после двух пластинок группа распалась.
В 1978-м уцелевшие "The Doors" воссоединились для записи музыкального сопровождения к стихам Моррисона, и хотя программа, запечатленная на диске "An American Prayer", имела большой успех, троица не стала продолжать совместную работу. На рубеже 80-х Лос-Анжелес захлестнула волна панка, и один из коллективов этого направления, "X", обратился к Рэю за помощью как к продюсеру. На удивление клавишник справился с новыми обязанностями на отлично, и альбом "Los Angeles" стал серьезной вехой в панк-движении.
Ray Manzarek В 1983 году Манзарек затеял свой, пожалуй, самый амбициозный проект и на основе произведения немецкого композитора Карла Орффа сделал рок-оперу "Carmina Burana". Несмотря на то, что альбом получился великолепным (хотя ничего дорзовского в нем не было), критика сочла его излишне претенциозным, и клавишник надолго скрылся от широкой публики. Лишь в начале 90-х Рэй вышел из тени, чтобы попенять скандальному Оливеру Стоуну за искажение фактов в фильме "The Doors". В 1993 году Манзарек скооперировался с поэтом-битником Майклом МакКлюром и записал с ним пластинку "Love Lion", где чтение стихов сопровождалось джазовым пианино. Дуэт даже гастролировал по стране с этой программой, а параллельно Рэй начал готовить мемуары с воспоминаниями о "Doors". Книга "Light My Fire: My Life With the Doors" была опубликована в 1998-м, а позже вышли еще два манзарековских литературных опуса, "The Poet In Exile" (2001) и "Snake Moon" (2006).
На стыке веков клавишник вместе с английским бардом Дэррилом Ридом записал диск "Freshly Dug", а в 2002-м воссоединился с Кригером для концертов с репертуаром их бывшей группы. Также в 2000 году Рэй попробовал себя в кинематографе как автор сценария и режиссер триллера "Love Her Madly", однако его звуковая дорожка к этому фильму вышла только шесть лет спустя. В конце нулевых Манзарек объединился с гитаристом Роем Роджерсом, в результате чего на свет появилось два альбома, акустический "Ballads Before The Rain" и электроблюзовый "Translucent Blues".
Интересныe факты
* Рэй Манзарек написал автобиографическую книгу «Light My Fire», в которой описал годы, проведённые в группе The Doors.
* В период The Doors Рэй увлекался медитацией, не употреблял стимуляторов.