Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Игорь Озеров

Игорь Вячеславович Озеров

95739 large
  • Средний рейтинг фильмов: 7.82
  • Дата рождения: 17 Mar 1933
  • Дата смерти: 1 Jan 1987
  • Имя при рождении: Игорь Вячеславович Озеров

Советский актёр театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/200891

Игорь Вячеславович Озеров окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского.
Он был актёром Ленинградского БДТ имени Горького, а затем работал в Ленконцерте чтецом.
Игорь любил читать французскую лирику, поэзию Итальянского Возрождения, делал композиции советской поэзии и был автором оригинального монтажа «Маленьких трагедий» Пушкина. Всю свою жизнь чтеца всегда выступал с сопровождением музыки. Это была не мелодекламация, музыка всегда подбиралась в точном соответствии с поэзией, её эмоциональном строем.
В фильме—опере «Евгений Онегин» (1958), поставленном в пятидесятые годы Романом Тихомировым (в то время — главным режиссёром Кировского театра), Озеров появился в облике Ленского (пел Григорьев, и пел очень достойно). Состав актёров был идеальным: красавец Вадим Медведев с его аристократическим челом был хрестоматийным Онегиным (Кибкало); Татьяна, красавица под стать ему — Ариадна Шенгелая (Вишневская), а Ольга — кокетка Немоляева. От Ленского невозможно было оторвать глаз: высокий, с одухотворенным лицом, с роскошными, слегка вьющимися волосами до плеч. Казалось, живое воплощение наших представлений о пушкинском герое. Им был создан поистине трагический образ: контраст красоты и роковой судьбы поэта. А свою последнюю элегию — плод скорбных размышлений — Ленский писал в тиши кабинета (по Пушкину), кино представило такую возможность. Эта была первая работа Игоря Озерова в кино.
За 27 лет работы в кино, период с 1958 по 1985 год фильмография Игоря Озерова насчитывает 21 фильм.

К тому времени Игорь Вячеславович оставил БДТ и перешел на постоянную работу в Ленконцерт. У него возник непримиримый конфликт с Г. Товстоноговым. Игорь не стерпел жесткого диктата, интриг. Замечательный русский актёр, страшно талантливый, добрейшая душа. Таким людям трудно преодолевать интриги, царящие в театрах. Замена театральной сцены на эстрадную была вынужденным шагом, но Игорь был бескомпромиссен в творчестве.
Актёром он был необыкновенным. Одной из первых его театральных работ был князь Мышкин. Он играл его периодически, в паре с гениальным Смоктуновским. С назначением Игоря на эту роль связана история почти в духе Достоевского. Товстоногов был категорически против кандидатуры Озерова, разразился скандал и Игорь вышел из театра в подавленном настроении. Он шел вдоль Фонтанки, так же, как много позже, герой его фильма «Все остается людям» (1963) пойдет, не разбирая дороги, с мыслями о самоубийстве. Вдруг кто—то сзади положил ему руку на плечо, Игорь обернулся… Смоктуновский. Великий актёр обнимает его и, со словами дружеского участия, незаметно ведет назад в театр. На Ленинградском ТВ в свое время была сделана запись сцен с Озеровым—Мышкиным. Он не копировал и не подражал Смоктуновскому, образ «рыцаря бедного» был невероятно родственным самому актёру — не от мира сего.
Судьба Игоря сложилась во многом трагически. Он все—таки оставил театр, но в Москву, как многие бэдэтешники, не уехал. Стал чтецом Ленконцерта. А чтецом он был незаурядным. Тогда в этом жанре преобладал академический стиль торжественно—напыщенной декламации. У Игоря был свой актёрский голос. Переведя на язык оперы, можно определить его, как лирический тенор, но богатый обертонами, разнообразный по своей выразительности. Наверное, он был последним романтическим актёром советской театральной эпохи, так и не вписавшимся в Систему. Казалось, не было таких стихов и поэтов, которых он не знал. Его вкус к поэзии, безошибочно определелял фальшь в стихах также, как и в музыке, когда слух режет невесть откуда взявшийся чужеродный звук.
У Игоря Озерова были потрясающие по красоте программы: французская поэтическая лирика от Возрождения до любимых им Превера и Апполинера. Потом он читал цикл поэзии Итальянского Возрождения. У него были вечера, посвященные Беранже, Бернсу в переводе Маршака. В советской поэзии он делал большие композиции из «Мастеров» Вознесенского, стихов своих друзей — Шефнера, Левитанского и Окуджавы.
И все же стихи Пушкина и Блока долгое время ждали своего воплощения в его программах, так была высока профессиональная требовательность Артиста к себе. Все программы были с музыкой. Игорь, будучи невероятно музыкальным, точно знал, что должно звучать в тех или иных стихах по характеру, ритму, темпу.
Но он пришелся не ко двору и в Ленконцерте. В итоге разлада с начальством он очутился в Парке ЦПКиО им. Кирова в должности худрука с нищенским окладом. С трудом он вернулся на сцену. Но это было второе рождение, мастерство обрело свою зрелость.
На вечере, посвящённом 150—летию со дня смерти Пушкина, Игорь задумал прочесть в первом отделении свой монтаж «Маленьких трагедий», а во втором — шестую главу из «Онегина» и много любимых стихов...
Зал Филармонии был набит до отказа. В «Маленьких трагедиях» Игорь, без костюмов и грима, продемонстрировал чудеса перевоплощения, при этом почти не двигаясь по сцене и не меняя тембр голоса. Его герои оживали в выразительной декламации пушкинского текста, обогащенной мыслью самого артиста. А в шестой главе «Онегина» с неожиданным драматизмом прозвучали фрагменты из «Реквиема» Моцарта, отпевающие Поэта. «Пророка» Игорь читал на «пиано». Это был не громогласный призыв, а мольба о спасении… На «бис», после «скандежа», Игорь со всепроникающей душевностью и необычайной теплотой прочел притихшему залу «Зимний вечер»…
Он жил и работал в Вырице, окруженный любовью его семьи. Счастье пришло к нему только в последние несколько лет.
Но, как это часто бывает, безжалостная судьба распорядилась по—своему. Игорь, торопясь на свою премьеру вечера поэзии Блока, упал на ступеньки лестницы, ведущей в зал.

Похоронен актёр в Вырице (Гатчинский район, Ленинградская область) на церковном кладбище.
Жизни и творчеству актера посвящена глава 28 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

Интересныe факты

* У Игоря Озерова с женой была давняя традиция (почти, как в фильме «Ирония судьбы») — в новогодний вечер слушать «Вертера» в Малом оперном театре. По причине краткости оперы, её каждый год ставили именно вечером 31 декабря, и довольные посетители театра, соприкоснувшись с прекрасным, благополучно успевали к праздничному столу.

написала ninanika @ Tue, 16 Sep 2014 22:33:44 +0400

Кинофильмы

Переступить черту
Драма, Криминал
Молодая жена
Драма, Мелодрама
Гранатовый браслет
Драма, Мелодрама
Синяя тетрадь
Исторический