Редко в последние годы мы видим грузинское кино. Совсем было отвыкли. Как отвыкли от грузинского вина и шипучего Боржоми. А прекрасное грузинское кино здесь все-таки можно увидеть, хоть и с небольшим французским акцентом. Темур (Теймураз) Баблуани с семьей в смутные времена уехал во Францию. Старший его сын Гела Баблуани уже там получил мировую известность как французский режиссер. Его дебютная картина «Тринадцать» имела «убойный» успех. И вот теперь он вернулся с отцом и с младшим братом на историческую родину в
компании молодых французов. Старший из Баблуани написал эту историю, Гела – снимал, как режиссер, а Георгий сыграл одну из главных ролей. Такое вот семейное кино! Те, кто видел предыдущий фильм Гелы Баблуани, наверняка узнают нескольких французских актеров, которым теперь доведется сыграть в Грузии грузин. «Наследство» Гелы и Темура Баблуани начинается как старая добрая грузинская комедия, типа старой доброй рязановской комедии «Необыкновенные приключения итальянцев в России».
Но нет, не в Россию, а в Грузию начала XXI века приезжают эти трое молодых французов – две девушки и парень (Сильви Тестю, Ольга Легран и Станислас Мерар). В Тбилиси нанимают переводчика Николая (Паскаль Боньяр), которому не слишком везло в сотрудничестве с гуманитарными миссиями. Но эти парижане приехали с частным визитом. Приехали не в поисках прабабушкиных драгоценностей. Хотя именно грузинская прабабушка в начале прошлого века вышла замуж во Франции, и теперь ее наследница может вступить во владение фамильным феодальным замком. Правда, их честно предупреждают, что фамильное «шато» нынче практически развалилось и находится в труднодоступном месте – в горах Сванетии. Туда им предстоит двухдневная поездка с ночевкой на видавшем виде автобусе. Так что мы настраиваемся на некие забавные приключения иностранцев среди колоритной местной публики на фоне живописной грузинской природы.
Экзотическое путешествие по неведомому краю для любознательных французов уже сулит массу впечатлений. Поэтому все этапы долгого пути фиксируются на видеокамеру. По пути в автобус подсаживаются еще два странных пассажира, старик (Лео Капаридзе) и юноша (Георгий Баблуани), в черных траурных костюмах. Странны они не тем, что в жаркий день одеты в черное, а то, что их объемистый багаж – пустой гроб. Молодой человек - студент университета, и даже учит там французский язык. Так что может пообщаться с молодыми парижанами. На их удивленные вопросы, - Что за странный багаж вы везете? – откровенно отвечает, - Для дедушки. Он умрет завтра…
Итак, пора напомнить, кто является авторами этого фильма. Темур Баблуани, можно сказать, представляет старшее поколение грузинского кинематографа. Еще до переезда во Францию он прославился такими картинами, как «Перелет воробьев» и «Солнце неспящих». Картины, полные этнического колорита и мягкого юмора. А вот его сын - Гела Баблуани известен как мастер психологического триллера. Стало быть, эти два мастера должны создать в тандеме нечто объединяющее и совершенно не поддающееся классификации по жанру. И создадут на этот раз совершенное во всех отношениях кино, по-грузински мягкое, «вкусное», местами даже забавное, но в целом невероятно драматическое и пронзительно грустное. Фильм печальный, прежде всего, из-за непонимания менталитета жителей горских деревень, из-за несостоявшегося диалога двух цивилизаций.
Наследный замок вряд ли когда-нибудь будет восстановлен. Так же как вряд ли в ближайшем будущем прекратится родовая вражда между двумя семьями в горных селениях Сванетии. Тяжкое наследие предков – вендетта. Недаром хозяин гостиницы удивился, что нынешние французы не ценят величия Наполеона. Очень кстати слышать этот разговор в горной части Грузии об уроженце острова Корсика, где обычай кровной мести культивируется и по сей день. Темур Баблуани сам уроженец Сванетии и прекрасно знаком с древними обычаями горцев. Столь ожидаемое всеми убийство могло бы наконец прекратить давний конфликт между двумя семьями. Никто, даже начальник местной полиции(Гиви Сихарулидзе) не собирается мешать исполнению вековых традиций. Гораздо больше его поразит в дальнейшем то, что глухонемой владелец деревенского магазинчика (Огюст Легран) внезапно заговорит. Хотя да - он ведь тоже не из местных! А тут эти любопытствующие посторонние, да еще с видеокамерами!
«Наследство» Баблуани - не детектив, не триллер, а простой, ясный, человечный, волнующий и очень понятный рассказ, притом очень короткий – всего на один час десять минут. Я даже пересмотрел его сразу же во второй раз. Даже до конца зная развитие сюжета, фильм смотрится с волнением и четче воспринимаются некоторые детали. И вот уже несколько дней мысли о нем меня не оставляют. Жаль, что мы редко смотрим нынче хорошее грузинское кино. И современное, и выдержанное временем старое кино, оставшееся нам в наследство.
@ Sat, 23 Feb 2013 15:57:27 +0400
Спасибо! Спасибо за хорошую (как всегда!) рецензию, за хороший отзыв о грузинском кинематографе и ... одним словом большое спасибо!
К грузинскому кинематографу и колориту отношусь с теплотой, особенно если он "с выдержкой". Несколько настораживает французская составляющая... Надеюсь, она не особо меняет атмосферу?
А рецензия понравилась.
К грузинскому кинематографу и колориту отношусь с теплотой, особенно если он "с выдержкой". Несколько настораживает французская составляющая... Надеюсь, она не особо меняет атмосферу?
А рецензия понравилась.
Не стоит беспокоится. Присутствие французов, которые исполняют роли французов (3) и даже грузин (2), нисколько не портит картину, наоборот, даже обостряет восприятие этой потрясающей истории.
Рад, что пригодился. Надеюсь скоро здесь будет "Солнце неспящих" того же Баблуани. Запрос я подал, так что...
«Необыкновенные приключения итальянцев в России» - гнилое, фальшивое, наигранное дерьмо. дальше читать не стал, посему ни + ни -.
спасибо за рецензию! фильм пока еще не смотрел, но переданная атмосфера понравилась.
Недавно просматривал марки, которые собирал в детстве, какое все же богатство красок, образов и форм.. сейчас такое убожество.. и не только в марках поразбрасывались, теперь время собирать