Начну с того, что не собирался писать рецензию. С фильмами в этом смысле как с людьми, одни резко нравятся/не нравятся, а другие проявляются постепенно. Или забываются. Но по поводу этого фильма все же захотелось чего-нибудь сказать.
Одноименный роман канадского писателя Яна Мартелла, экранизацией которого и является "Жизнь Пи" тайваньского кинорежиссера Энга Ли, я не читал (на данный момент времени), поэтому пишу только исходя из увиденного.
А увиденное отозвалось во мне рядом образов, которые перемешиваются и дополняют друг друга,
образуя довольно причудливую картинку.
Например, "Старик и море" Хэммингуэя и ряд произведений Джека Лондона. Со "Стариком" ассоциация довольно прямая, большая часть повествования там тоже происходит в лодке.. Но не в этом суть. И у Хэммингуэя, и у Лондона много внимания уделяется отношениям человека с тем, что мы привыкли называть Природой. В осознании величия окружающего тебя мира приходит понимание собственной ничтожности и сиюминутности. Собственной - это заботы, страсти, переживания, меркантильные устремления и материальные мечты.. Все, что тебя волновало и смотрелось огромным, как сам мир, оказывается несущественным и микроскопическим перед лицом Бескрайних Пучин Океана или Пустоты Белого Безмолвия. А потом странным образом приходит и понимание собственного величия. Собственного - это Единого со всем Сущим, когда осознаешь себя частью Большего, но в то же время ощущаешь по-настоящему Целым. Бесконечным.
Визуальный ряд картины завораживает, такие фильмы приятно смотреть, даже если в них больше ничего и нет. Впрочем, это не тот случай.
Еще "Жизнь Пи" напомнил различные истории времен больших путешествий. То, что мы сейчас называем несколько пренебрежительно - сказки, мифы, легенды. Синбад-мореход, Одиссей, подвиги Геракла, сирены, русалки, единороги, драконы, сказочные пещеры с невероятными сокровищами, острова - обитель бессмертных. За семью морями.. В тридевятом царстве..
Все моря уже давно посчитаны. Знание - свет, но у каждой медали две стороны. Насколько был больше и богаче мир, когда на нем еще были белые пятна. Когда человек не знал, что там, за Бескрайними Морями на Далеких Берегах.
Правда в том, что мы по-прежнему мало что знаем, но думаем, что знаем почти все. И это мнимое знание порой играет с нами злую шутку, делая наш мир чрезвычайно маленьким и ограниченным. И нас вместе с ним.
Ну и, конечно, Маугли. Индийский мальчик, тигр (правда Ричард Паркер, а не Шерхан) - как тут не вспомнить сказку Киплинга? Понятно, что реальность всегда прозаичней. И если бы не было буддийских монастырей, где монахи живут вместе с тиграми - над этим можно было бы только посмеяться.
Недавно, кстати, видел передачу про одно японское кафе, где официантами работают японские макаки. Владелец кафе выглядел очень довольным. То ли дешевый рабочий труд так его вдохновлял, то ли он просто любит животных - мы можем только гадать. (А какой вариант лично вам больше нравится? :) Примечательно, что макаки (вот тупые животные!) совершенно не понимали по-русски, и корреспонденту пришлось произнести "орэндзи дзюс", чтобы заказать апельсиновый сок.
Но все это только присказка. Создатели честно предупреждают с самого начала, что фильм прежде всего о вере.
Если кому-то доводилось попадать в шторм или ураган, то с большой вероятностью он согласится, что страшнее зрелище трудно себе представить. Даже если находишься на берегу.
А если этот кто-то к тому же еще читал книгу пророка Ионы Ветхого Завета, то он наверняка был удивлен некоторыми особенностями характера Ионы. Например, тем, что Иона отправляется спать, когда корабль попадает в сильный шторм и вся команда молит всех известных богов о спасении. И хотя главный герой фильма "Жизнь Пи" индийский юноша Писин Молитор Патель (Пи) наоборот не может уснуть, и выходит наверх, чтобы полюбоваться видом разбушевавшейся стихии - это вещи одного порядка. Ревущий океан вызывает у Пи восторг. Что должно происходить в сердце человека, если он с радостным интересом смотрит на огромную волну или в глаза тигра?
В бородатое советское прошлое показывали как-то научно-популярный фильм о поведении животных. Выдумщики-ученые в целях эксперимента создали ряд условий, чтобы кошка считала цыплят своими детьми. "Съест или не съест" - видимо в таком направлении работала научная мысль. Какой инстинкт победит, так сказать. Строго говоря, с точки зрения этологии в смещении родительского поведения на животных другого вида ничего необычного нет. Кошка заботливо ухаживала за цыплятами. Цыплята деловито копошились на ней. Один цыпленок все пытался клюнуть кошку за розовый язык, подпрыгивал и зависал, вцепившись в него, а кошка лишь трясла головой и не могла понять, чего он хочет. Смотрится это, конечно.. Примерно как мальчик, улыбающийся большой волне.
Фильм условно можно поделить на две части. Первая - "как бы сказочная" - очень красочная и смотрится великолепно. Небо и океан, многократно отражающиеся друг в друге, удивительные рыбы, чудесный остров с толпами сурикат, путешествие по океану в стиле Жак-Ива Кусто или Федора Конюхова, ну и, конечно, непростые отношения Пи и Ричарда Паркера.
Вторая часть - "как бы реальная" - гораздо короче. Это для тех, кто хочет "как оно все на самом деле".
Интересно, почему Энг Ли не захотел снять альтернативную историю в стиле "Расёмон", чтобы было два визуальных ряда одних и тех же событий? Но.. не захотел.
Писин Молитор Патель был назван в честь бассейна во Франции (Piscine Molitor). Слишком длинное имя для маленького мальчика. Жизнь, мир или что-то ещё в те или иные моменты времени будут пытаться ограничить тебя. Большую Веру заменить на маленькую конфессиональную, Жажду знаний и Непредвзятость ума заменить на правила и соответствие нормам, а Интуицию и Фантазию на прагматизм и материализм. Огромный мир будет становиться все меньше и меньше, пока не превратится в маленькую лодку, окруженную бурлящей водой. Тебе постоянно будет чего-то не хватать, так что ты вынужден будешь толкаться, кусаться и топтать. В конечном счете мир, жизнь или что-то ещё скажут тебе: "Ты забрал под себя все, до чего смог дотянуться, хотя это и так принадлежало тебе. Но это не сделало тебя счастливым. Скоро ты закончишься, потому что ты был никто и будешь - никто, и звать тебя - Писун."
Или же ты можешь сказать жизни, миру или чему-то ещё:
- Вы удивительны и полны загадок, и подобны бесконечно расходящимся кругам на воде. Вы принадлежите мне, как и я принадлежу Вам. Мое имя - Пи - это отношение длины любой окружности во Вселенной к ее диаметру, будь то шестеренка в часах, круговорот воды в природе или галактический экватор Млечного Пути. Пи - маленькое число, но оно никогда не заканчивается и его нельзя полностью посчитать. Кто хочет, может попробовать :)
Два варианта действительности. В какой бы хотели поверить Вы?
Приятного просмотра!
Я книгу тоже не читала, но не думаю, что это помешало оценить кино по достоинству. Книги и фильмы принадлежат разным видам искусства с разным набором выразительных средств и разными воможностями. Цель у них одна, правда - погрузить зрителя/читателя в воображаемый мир и вызвать в нём сопережеиание, растворение в этом мире. Если фильм добился этого, то свою задачу он выполнил.
Что касается альтернативной истории, снятой на плёнку, вы знаете, я читала интересное предположение одного из критиков. Он так рассуждал:"Жерара Депардье на двухминутную роль в фильм не приглашают. Возможно, Ли снял эту историю, но при монтаже решил её не включать в окончательный вариант". Этот критик надеется, что альтернативная история (если она действительно снята) будет включена в дополнительные материалы на ДВД. При всей любви к таланту Депардье, я предпочитаю фильм таким, каким видела его в кинотеатре - без второй истории на экране.
сподвигли на книгу ..пошла чиать))))
Очень понравилось, а последние два абзаца пробрали таки до мурашек... В конце вы написали "Два варианта действительности", наверное, ссылаясь непосредственно на контекст данной истории; вариантов действительностей гораздо больше )
Я книгу тоже не читала, но не думаю, что это помешало оценить кино по достоинству. Книги и фильмы принадлежат разным видам искусства с разным набором выразительных средств и разными воможностями. Цель у них одна, правда - погрузить зрителя/читателя в воображаемый мир и вызвать в нём сопережеиание, растворение в этом мире. Если фильм добился этого, то свою задачу он выполнил.
Что касается альтернативной истории, снятой на плёнку, вы знаете, я читала интересное предположение одного из критиков. Он так рассуждал:"Жерара Депардье на двухминутную роль в фильм не приглашают. Возможно, Ли снял эту историю, но при монтаже решил её не включать в окончательный вариант". Этот критик надеется, что альтернативная история (если она действительно снята) будет включена в дополнительные материалы на ДВД. При всей любви к таланту Депардье, я предпочитаю фильм таким, каким видела его в кинотеатре - без второй истории на экране.
по поводу Депардье у меня тоже были такие мысли..
может вызвали в Мордовию со съемок, поднимать культуру, вот и пришлось Энгу Ли как-то выкручиваться
сподвигли на книгу ..пошла чиать))))
тогда уж можно и книгу Моасира Скляра "Макс и семейство кошачьих" ("Макс и кошки", считается, что именно она вдохновила Яна Мартелла
Очень понравилось, а последние два абзаца пробрали таки до мурашек... В конце вы написали "Два варианта действительности", наверное, ссылаясь непосредственно на контекст данной истории; вариантов действительностей гораздо больше )
ну да, в контексте фильма, что-то типа "люди делятся на две категории. одни сидят на трубах, а другим нужны деньги"
тогда уж можно и книгу Моасира Скляра "Макс и семейство кошачьих" ("Макс и кошки", считается, что именно она вдохновила Яна Мартелла
это чтоб я подольше сюдой не заходила???
это чтоб я подольше сюдой не заходила???
вряд ли это возможно
и уж точно не таким способом
Спасибо за рецензию. Книгу после просмотра фильма читать не буду, не вижу смысла. Вы и так все ценные мысли собрали и написали ) Да и без рецензии почему-то не захотелось книгу эту почитать.
Спасибо за рецензию. Книгу после просмотра фильма читать не буду, не вижу смысла. Вы и так все ценные мысли собрали и написали ) Да и без рецензии почему-то не захотелось книгу эту почитать.
Спасибо! Но согласитесь, фильм получился довольно необычный. Казалось бы, очень наивный, но что-то в нём есть