Вы будете смеяться, но я не смотрел “Бригаду” - предыдущую работу Алексея Сидорова - и нисколько об этом не жалею. Как не жалею и о том, что увидел “Бой с тенью”.
(небольшие спойлеры)
Те, кто не устал от бокса на телеканалах, могли в 2005 году посмотреть его ещё и в кино. Чисто боксёрское понятие в названии этого фильма можно немножко ассоциировать с припевом “Песни без слов” группы “Кино” (там - “День вызывает меня на бой”). Пафос здесь и пафос там – вещи хоть и немного, но
сходные. Но здесь звучат совсем другие песни – Серёга с одной из своих спортивных частушек, Джанго и даже финская “Апокалиптика”.
“Он думал, что это главный бой в его жизни. Он ошибался” - такие слова звучали в трейлере. Тот самый бой – титульный, за звание чемпиона мира, неизвестно, правда, по какой из многочисленных версий (их ведь в боксе до одури много), главный герой, русская Белая надежда Артём Колчин (дебютная роль в кино Дениса Никифорова), во-первых, проигрывает, а во-вторых, не должен был принимать. По состоянию здоровья – в случае чего был риск потерять зрение. Но раз уж он пошёл на такой риск, то в дальнейшем вокруг этого всё и закручивается… Да, и в-третьих, многие уже уверяют, что это лучший киношный боксёрский поединок всех времён и народов: “Никакой Голливуд или Болливуд рядом не валялся”.
Так начинается история человека, которого спорт парадоксальным образом не отвлёк от криминала. А скорее даже вовлёк. Основные темы можно вообще распределить так: сначала бокс с поползновениями на подковёрные интриги, потом медицина, потом наркотики и борьба с преступностью. С убийствами, драками и погонями. А развязка - на фоне декораций “Ричарда III” Шекспира! Много смешных диалогов, но большинство, к сожалению, быстро забывается.
Динамизм, напряжённость и зрелищность – всё это у “Боя” не отнимешь. Смысл и психология? Я ожидал даже меньшего.
Отметим и хороший образец “product plasement”. “Московский комсомолец” в фильме фигурирует как любимая газета персонажей, у которой ещё и самые шустрые репортёры. По крайней мере, соперника Колчина действующего чемпиона Палмера у трапа самолёта первым вопросом встречает именно кто-то из них. Впечатление такое, что если кто-то читает газету, то это обязательно “МК”.
Цитата:
- Поздравляю с самым выдающимся проколом за всю историю нашего подразделения.
А фразы “Просто вендетта уличного парня” (с той интонацией, как может говорить именно Андрей Панин) и “Хорошая компания – слепой, наркоманка и пионер. Прямо какая-то банда Стампа!” я бы вообще сделал просто новой классикой. И ведь при всех словесных финтах и сюжетных поворотах (как вам желание боксёра перейти в профессиональные шахматы?) это совсем не комедия, а вещь очень серьёзная.
Немного об актёрских работах. Роль главного злодея Вагита Валеева – очередная удача Андрея Панина. В своём привычном образе негодяя он вальяжно и с какой-то чемпионской уверенностью умудряется найти какие-то новые фишки, оставаться убедительным и обаятельным. Он может говорить вкрадчивым голосом, а может пафосно полемизировать, поставив эффектную точку в своей роли издевательской фразой “А справедливости нет, майор!”
Мастер криминальных спецопераций с опытом работы в ГРУ Змей (Александр Кузнецов) своей неуязвимостью, хваткой и настойчивостью напоминает одновременно Терминатора, героев Сигала и робота-зайца из “Ну, погоди!” Чуть ли не как в пословице: его гонят в дверь – он лезет в окно. Запомнился и известный нам как шофёр Ирины Салтыковой в “Брате-2” Александр Карамнов – ему хорошо удался образ тупого оперативника Рагозы, у которого весь ум ушёл в мускулы. Такой здоровый и симпатичный гротеск.
Саша Белый (Сергей Безруков) здесь – этакий персонаж а-ля Полуночный Ковбой из “Малхолланд-Драйв” Дэвида Линча, почти камео. Тот сначала появляется в одном эпизоде со словами, а ближе к концовке просто молча проскальзывает на заднем плане весёлой вечеринки. А вот эти доводы “Как так, его же убили…” вызывают только снисходительную улыбку. И вспоминается фраза из анекдота: “Кто сказал? Николай Коперник? Выйти из строя! Как умер? Почему не доложили?” Ну что удивительного? Давайте считать, что по отношению к “Бригаде” это всё-таки не сиквел и не какой-нибудь там пиквел. А вполне самостоятельное произведение, просто немного с ней пересекающееся.
Можно считать, что Сидоров не только опасается, но и не хочет вылезать из таких атрибутов жанра, как стрельба, драки, разборки и так далее. Но что получилось, то и получилось. Даже в таком виде (или именно в таком виде?) успех его творения неотвратим, как крах капитализма. Не берусь гадать, оправдается ли бюджет (производители, конечно, на это сильно рассчитывают), бухгалтерские расчёты в итоге покажут. Зрители же могут посмотреть и получить удовольствие.
Товарищ спросил меня, есть ли мораль в “сей басне”. Мораль напросилась такая: “Ещё раз можно убедиться в смене ценностей у молодого поколения”. Персонаж Никифорова со своим среднеспециальным образованием теоретически мог бы спокойно идти работать на завод. Но разве он это сделает? И разве кого-то из зрителей это устроит? По нему так калечиться на ринге или грабить банк под лозунгом “Во жизнь довела!” намного веселее и приятнее. Я не говорю, что легче, а именно веселее и приятнее.
В оригинале эта моя рецензия вышла в "МК" в Омске" вскоре после выхода фильма.
Хороший фильм, за рецензию спасибо