Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Kvantoo7 thumb
10/10

Фильм одного актера или как наше кино до сих пор остается любимым.

Рецензия на фильм «Отец солдата»

5221 thumb

Кинокартина "Отец солдата", снятая на киностудии Грузия-фильм, в СССР, вышла на экраны где-то в 1964 году. С того времени минуло уже почти 50 лет (в следующем году у картины юбилей!). Целые поколения выросли, многие ушли. Почти не осталось уже тех, кто проливал кровь за нас. Люди мыслят по-другому, по-другому относятся к тому, что было, к войне, к жизни в целом. И при всем при этом фраза: "Мой сын, сукин сын!" и сейчас заставляет улыбнуться, и одновременно почувствовать  дрожь по телу и слезы  на глазах. В чем

секрет того советского кинематографа, который уйдя вместе с одноименной страной сумел оставить след столь огромный (хотя бы подобными фильмами), что он и сегодня взывает к самому лучшему, что есть в человеке и заставляет его проснуться и гордо поднять голову? Боюсь полного ответа на этот вопрос нет, но можно постараться ответить хотя бы частично.

Какие условия должен был соблюсти молодой режиссер Резо Чхеидзе, который на момент создания фильма уже был лауреатом (ни много не мало!!) премии Каннского кинофестиваля, дабы суметь сделать свою картину успешной? И в чем было его "тайное оружие", что позволило стать фильму культовым? Он имел на руках хороший сценарий, фронтовика Жгенти. Но не только хороший текст обеспечил фильму подобный успех. Были учтены все составляющие успешного кино, и после долго труда родился шедевр. Но каковы эти составляющие? Попробуем рассмотреть самые главные, а так же попробуем найти то тайное оружие Чхеидзе, что обессмертило его картину.

Для человека всегда было важно не быть одному. Одиночество гибельно. Во многом именно поэтому люди дружат, создают семьи, объединяются в коллективы и т.д. Однако для успешного существования человеку необходимо быть полноценным членом общества, в котором он будет не только уважаем сам, но и будет иметь возможность уважать и сопереживать другому человеку. Для той страны, как и для теперешней, в силу ряда причин, это чрезвычайно важно. Кроме того, с детства нас, наших отцов и дедов воспитывали в духе приоритета коллективного над индивидуальным. В силу этого фильмы, где мы можем искренне сопереживать главным героям обречены на успех. Видимо для Резо Чхеидзе это была одна из главных доминант при создании картины.

Старый отец, сын которого вот уже несколько лет воюет, получив весточку из госпиталя о ранении отпрыска, решает его навестить. Он собирается в дорогу, покидает своей благодатный край, и, не смотря на все трудности, достигает госпиталя. Однако сын уже выписался. Грузины из Кахетии медлительны, но упрямы - решил сына увидеть, значит увидит. А дальше... Смотрите фильм, пересказывать уже больше ничего я не буду. Но и того, что я уже поведал достаточно, чтобы любой, кто смотрит кино начал сопереживать герою. По ходу фильма начинаешь лелеять надежду, что он скоро найдет своего сына и все у них будет хорошо. Ведь сколько отцов так и не дождались, так и не нашли... Нет в мире другой такой страны (как СССР), в которой столь многих не дождались. Спросите, если еще не знаете, скольких в вашей семье не вернулось с фронта. Ну как после такого не сопереживать старику, как быть равнодушным?! Особенно в 64 году, всего 19 лет спустя Победы. Режиссер тонко прочувствовал этот момент, показав нам старика, который, не дождавшись сына, в страхе перед тем, как бы ему его и вовсе не потерять (особенно после того, как у него на глазах убили молодого солдата, попутчика), последовал за ним на фронт. Велика отцовская любовь и не менее велико понимание ее в стране, где люди на себе прочувствовал боль утраты сыновей.

Война, обрушиваясь на человека, несет ему огромные несчастья и беды, часто губит его и его близких. Но мало где так явственно проявляются черты человека и настоящий его характер, как на войне. Человек, настоящий Человек, и на войне старается как можно дольше таким оставаться. Гиорги Махарашвили (главный герой фильма) - простой работяга-крестьянин, всю жизнь сеял и пахал. Земля для него - жизнь. Лоза для него - красота этой жизни. Он из Кахетии, что на востоке Грузии. Лоза растет там повсеместно и виноград для кахетинца, как впрочем и для любого грузина сродни собственному ребенку - он ухаживает за ним денно и нощно, он холит и лелеет его, нет для него дороже ничего! Увидев, как танк давит лозу, он бросился его останавливать, а, держа в руках землю, он с любовью думает о пахоте, о том - "какой хороший земля, жирный". Истина проста - он человек, он остался человеком и не забыл, что война кончиться и жизнь все равно восторжествует. Находясь в беде, человек тянется к тому, что ему дорого, вспоминая дни благоденствия и инстинктивно начинает верить в лучшее - и вот еще одна причина, по которой наши фильмы так любимы и сейчас. Они дают веру в лучшее, вопреки всему. Фильм Чхеидзе также не лишен этого момента, и умело его обыгрывает.

Для успеха фильма, большого успеха, такого как у "Отца солдата" необходимо делать фильм динамичным, добавлять туда моменты комичные, не перегружать людей слишком большим трагизмом момента, однако и не упускать его, дабы не свалиться в фарс. Режиссер сумел грамотно дозировать все ингредиенты, и, умело смешав их, дать на выходе качественный продукт, который и сегодня, в век сверх динамичного кино  смотрится хорошо. В фильме много небольших эпизодов, в которых очень тонко обыгрываются различные человеческие стороны - безногий матрос, случай с артистами и т.д. Надо смотреть и самостоятельно находить свое в каждом из подобных эпизодов. 

Много можно еще перечислить, о многих достоинствах нашего кино говорить, но пока достаточно и того, что сказано. Наши фильмы заставляют сопереживать и быть с героем "одной крови", они оптимистичны и дают человеку надежду на лучшее. Они динамичны, не лишены юмора. Трагизм в них неизбежен, однако не непобедим - со слезами на глазах вы встаете после просмотра фильма и идете домой, думая про себя: "да, погиб главный герой, но не погибли его друзья и все равно все будет хорошо!" или что-то в этом роде. Тут бы точку поставить, но... У Чхеидзе есть "тайное оружие", о котором мы уже говорили, и которое и помогло этому фильму выйти в ранг культовых. Ведь фильмов про войну много, но не многие так горячо любимы!

В этом фильме состоялся бенефис великого (без тени бахвальства!) советского актера Серго Закариадзе. Прекрасный театральный актер, профессионал, мастер своего дела, он уже был знаменит к моменту выхода картины на экраны. Но после выхода... Это был фурор! До этой картины он сыграл во множестве фильмов, играя совершенно разные роли, вплоть до крайне отрицательных. Например Шадимана Бараташвили в саге "Гиорги Саакадзе". После "Отца солдата" было много ролей, среди них и звездные - например доктор Леван в "Не горюй" Данелия. Но именно этим фильмом и образом Гиорги Махарашвили он обессмертил свое имя. И именно он (по моему скромному мнению) и есть то "тайное оружие" режиссера, которое сделало его фильм великим. На мой взгляд все достоинства картины были бы незаметны без великолепной работы Серго Закариадзе. Поэтому я считаю, что фильм "Отец солдата" - фильм одного актера.

Если кто не знает, главному герою фильма на предполагаемой родине поставили памятник - мало какую актерскую работу удостаивали такой чести. Образ, созданный Закариадзе, стал бессмертным. Он, который и до этой картины был признанным мастером харизматичных ролей, сумел сыграть так, что во всех уголках огромной страны его моментально поняли и прочувствовали все его горе. Ведь такое же горе постигло отцов и в Ленинграде, и в Душанбе и в Киеве и во всех уголках страны. Закариадзе создавая образ типичного грузинского крестьянина, с присущей для кахетинцев медлительностью, упорством и вдумчивостью создал обобщающий образ родителя, который ищет самое дорогое, что у него осталось - сына. Это было понятно всем по всему СССР, это прекрасно понимают и во всем мире. Играя простого крепкого мужика, он удивительно точно сумел изобразить все его слабости, надежды, старания и боль, все, что так дорого и близко любому человеку. Серго Закариадзе показал нам храбреца и упрямца - "давай бороться!", говорит он офицеру, который не хочет отпускать его на фронт. Он показал нам мудреца, обладающего простой и великой крестьянской мудростью - "это же виноград, ты его не растил, ты его не сажал". Он показал нам человека, каким он должен быть! И его поняли и продолжают понимать. "Годердзи, бичо! Чтож я матери твоей скажу (გოდერძი, ბიჭო! დედაშენს რა უთხრა!)" - для того, чтоб заплакать в этот момент не надо говорить на языке Руставели и хорошо петь. Достаточно просто быть человеком. Это тяжело, но каждый из нас на это способен. И наши фильмы, пусть уже из несуществующей страны, могут помочь не терять в себе то человеческое, что нес и несет Гиорги Махарашвили, и что так великолепно сумел показать на экране Серго Закариадзе.

Следующее можете не читать (рецензия и так большая), однако я все же напишу - воспоминания уж больно подходят к теме разговора:

Шел 2007 год, наш самолет задержали и мы с моим приятелем решили скоротать время в кафе, в зале ожидания. Решили ожидание скрасить коньяком, ибо от скуки застолье, пусть маленькое, наипервейшая вещь, уж поверьте. Вылет без конца откладывали, коньяк без конца не кончался (воспоминание о выпивке навивают грамматические каламбуры!). Мой товарищ киношник с интересом рассказывал о своей работе, а я, как вы понимаете, не без интереса его слушал - кинолюбитель, как ни как! И как-то плавно разговор наш с режиссеров отечественных перешел на режиссеров советских. К моему удивлению, описывая то у кого из наших метров какая картина была наиболее успешной, мой друг не назвал "Отец Солдата" наиболее успешной работой режиссера Чхеидзе. На мой вопрос, почему последовал простой ответ:

"А что же ты хочешь, это ведь фильм одного актера! Без Закариадзе картина вовсе бы не была такой".

Я возмутился - как же так, ведь команда не выигрывает без тренера и армия без генерала. Ведь актера сразу видно, а режиссер в тени. Одним словом коньяк брал свое и я упорно не желал принимать данный факт. Факт, который через пару лет, после пересмотра картины я все же признал. Правда товарищу не сказал, признался молча, в глубине души. И вот теперь решил наконец открыто признать его правоту, ибо считаю, что это действительно так.

P. S. Я прекрасно знаю, что многим не нравиться сегодняшняя политическая обстановка между двумя странами - Россией и Грузией, но я искренне верю в то, что подобные фильмы не дадут нам забыть то хорошее, что было между нами и, что еще может быть. Даст Бог! Поэтому смотря этот фильм забудьте о политике - это не только грузинский фильм. Я бы сказал, что это фильм обо всех советских людях и для всех кто любит жизнь так, как ее любили наши артисты создававшие такие шедевры. И, кроме того, это фильм очень дорог всем тем людям, которых  осталось уже так мало, и о которых в нашей стране (а теперь уже в странах) так позорно забыли.  

С огромной благодарностью перед всеми, кто бился тогда и с глубочайшим уважением,

Автор.

Прошу прощения за ошибки.

@ Wed, 15 May 2013 02:33:37 +0400

Комментарии к рецензии (16)

moviefan_us

Не собиралась заходить. Уже поздно, но прочитала рецензию, и решила сказать прямо сейчас - до чего же проникновенно и душевно. Спасибо. Вы правы. Это действительно фильм одного актёра. Фильм замечательный, но Серго Закариадзе заслуженно отождествляется с фильмом. Он - центр и сердце картины. Роль, с которой он вошёл в кинематографическое бессмертие. Как Вы правильно отметили, это его бенефис. А "Не горюй" - лебединая песня.

friendly
  • Киновед
  • Wed, 15 May 2013 10:39:42 +0400

Мне рецензия очень понравилась, все к месту, все правильно. Здорово написано. Спасибо, от меня +.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 15 May 2013 16:22:02 +0400

Не имею ничего против достоинств рецензии. Когда сняли этот фильм, мне было 3 года. Первый раз его смотрел где-то в двенадцатилетнем возрасте. Потом еще несколько раз после двадцати и тридцати лет. Фильм захватывает тем, что здесь не столько показана героическая борьба целого народа, сколько военная судьба старого человека, который прошел всю войну и каким образом он "нашел" эту войну. Рецензия будет очень полезной для молодого поколения, которое не очень любит смотреть советские фильмы о войне, фильмы 50-70 годов.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 15 May 2013 19:52:22 +0400

Я впервые смотрел этот фильм, когда служил в армии, в 1965 году. Тогда впервые, в год 20-летия Победы, 9 мая стал государственным праздником и выходным днем. Как военнослужащему, мне даже присудили юбилейную медаль (которую я, впрочем, так и не получил). Простите за столь лирические и биографические подробности, которых не лишена и весьма прочувствованная рецензия.

Как-то я уже писал, что нас лишили в некоторый момент такого яркого и богатого пласта нашей советской и мировой культуры, как грузинский кинематограф. Пора бы пополнить нашу Кинокопилку картинами Эльдара и Георгия Шенгелая, Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани, Ланы Гогоберидзе, Михаила Кобахидзе, Гелы Баблуани и многих, многих других.


TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 15 May 2013 21:41:16 +0400

Посчитал количество фильмов на Кинокопилке. Получилось 13258. Много это или мало ?
Существуют разные версии относительно количества выпущенных фильмов.

Например, по данным на 27 сентября 2010 года в базе IMDb находились:

1 685 497 статей о фильмах и телесериалах, в том числе:
942 132 отдельные серии телесериалов
255 417 полнометражные фильмы
175 066 короткометражные фильмы

Есть источники, которые утверждают, что фильмов не менее 300 000 - 400 000, а есть данные, что уже более миллиона.

Так что не удивительно, что здесь нет многих интересных фильмов. Но для этого и нужны такие сайты как Кинокопилка.

Profess
  • Киновед
  • Wed, 15 May 2013 21:58:07 +0400
TEKTONIC писал:

Посчитал количество фильмов на Кинокопилке. Получилось 13258. Много это или мало ?
Существуют разные версии относительно количества выпущенных фильмов.

Например, по данным на 27 сентября 2010 года в базе IMDb находились:

1 685 497 статей о фильмах и телесериалах, в том числе:
942 132 отдельные серии телесериалов
255 417 полнометражные фильмы
175 066 короткометражные фильмы

Есть источники, которые утверждают, что фильмов не менее 300 000 - 400 000, а есть данные, что уже более миллиона.

Так что не удивительно, что здесь нет многих интересных фильмов. Но для этого и нужны такие сайты как Кинокопилка.

Вообще это немного по сравнению с более известными трекерами, особенно со свободной раздачей.

kvantoo7
  • Кинолюбитель
  • Wed, 15 May 2013 22:15:56 +0400
Bars2009 писал:

Я впервые смотрел этот фильм, когда служил в армии, в 1965 году. Тогда впервые, в год 20-летия Победы, 9 мая стал государственным праздником и выходным днем. Как военнослужащему, мне даже присудили юбилейную медаль (которую я, впрочем, так и не получил). Простите за столь лирические и биографические подробности, которых не лишена и весьма прочувствованная рецензия.

Как-то я уже писал, что нас лишили в некоторый момент такого яркого и богатого пласта нашей советской и мировой культуры, как грузинский кинематограф. Пора бы пополнить нашу Кинокопилку картинами Эльдара и Георгия Шенгелая, Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани, Ланы Гогоберидзе, Михаила Кобахидзе, Гелы Баблуани и многих, многих других.


К сожалению, грузинский кинематограф уже не тот, что раньше - хороших новых фильмов мало. Кроме того, есть еще одна проблема - качество. Многие из старых фильмов просто не отвечают стандартам качества сайта. Например, я просил выложить "Солнце неспящих" Т. Баблуани, но получил отрицательный ответ на свой запрос - плохое качество! Жаль...

kvantoo7
  • Кинолюбитель
  • Wed, 15 May 2013 22:17:42 +0400
Je ne regrette rien писал:

Не собиралась заходить. Уже поздно, но прочитала рецензию, и решила сказать прямо сейчас - до чего же проникновенно и душевно. Спасибо. Вы правы. Это действительно фильм одного актёра. Фильм замечательный, но Серго Закариадзе заслуженно отождествляется с фильмом. Он - центр и сердце картины. Роль, с которой он вошёл в кинематографическое бессмертие. Как Вы правильно отметили, это его бенефис. А "Не горюй" - лебединая песня.

Спасибо вам за похвалу! А Закариадзе был великий актер, и очень жаль, что многие его работы не известны широкой публике в силу, хотя бы языкового барьера.

kvantoo7
  • Кинолюбитель
  • Wed, 15 May 2013 22:19:20 +0400

Спасибо всем, кто не поленился прочитать и оставить свой отзыв.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 15 May 2013 22:19:50 +0400
kvantoo7 писал:

К сожалению, грузинский кинематограф уже не тот, что раньше - хороших новых фильмов мало. Кроме того, есть еще одна проблема - качество. Многие из старых фильмов просто не отвечают стандартам качества сайта. Например, я просил выложить "Солнце неспящих" Т. Баблуани, но получил отрицательный ответ на свой запрос - плохое качество! Жаль...

Может надо искать на грузинских сайтах ?

Добавить комментарий