Фильм «Дневник Памяти» — это экранизация одноимённого романа Николаса Спаркса. И роман и фильм рассказывают историю, которую иначе, чем душещипательной не назовёшь. Я ничего не имею против сентиментального, душещипательного или слёзовыжимательного жанра, если в результате получается хорошее, человечное, душевное кино, а не слащаво-приторная ходульная мыльная опера. У режиссёра Ника Кассаветиса получилось хорошее кино. Может быть, потому, что Ник унаследовал талант и видение своего отца, актёра и режиссёра Джона Кассаветиса,
«пионера американского независимого кино», чьи фильмы отличались исключительными реалистичностью и правдивостью в изображении человеческих эмоций. А может быть, и потому что в роли состарившейся Элли Ник снял свою маму, Джину Роулендс, любимую актрису Джона, с которым она сделала десять фильмов. Роулендс заслуженно считается одной из лучших актрис американского независимого кино, создавшей в своём творчестве целую галерею кино-портретов женщин, интересных сочетанием внутренней силы и ранимости. Ну а скорее всего, успехом фильм обязан тому, что в нём без зазоров соединились все необходимые составляющие, которые делают фильм событием и привлекают всё новых почитателей, и юных, и не очень, и женщин, и мужчин. За прошедшие годы со дня выхода «Дневникa Памяти» на экран, он вошёл во множество списков лучших романтических фильмов всех времён, а его герои, Ной и Элли названы в числе самых любимых кино-персонажей за последние 20 лет.
Ник Спаркс написал роман «Дневник Памяти» после знакомства с бабушкой и дедушкой своей жены, которые отметили 60-ую годовщину семейной жизни. Молодого писателя поразила любовь, которая освещала лица юбиляров, которую они смогли пронести через годы. Роман «Дневник Памяти» — это дань признательности и восхищение Спаркса теми редкими парами, чьи истории дают всем надежду на то, что настоящая любовь, не подвластная ни времени, ни коварным ударам судьбы, существует в этом мире.
Очень важен в таком фильме, предполагающем глубокий эмоциональный отзыв у зрителя, удачный выбор актёров на роли героев и в молодости, и в пору заката и неизбежного ухода. Зритель должен безоговорочно поверить в достоверность чувств, в эту пресловутую «химию» между героями, или скорее даже в «физику»: в то, что пространство между ними заряжено до предела, так, что даже воздух вибрирует. Кассаветис хотел снять в ролях Ноя и Элли не слишком примелькавшихся актёров, и его выбор пал на молодых канадцев Райана Гослинга и Рэйчел МакАдамс. Я читала, что совместная работа перед камерой вызвала конфликты, несогласие и даже антипатию актёров друг к другу. Гослинг вспоминал странное ощущение от работы над историей любви с партнершей, с которой сложились отношения непонимания и отчуждённости. Тем более удивительной кажется атмосфера всепоглощающей любви между экранными персонажами, которой веришь полностью. Я — поклонница Гослинга с самого первого фильма, в котором его увидела, «Фанатик» (2001). У него удивительное экранное присутствие и харизма. Он — актёр, способный создать образ всего лишь несколькими штрихами. Райан обладает даром убедительно и красноречиво молчать и выразить целый спектр эмоций всего лишь взглядом и лёгкой улыбкой. МакАдамс в роли юной Элли была откровением. Она по-настоящему освещала экран. Её яркая, кипучая, страстная Элли невольно приводит к мысли о том, как важно для молодого артиста не только иметь талант, но и найти сценарий, как бы созданный для него специально, позволяющий отождествиться с персонажем, вдохнуть в него жизнь, сделать его неотделимым от своей творческой персоны. И как необходимо начинающему (а, впрочем, и опытному) актёру встретить режиссёра, который поможет таланту открыться и расцвести в полной мере.
Джина Роулендс и Джеймс Гарнер непринуждённы и естественны в своих ролях, они избегают пафоса, мелодрамы и пережима. Артистическое мастерство Гарнера настолько отточено, что за сложными сценами в его исполнении не чувствуются труд, долгие раздумья и репетиции. Он без всякого нажима убедителен и прост, когда говорит своим детям: «Это же моя любимая здесь». Уязвимость, неуверенность и замешательство, сыгранные Джиной Роулендс добавляют элегические мотивы в тон повествования.
Визуальный мир фильма, созданный камерой Роберта Фрэсса насыщен выразительными образами, он кажется осязаемым и слегка нереальным в своей красоте, что придаёт истории несколько идеализированный нездешний характер. И это вполне оправдано, так как «Дневник Памяти» является по сути своей сентиментальной, отчаянно романтической фантазией, но как нужны нам такие фантазии. Они озаряют жизнь светом надежды, уносят нас в мир, где любовь, верность, нежность и преданность не умирают. Это мир, где состарившийся Орфей до последнего вздоха пытается вывести свою Эвридику из затягивающего лабиринта одиночества, в котором даже «самые быстролётные птицы памяти» совсем скоро уже не смогут её догнать.
Мне хочется верить, что каждый зритель найдёт что-то близкое для себя в «Дневнике Памяти», простой, но искренней и задушевной истории любви, длиною в жизнь.
@ Wed, 03 Jul 2013 20:08:37 +0400
Согласна со всем вышесказанным, ставлю плюс. Кино очень тронуло, и написали вы о нем хорошо
А название - отсылка к Стерну? ))
Согласна со всем вышесказанным, ставлю плюс. Кино очень тронуло, и написали вы о нем хорошо
А название - отсылка к Стерну? ))
Спасибо за добрые слова.
Честно говоря, с названием я в этот раз долго "мучилась". История Любви? До самой смерти? По английски когда-то я написала очень короткую заметку и назвала её типа "мой носовой платок весь мокрый, и я не стыжусь" но что-то к этой переработанной не подходит, я её старалась сдержанно писать. А потом мне подумалось, что основное в фильме - это то, что он сентиментальный, чувствительный. Часто сентиментальность воспринимают с критикой, а ведь это хорошее чувство, если не до экстрима доведено. А так как я его давно видела, то и подумала о сентиментальном путешествии в кладовку своей памяти.
Это рецензия написана по заданию. На "кинопоиске" проводится конкурс на лучшие рецензии, и мне тоже пришло сообщение с предложением, а в качестве фильма, предложили три, и этот в том числе. Я его и выбрала. Так что если есть какие-нибудь замечания или советы - я вся "уши" . У меня до 7 июля есть возможность внести какие-то поправки.
Заранее благодарю всех, кто откликнется.
Замечательная сентиментальная рецензия, так же как и фильм, который у меня вызвал эмоции на 10 баллов. Может немного сделать небольшой акцент на самом названии фильма ( миссии дневника), если это не будет спойлером? +
Спасибо за добрые слова.
Честно говоря, с названием я в этот раз долго "мучилась". История Любви? До самой смерти? По английски когда-то я написала очень короткую заметку и назвала её типа "мой носовой платок весь мокрый, и я не стыжусь" но что-то к этой переработанной не подходит, я её старалась сдержанно писать. А потом мне подумалось, что основное в фильме - это то, что он сентиментальный, чувствительный. Часто сентиментальность воспринимают с критикой, а ведь это хорошее чувство, если не до экстрима доведено. А так как я его давно видела, то и подумала о сентиментальном путешествии в кладовку своей памяти.
Это рецензия написана по заданию. На "кинопоиске" проводится конкурс на лучшие рецензии, и мне тоже пришло сообщение с предложением, а в качестве фильма, предложили три, и этот в том числе. Я его и выбрала. Так что если есть какие-нибудь замечания или советы - я вся "уши" . У меня до 7 июля есть возможность внести какие-то поправки.
Заранее благодарю всех, кто откликнется.
По тексту у меня никаких замечаний. Удачи вам в конкурсе ) А где-нибудь можно сейчас посмотреть работы конкурсантов?
mironistars:
Я прочитала Ваш комментарий и я благодарна за Ваше мнение. Вы абсолютно правы насчёт предложения, которое я просто удалила. Оно было излишним и некрасивым. Что же касается эмоциональной стороны, тут дело другое. Очень просто из эмоциональности впасть в визгливую истеричность, а мне это претит.
"Любовь, как мы все знаем, очень сложное самотканое кружево непрерывно заплетаемых в него эмоциональных переживаний, и создающих неповторимую риторику мысленных отношений между мужчиной и женщиной. Конечно-же, далеко не все и всегда возможно выразить словами. Об эмоциональных чувствах писать сложно." Совершенно верно. Сложно. Но пытаться надо. И получается у всех по-разному. У кого-то с пафосом и с фейерверками, у кого-то на приглушённых тонах, без выпячивания своих эмоций, но с попыткой понять, как кинематографические чудеса происходят.