История фильма «The King’s Speech» началась задолго до написания сценария, с воспоминаний его автора Дэвида Сайдлера, страдавшего до 16 лет заиканием. Маленький Дэвид часто слушал записи выступлений короля Георга VI во время войны, поощряемый родителями, которые не уставали повторять ему: «Дэвид, король заикался гораздо сильнее, чем ты, а послушай, как он теперь говорит. Возможно, он и не лучший в мире оратор, но он произносит вдохновенные речи и они сплачивают людей». Своими речами король Англии вселил в мальчикa
надежду на излечение и стал его героем.
Когда повзрослевший Сайдлер стал писателем, он твёрдо решил написать о Георге VI. По разным причинам, ему понадобилось на это около около 30 лет. Окончательный вариант сценария, завершённый в 2005 году, получился глубоко личным и проникновенным, потому что Сайдлер вложил в него пережитые им самим чувство беспомощности ребёнка от невозможности говорить свободно, отчаянное желание подростка быть выслушанным, «потому что у меня есть голос!», и приступ гнева, который неожиданно помог ему излечиться от недуга. Сделав Георга VI главным героем сценария, Сайдлер сумел выразить своё восхищение королём, понимание проблем, терзавших его, и сочувствие упорству в их преодолении. Сценарий был мастерски переведён на язык кино Томом Хупером, чья обманчиво неброская режиссура достоверно воссоздала Англию эпохи 1930х годов и сделала «говорливый» фильм захватывающе интересным.
Исключительно удачны актёрские работы, и, в первую очередь, исполнение Колином Фёртом роли Принцa Альбертa «Берти», Герцога Йоркского, младшего брата наследника престола. Bся жизнь Берти резко изменилась, когда ему неожиданно пришлось стать королем после того, как его брат, Эдуард VIII (Гай Пирс) отрекся от трона ради женщины, чья репутация, два развода и симпатизирование Гитлеру вызвали в Англии резкое неприятие. Берти, а позднее — Король Георг VI, сыгран настолько человечно, его борьба с самим собой, с внутренними демонами сомнения и неуверенности в том, достоин ли он выпавшего на его долю предназначения, захватывает настолько, что мы не замечаем, как начинаем искренне переживать за него и желать ему преодолеть нервное заикание во время публичных выступлений, лишавшее его возможности быть услышанным и понятым миллионами его подданных.
К счастью, жена Берти, Елизавета, которая была eмy верным, всё понимающим другом и доверенным лицом, настояла на встрече короля, потерявшего надежду вылечиться, с неортодоксальным логопедом, который смог ему помочь. Елизавета в исполнении Хелены Бонэм Картер — прелестная женщина с чарующей манерой в обращении. Xрупкая внешне, oна - надёжная опора своему мужу в минуты душевных терзаний, всегда готовая поддержать и разделить с ним тяготы. Глядя на неё, легко понять, почему Альберт полюбил её с первого взгляда, решил раз и навсегда, что она — единственная девушка, на которой он женится и делал ей предложение три раза, прежде чем она согласилась стать его женой.
Фильм основан на реальной истории встречи герцога Йоркского, впоследствии короля Георга VI, с эксцентричным логопедом, австралийцем Лайонелом Логом, (Джеффри Раш), в прошлом, не удавшимся актером. Лог не имел формального медицинского ообразования, но обладая долгим опытом работы с контуженными ветеранами Первой Мировой войны, проницательностью и искренним сочувствием к своим пациентам, он понимал, как найти самый корень проблемы, чтобы помочь им, используя новаторские методы лечения, необычные для того времени.
Сцены сеансов лечения, да и, вообще, все сцены между королём и Логом, в которых главное — это экранное взаимодействие Фёрта и Раша, написаны, сняты и сыграны с таким мастерством и проникновением во внутренний мир героев, что развитие их отношений в настоящую дружбу между коронованной особой и «простолюдином», становится не только возможным, но и абсолютно достоверным. Эти сцены привносят в фильм психологическую драму, позволяющую заглянуть за фасад безупречных манер и элегантной сдержанности, культивируемых в тех, кто рождён близко к трону, чтобы увидеть страдающего, чувствующего огромную ответственность и сомневающегося в своих возможностях человека. В них также включены элементы истинной комедии в традициях Генри Хиггинса и Элизы Дулитл, на которые зритель реагирует с искренней улыбкой.
Отношения между королём и логопедом достигaют кульминации в финальной сцене, давшей фильму его оригинальное название, «Речь Короля». В дни, предшествующие тяжёлым испытаниям для страны, люди хотят услышать слова уверенности и понимания от главы государства, поэтому сцена обращения короля к народу с сообщением о вступлении Британии во Вторую Мировую Войну, несла колоссальную нагрузку. Собственно, весь фильм — это нарастающее крещендо, ведущее к 9-минутному величественному финалу. Прекрасно понимая, что творится в душе короля перед исторической речью, Лайонел мягко и проникновенно говорит ему: «Обращайтесь ко мне. Расскажите мне, как Вашему другу всё, что Вы хотите сказать.» Колин Фёрт и Джеффри Раш сыграли эту сцену виртуозно. Лайонел Лог не произнёс ни слова, но его «дирижирование», мимика, глаза — всё его существо выражало поддержку и сопереживание, передавшиеся королю. С каждой фразой речь короля становилась уверенней. Неподчинявшиеся так долго упрямые слова полились легко и свободно, достигая через радиоэфир миллионов сердец, вдохновляя и сплачивая людей перед лицом грядущих неотвратимых испытаний. Финал «Речи Короля» — это триумф человеческой воли, духа и упорства над недугом и слабостью. Это триумф дружбы, для которой не существует социальных препон, и триумф актёров, не сыгравших своих героев, но перевоплотившихся в них. Это триумф кино, как вида искусства, способного запечатлеть такие незабываемые моменты с истинным артистизмом и вдохновением.
После того, как отзвучали последние слова «Речи короля», становится предельно ясно, почему низкобюджетный независимый фильм триумфально прошёл по кинотеатрам мира, принёс своим создателям престижнейшие премии и награды, обойдя яркие и новаторские картины, выпущенные на экраны в том же году. Негромкий фильм о заикании английского принца, жившего более 70 лет назад, не бьющий в глаза ослепительной пышностью декораций или головокружительными эффектами, оказался близким и понятным миллионaм. «Речь короля» говорит со зрителем, как с другом, свободно и задушевно, о том, что близко и понятно всем, и монархам и простым смертным. О непростом выборе, о борьбе с драконами персональных страхов, неопределённостей и сожалений, которые у каждого свои. О настоящих истинных, любви и дружбе, всегда стоящих рядом с тобой, сражающимся с драконами. Но сражаться с ними и смотреть им прямо в глаза придётся тебе самому.
Очень патетично и проникновенно, но не через край ) Спасибо за еще один хороший текст в нашу Копилку. +
Очень патетично и проникновенно, но не через край ) Спасибо за еще один хороший текст в нашу Копилку. +
Спасибо большое. Я стараюсь слегка изменить стиль написания. Поменьше себя и побольше о фильме.
Я помню, что все оскаровские фильмы в том году посмотрела, и этот был единственный, который действительно впрямую "говорил" со мной. Хотя, мой любимый в том году был "Тру Грит" братьев Коэн - ну это, автоматически. Если Коэны выпустили кино, то оно - любимое. Самый яркий, новаторский, дух захватывающий, был фильм Нолана "Начало".
На мой взгляд, тональность рецензии вполне под стать фильму ) Плюс.
Спасибо большое. Я стараюсь слегка изменить стиль написания. Поменьше себя и побольше о фильме.
Я помню, что все оскаровские фильмы в том году посмотрела, и этот был единственный, который действительно впрямую "говорил" со мной. Хотя, мой любимый в том году был "Тру Грит" братьев Коэн - ну это, автоматически. Если Коэны выпустили кино, то оно - любимое. Самый яркий, новаторский, дух захватывающий, был фильм Нолана "Начало".
и получается здорово ) помнится, какие-то ваши тексты мне не очень нравились, но последние, прямо скажем, очень хороши
кстати, Тру Грит так и не посмотрела, хотя и скачивала...
хотя на мой взгляд всё же через край, но рецензии, конечно, плюс, потому как написана хорошо, и интересна (особенно первая часть). Под конец немного затянута, но это имхо.
Спасибо! Мы с Вами сошлись в оценках! Том Хупер как режиссер сильно меня заинтересовал сериалом "Джон Адамс". Еще был минисериал о Елизавете Великой. Этот фильм о батюшке британской королевы меня тронул до слёз, а вот последний мюзикл просто разочаровал (((
Спасибо! Мы с Вами сошлись в оценках! Том Хупер как режиссер сильно меня заинтересовал сериалом "Джон Адамс". Еще был минисериал о Елизавете Великой. Этот фильм о батюшке британской королевы меня тронул до слёз, а вот последний мюзикл просто разочаровал (((
А меня последний мюзикл наоборот восхитил ) Если честно, вообще не понимаю, как он мог вот ну совсем бесповоротно кого-то разочаровать )
А меня последний мюзикл наоборот восхитил ) Если честно, вообще не понимаю, как он мог вот ну совсем бесповоротно кого-то разочаровать )
Ну, наверное, потому, что я слишком хорошо знаю роман Гюго, который весь пропитан атмосферой и историей Франции, а из фильма в глаза бросалась Англия. И мюзикл я раньше слушал по-французски, а это две большие разницы.
Ну, наверное, потому, что я слишком хорошо знаю роман Гюго, который весь пропитан атмосферой и историей Франции, а из фильма в глаза бросалась Англия. И мюзикл я раньше слушал по-французски, а это две большие разницы.
Я тоже читала книгу, но впечатления от мюзикла иные, наверное, восприятие попроще ) Вполне допускаю, что ярые поклонники Гюго вознегодовали ) Это извечная конфронтация книга-фильм, фильм-книга. Но пели они очень достойно. Кстати, совсем не согласна с тем, что мюзикл французский и голливудский - две большие разницы. Я вот послушала и французский, и бродвейский (в нескольких вариациях), и хуперовский ) и мне они понравились примерно в равной степени. Хотя некоторые песни лучше на французском, а некоторые на английском.