Звездный путь - один из самых ярких научно-фантастических проектов Голливуда. Это не только сериал, имевший множество приквелов и сиквелов, это так же и мультфильм и дюжина полнометражных фильмов, снимавшихся в разное время, в какой-то степени полноценная субкультура.
Так как основная часть Звездного пути была снята в период обострений холодной войны, по понятным причинам он не был популярен в России. А вот в Америке до сих пор многие помнят культовый сериал середины 60-х, и последующие экранизации. Многих из создателей уж нет в живых, а идея
осталась и процветает.
Я, будучи большим поклонником американского кино, не мог не обратить внимание на этот проект. И, посмотрев весь оригинальный сериал и все полнометражки - прочувствовал всю особенность этой субкультуры и чуть ли не затаив дыхание смотрел каждую следующую серию.
Вместе с тем, параллельно, всё сильнее разочаровывался в современном «массовом» кино. Причём не только нашем, но и американском.
Во-первых, очень неприятно поражает то количество сиквелов, приквелов, ремейков, экранизаций и прочих переделок старых "проверенных" идей.
Во-вторых, активное увлечение спецэффектами давно перестало придавать фильму уникальность, а наоборот делает их все одинаковыми и затянутыми.
Лично я очень давно не видел хорошего нового кино. Многие фильмы вызывают чуть меньше рвоты чем другие, но, в конце концов - я покупаю билет в кино не для того, чтобы меня не стошнило, а для новых эмоций, хороших впечатлений! Деньги мне, разумеется, никто не вернёт, и настроение уж точно не улучшит.
Вместо новых впечатлений я вижу избитые сцены сражений с примесью компьютерной графики. 15 лет назад в первой «Матрице» это смотрелось действительно ново и оригинально, сейчас уже порядком поднадоело.
Игра актёров, как правило, тоже разочаровывает - в мультфильме Валли, мультипликаторы смогли изобразить эмоции роботов более искренне, чем это делает большинство современных актёров.
Сценарий, как правило, тоже лишён какой-либо логики. В общем, грустно всё это, и пример последних фильмов во франшизе «Звёздный путь» - не исключение.
Судя по всему, когда у голливудских сценаристов начался кризис жанра, не придумав ничего лучше, они решили "перезагрузить" Звездный путь (это я про фильм 2009 года). Учитывая, что в том фильме были путешествия во времени - сложно определить был ли фильм приквелом или сиквелом. А когда кризис жанра усилился - они вообще не стали напрягаться и взяли идею старого фильма, о котором ниже пойдёт речь – Звёздный путь Возмездие. Последний фильм я бы охарактеризовал как ремейк с элементами сиквела. И приквела
Итак, главные действующие лица Звездного пути - экипаж корабля "Энтерпрайз" - коллектив учёных, исследующих бесконечное космическое пространство. В оригинальном сериале им неоднократно приходилось ввязываться в драки и сражения, но сами понимаете, на корабле с научно-исследовательской экспедицией в принципе не может быть много оружия, а драки это вынужденная необходимость, но ни в коем случае не самоцель. Основная идея каждой серии оригинального сериала и каждого старого фильма про Энтерпрайз - исследование, получение нового знания, научные открытия.
Новый фильм сразу же начинается с погони, небольшой драки с непонятными туземцами. В драке нет какого-либо смысла, так как основная цель сцены - показать несовершенство логики одного из главных персонажей.
Этим персонажем является легендарный Спок - представитель расы вулканцев с планеты Вулкан. Нахмуренные брови, острые ушки, смешная причёска и кровь зеленого цвета – собственно все, что внешне отличает вулканцев от землян. Но основное отличие всё-таки заключается в невероятно развитом интеллекте, а так же логике, которая для вулканцев как религия. Для того, чтобы развивать логическое мышление вулканцы подавляют в себе любые эмоции. Споку это делать сложнее, потому что его мать - землянка. 50 лет назад Спока сыграл легендарный Леонард Нимой, появившийся и в прошлом фильме и в этом. Сыграть персонажа, подавляющего эмоции, наверное, даже сложнее, чем сыграть эмоционального персонажа. Спок в исполнении Леонарда Нимоя просто воплощает в себе логику и интеллект. Закари Куинто на мой взгляд просто схалтурил - вместо внутренних переживаний, вызываемых противоречием логического вулканского и эмоционального человеческого, на лице актёра, исполнившего "нового" Спока читается "мой герой не показывает эмоций - можно вообще не напрягаться на тему драматургии". (может проблема в гриме?).
И вот в начале фильма, экипаж корабля спасает Спока из взрывающегося вулкана в нарушение всех правил и инструкций. Спасенный Спок упрекает командира, говоря, что рисковать всем экипажем ради спасения одного человека нелогично и иррационально. На это капитан Кёрк отвечает ему: «Спок, на моём месте ты сделал бы то же самое!»
Эта сцена нужна лишь для того, чтобы в конце фильма, когда Кёрк окажется в сложной ситуации - у Спока тоже была мотивация поступить иррационально.
В оригинальном сериале Спок неоднократно сталкивался с такой дилеммой и каждый раз в его глазах читались мучения, вызванные описанными выше внутренними противоречиями.
Вообще надо отметить, что отношения между главными героями в новом фильме отличаются от оригинала. Капитан Кёрк и Спок были лучшими друзьями - в последних фильмах они неоднократно высказывали друг другу что-то типа "я тебя ненавижу".
В оригинальном фильме было очень интересно наблюдать за взаимными подколами Маккоя и Спока - вот они реально друг друга недолюбливали, но при этом в их отношениях чувствовалось глубочайшее взаимное уважение. Теперь они, кажется, даже не подозревают о существовании друг друга.
Лейтенант Ухура - вообще один из самых успешных черных персонажей в американском кино. В википедии писали, что сам доктор Кинг разговаривал с Мишель Николс, исполнявшую роль лейтенанта Ухуры, сказал ей, что её персонаж - бесценный подарок для защиты прав черного населения в США (там тогда были проблемы - сегрегация и так далее). В новом фильме за ней сначала приударил капитан Кёрк (wtf?!) а в итоге она стала подружкой Спока (wtf?! wtf?!). В старом фильме Ухура - офицер связи, полноценный член экипажа, в новом - персонаж, наверное необходимый для того, чтобы и без того неудачная романтическая линия сюжета не оказалась гомосексуальной.
В старом фильме Скотти - офицер, в новой интерпретации он вообще непонятно откуда взялся, а во второй серии выглядит как-то убого. Когда ему дают задание загрузить на корабль торпеды, он, утверждая, что Энтерпрайз исследовательское судно а не военное, психует и хлопает дверью, но потом всё-таки возвращается. (Ничего святого!)
Есть на Энтерпрайзе и представители национальных меньшинств, не из соображений политкорректности, но потому что именно эти нации в 60-е годы ассоциировались у американского общества с достижениями научно-технического прогресса и исследованиями космоса - японец Сулу и Павел Чехов - русский (не советский!).
Японца для нового фильма не нашли, вместо него кореец (странно что не китаец), а Чехов скорее похож на юнгу, но никак не на офицера космического флота Земли. Надо, кстати, отдать им должное - персонаж Чехова ни разу не уподобляется идиотским стереотипам о русских - ни водки (ну почти, но всё же в разумных количествах) ни медведей, ни в старых фильмах, ни в новых! И это через три года после карибского кризиса!!! С другой стороны, учитывая наши печальные достижения в космической отрасли в последнее время - огромная удача, что русский вообще попал на Энтерпрайз!
Эту команду мы видели ещё в прошлом фильме, а в новом фильме появился ещё один персонаж, злодей, появившийся и в одной из серий оригинального сериала и в одном из полнометражных фильмов - Хан. Харизматичный, сильный хитроумный злодей, желающий освободить свою команду из криогенной камеры.
В оригинальном сериале Хан - наш современник, его заморозили в ХХ веке, и отправили в космос вместе с командой. Кёрк его отогрел, а тот отогрел свою команду и решил захватить Энтерпрайз. В итоге совершить задуманное ему не позволили, а послали на необитаемую планету вместе с командой. Это была одна из серий в 1966 году.
Затем, в 1982 году, Хан появился как один из главных злодеев в фильме "Гнев Хана". Во второй раз Хан решил отомстить за свою ссылку и расквитаться с Кёрком и всем Энтерпрайзом. Сам Кёрк в это время разбирается с проектом "Genesis", благодаря которому можно любую необитаемую планету в момент наполнить живой силой и сделать пригодной для проживания. И вот, когда Хан, сильно пострадав от собственных амбиций, решает взорвать Genesis в непосредственной близости от Энтерпрайза, (взрыв должен был быть такой силы, что разнесло бы полкосмоса к чертям), на Энтерпрайзе отказывает варп-движок и нельзя разогнаться до суперскорости. В этот момент Спок лезет в ядерный реактор, и ценой собственной жизни устраняет неполадки. После этого следует одна из самых эпичных сцен в кино, которые я когда-либо видел. (На самом деле!!!)
Капитан Кёрк сквозь стекло смотрит на своего друга, облучённого радиацией, ослепшего и приготовившегося принять смерть. А Спок, в свою очередь, сложив пальцы в форме вулканского приветствия, говорит знаменитое "Live long and prosper, Jim", а затем произносит фразу "You will always be my friend", которую в следующий раз зритель услышит нескоро - в конце следующего фильма после очередной порции захватывающих приключений.
Повторюсь, по степени накала страстей (не смотря на отсутствие эмоций у вулканцев), эпичности и драматизма, сцена в реакторе в исполнении Шатнера и Нимоя в 1982 году во много раз превосходит знаменитые "Люк, я твой отец", падение Гендальфа Серого и прочие шедевры научной фантастики.
Именно об этом говорит "старый Спок" в исполнении 80-летнего Леонарда Нимоя в новом фильме. «Старый Спок» (Нимой), который остался в фильме с прошлой серии из-за невероятного пространственно-временного континуума, предупреждает, что Хан был самым страшным противником, с которым приходилось сталкиваться членам экипажа Энтерпрайз, и что победа над Ханом в прошлый раз обошлась непомерной ценой (имея в виду собственную жизнь). Но сохраняя интригу, Спок не раскрывает деталей.
Именно из-за этой сцены фильм нельзя назвать полноценным ремейком, сиквелом или приквелом. Учитывая, что Старый Спок говорит Молодому, что знать собственное будущее неправильно - фильм можно считать приквелом. Учитывая, что разборки Старого Спока с Ханом всё-таки остались в прошлом, фильм можно считать сиквелом. А учитывая, что сценарий, в общем-то, повторяет сюжет 30-летней давности с небольшими исключениями, фильм можно считать римейком. (Аплодисменты сценаристам!!!)
Можно было бы считать фильм просто римейком, если бы не эта сцена со старым Споком, которая, судя по всему, была нужна только для того, чтобы хоть как-то оправдать участие Леонарда Нимоя в фильме в роли старого Спока. Без его участия фильм окончательно потерял бы связь с оригинальным "Звездным путем".
Вернёмся к сюжету: на этот раз в реактор лезет капитан Кёрк, и сцена прощания друзей повторяется, правда Спок и Кёрк поменялись местами относительно стеклянной стены. Напомню, что по обновленному сценарию настоящей искренней дружбы у них пока не случилось. Не смотря на то, что после прощания даже Спок заплакал и психанул, у зрителя почему-то слезу не вышибает. Впрочем, уже через минуту, опять же после сцены сражения, Спок доставляет Хана на Энтерпрайз живым, и благодаря переливанию крови Хана Кёрк просыпается, как ни в чем, ни бывало.
И вот основная интрига - Споку было проще убить Хана, но в нарушение своей любимой логики он оставляет его в живых, чтобы спасти капитана. И повторяется мораль, с которой фильм начался - ради друга можно пойти на жертвы и действовать иррационально. Капитан Кёрк оклемался и ... я ждал что начнутся танцы и песни в лучших традициях индийского кино, но пошли титры. Даже здесь обломали.
Кстати Хана снова засунули в криогенную камеру, так что ждите нового сиквела/приквела/ремейка лет через 30!
Старый фильм снимался в период, когда технологии спецэффектов были чужды кинематографу. Оригинальный сериал снимался до того как появился Интернет и персональные компьютеры. Тем не менее, старый фильм стал шедевром и заложил традиции американской научной фантастики в кино.
В новом фильме масштабно снятые сцены космических сражений если не уступают, то сопоставимы со "Звездными войнами", и поэтому не поражают и не удивляют. Драматургии, как я уже говорил тоже нет, а ведь именно в этом суть кино. В погоне за "картинкой" создатели фильмов теряют самое главное.
Современное командование Энтерпрайза уже никак не походит на учёных и исследователей - они скорее альфа самцы, демонстрирующие всё на что они способны в драках, сражениях и других батальных сценах, из которых состоит практически весь фильм.
В поисках снисхождения зрителей создатели берут за основу старые сюжеты, "одобренные" обществом и перекладывают на свой лад, приглашая оставшихся в живых звезд. В итоге получается как правило печалька.
Не знаю как вам, а мне бы очень хотелось посмотреть по-настоящему хороший современный фильм. Можно сколько угодно денег потратить на спецэффекты, но на конечный результат это мало повлияет, если другие элементы "провисают". В сценарии не стоит гнаться за хитроумным переплетением нескольких десятков сюжетных линий - от этого наверняка пострадает логика и фильм останется непонятным. Всегда понятны основные базовые человеческие эмоции, сюжет многих шедевральных фильмов предельно прост. Актёрам стоит почитать Станиславского, и так далее.
Фильм "Звездный путь" не уступает другим современным фильмам, не могу сказать, что он хуже чем другие научно-фантастические современные ленты. Учитывая мой интерес к старым фильмам, в какой-то момент было даже интересно смотреть на то, как старый Звездный путь воспринимается моим поколением. Весь мой негатив, вылитый в этой рецензии обращён не создателям последних фильмов в серии "Звездного пути", а, пожалуй, всем современным кинодеятелям. "Звездный путь" достоин современного уровня. Мой негатив относится вообще к современному кино. Я остался недоволен и Аватаром и Джеймсом Бондом.
Мне кажется, многие кинолюбители разделят моё недовольство избытком экшена, спецэффектов, отсутствием драматургии, засилием сиквелов, приквелов и других повторений, и потребуют от создателей кино чего-то нового.
@ Sun, 15 Sep 2013 23:03:56 +0400
Предчувствую, стартрековские гики будут радоваться этому гигантскому тексту как дети )) Даже мне было интересно почитать ваши размышления на тему. Но на мой взгляд, Закари Куинто хорошо вписался в образ Спока. Впрочем, оригинальный сериал я смотрела лишь фрагментарно (просто чтоб понять, что это такое), и, наверное, не совсем прониклась )
Предчувствую, стартрековские гики будут радоваться этому гигантскому тексту как дети )) Даже мне было интересно почитать ваши размышления на тему. Но на мой взгляд, Закари Куинто хорошо вписался в образ Спока. Впрочем, оригинальный сериал я смотрела лишь фрагментарно (просто чтоб понять, что это такое), и, наверное, не совсем прониклась )
Дело вкуса, конечно))
На самом деле изменилась стилистика. Дело не в спецэффектах, а в динамике. Раньше кино было более медитативным, более спокойным. Меньше событий, больше мыслей, более длинные кадры, больший упор на игру актеров. И спецэффектами тоже блистали, это было круто и важно, только денег стоило.
Сейчас упор сместился и вместо длительных кадров с эмоциями, медитативных расчетливых статичных сцен, мы видим рост динамики, напор событий. Оба способа должны делать акцент на ключевых эпизодах, контролировать эмоции. Просто способы разнятся.
Современный зритель привык к динамичному кино. Я не могу уловить момент, когда это стало массовым, может в "Матрице" и "Людях в черном"? Суть в том, что молодое поколение, на которое ориентируются создатели кино (на рейтинги возрастные взгляните), не воспринимает старые фильмы, ибо "динамика провисает, скучно". +Передовые технологии вчерашнего дня смотрятся сегодня часто убого. Хотя тот же 4-й эпизод ЗВ был для своего времени на порядок круче, чем Аватар для современного кино.
Короче: очень субъективно. Постоянные сравнения выглядят как субъективные фанатские претензии. И это при вполне грамотном анализе, критике и общей увлекательности рецензии. Нужно просто сделать еще один шаг, выйти за рамки "Мне не нравится современное кино", и указать на конкретные отличия.
В оценке фильма я не определился. где-то 7-8. Получился именно очередной современный фантастический боевик, вполне на уровне. Изюминка пропала. Пропал дух, или его очень мало. По моему - именно в этом ошибка. Фанаты (например вы) негодуют, а молодежь просто проглотит очередной фантастический фильмец. ЗВ обошли этот острый угол, а вот СТ - нет.
П.С. Золотую малину Крейгу за самого пролетарского Бонда.
+
Тут надо понимать, что новый Стартрэк это по сути новая история со старыми героями, ибо в первой части нового СТ произошла временная флуктуация, и вся история началась по новому и по другому. Например погибла планета Вулкан с ее обитателями. По другому пошло знакомство Кирка и Спока и многое другое тоже изменилось. Так что в целом тут противоречия нет. С другой стороны вот эта вторая часть, на которую кстати я специально поехал на премьеру в кинотеатр, мне не понравилась, а первая была в самый раз. Так что на любителя.
Рецензия неплохая, но оЧЧЧень длинная. Зато можно теперь и фильм не смотреть.
Рецензия неплохая, но оЧЧЧень длинная. Зато можно теперь и фильм не смотреть.
Уважаемый Profess, на КК очень много неплохих и очень длинных рецензий. Стало быть, Вы читаете самые длинные рецензии, отказываетесь от просмотра длинных фильмов на длинные рецензии, экономите свое драгоценное время и посвящаете его книгам. Теперь я догадываюсь какие фильмы Вы не смотрите, потому что знаю, кто пишет длинные рецензии. Маленькая поправка: Вы не следуете этому правилу, если АКТЕР или АКТРИСА у Вас в Избранных. И еще одна маленькая поправка: Вы не следуете этому правилу из Вашего списка в Запросах Форума. И последняя поправка: Ваши Плейлисты.
Уважаемый Profess, на КК очень много неплохих и очень длинных рецензий. Стало быть, Вы читаете самые длинные рецензии, отказываетесь от просмотра длинных фильмов на длинные рецензии, экономите свое драгоценное время и посвящаете его книгам. Теперь я догадываюсь какие фильмы Вы не смотрите, потому что знаю, кто пишет длинные рецензии. Маленькая поправка: Вы не следуете этому правилу, если АКТЕР или АКТРИСА у Вас в Избранных. И еще одна маленькая поправка: Вы не следуете этому правилу из Вашего списка в Запросах Форума. И последняя поправка: Ваши Плейлисты.
У меня очень много актеров в избранных, например, чтобы запомнить какого-нибудь полузабытого сейчас, но гремевшего раньше актера классического Голливуда.
Просто фантастику я не очень люблю и не запрашиваю почти никогда.
Хорошая рецензия, даже познавательная.