Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

Если б Версаль мог мне поведать

Рецензия на фильм «Тайны Версаля»

21154 thumb

Именно так называется по-французски этот блестящий исторический калейдоскоп историй, связанных с Версалем, с его великолепным дворцом и парком, в котором вершилась большая политическая  история и история искусства XVII и XVIII веков, где также свершались важнейшие события и в XIX-м, и в начале ХХ века. Никаких особенных тайн в этой картине вы не найдете, ведь все хорошо и подробно описано в официальных хрониках и исторических романах. Написал же этот замечательный рассказ, поставил этот яркий спектакль и сам же сыграл в нем главную роль

знаменитый писатель, драматург, режиссер, актер и продюсер – СашА Гитри. Да, разумеется, главную, самую большую по объему, роль короля-солнца Людовика XIV Богоданного в его солидном возрасте.

 

В качестве главного декоратора фильма обозначен сам Жюль Ардуэн Мансар, автора садов – сам Андре Ле Нотр. Ведь для постановки использовались подлинные интерьеры и ансамбли садов с фонтанами. В музыке, изящно оркестрованной Жаном Франсе, угадываются мелодии композиторов эпохи барокко: Люлли, Рамо и Куперена. Оператор Пьер Монтазель изысканно отснял череду кавалеров в париках и дам в роскошных платьях в стиле картин Ватто, Буше и Фрагонара. Отличились и художники фильма: В ролях едва ли не сотни исторических персонажей с удовольствием снимались лучшие французские актеры той поры – начала 50-х годов. Некоторые - в крохотных эпизодах по полминуты. Впрочем, в роли американца Бенджамена Франклина – настоящий американец Орсон Уэллс. Перечень действующих лиц и исполнителей занимает в столбик шесть страниц! Как же жаль, что мы не имели возможности увидеть этот фильм раньше! Однако не поздно и сейчас

.

Александр Жорж Пьер Гитри - СашА Гитри, именно так, с ударением на последнем слоге – отчасти наш соотечественник. Он родился в Санкт-Петербурге в 1885 году в семье знаменитого актера Михайловского театра Люсьена Гитри, и сам российский император Александр III был его крестным отцом. В 17 лет сочинил свою первую пьесу и всего их написал 124, из которых 17 стали сценариями фильмов. Первый свой фильм снял в 1915 году. Последний – в 1956. После его смерти около 20 его пьес и сценариев экранизировали другие режиссеры. Саша Гитри даже предлагали вступить во французскую Академию, но это было невозможно – поскольку он не собирался отказываться от актерского ремесла.

 

Мне нравится смотреть исторические фильмы англичан, американцев и французов. Даже снятые в разные времена по биографиям знаменитых людей или по художественным романам, весьма свободно трактующим исторические события, все они не противоречат в главном. Сама история, подтвержденная множеством документов и овеществленная в музейных экспонатах,  никогда не подвергается переосмыслению. Совсем по другому дело обстоит с историей России, страны с непредсказуемым прошлым…  В своем фильме Гитри остроумно и изящно решил представить нам свой взгляд на три века французской истории, непосредственно связанных с небольшим городком, который возник на пустынном  лесистом холме в 18 километрах к юго-западу от Парижа в молодые годы короля Людовика XIV. Версаль – никому не ведомое место до середины XVII века, превратился не только в символ абсолютной королевской власти во Франции, но и стал важнейшим центром европейской политики. И до Версаля французские короли имели множество замков вблизи и в отдалении от столицы. Венсен, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, несколько замков на Луаре. Но именно Людовик XIV решил перенести в Версаль  королевскую резиденцию из Парижа и переселить туда свой двор. Сам принцип создания дворцового комплекса, окруженного садами и парками, пытались с большим или меньшим успехом повторить многие монархи и богатейшие аристократы Европы.

 

В прологе мы увидим, как мальчик вместе со своим отцом – Людовиком XIII, заблудившись во время охоты, спросили проходящего крестьянина, как называется эта местность? Версаль, сир! Старый король решил тут построить небольшой охотничий домик. Позднее наследник, одержавший победу над Фрондой и укрепившийся на троне Франции, решит именно здесь возвести для себя новый дворец. При этом превзойти в объемах и роскоши замок Во-ле-Виконт своего интенданта-растратчика Николя Фуке, у которого он побывал однажды на празднике. Фуке по приказу короля был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем де Батц, который памятен нам как д’Артаньян. В его роли мелькнет на мгновенье Жерар Филип.

 

Но не только всех четырех Людовиков,  их супруг и фавориток, мы встретим в этом фильме, но и огромное число французских  политиков, авантюристов и авантюристок, маршалов и кардиналов, поэтов и драматургов, художников и музыкантов, философов и  просветителей-энциклопедистов, зодчих и актеров. Со своим французским народом короли здесь общались только в роли бесчисленных слуг, поваров, кучеров, садовников, горничных и прачек. Общались, кстати, пристойно и вежливо. Вообще, эти короли и аристократы были безукоризненно воспитаны и чрезвычайно учтивы. Но, как говорится, страшно далеки были они от народа, и однажды благопристойный покой Версаля будет нарушен.  5 октября 1789 года состоялся знаменитый марш парижан из революционной столицы, в основном женщин, требующих хлеба у короля. Революционную песню «Карманьолу», с припевом «Са ira!» - «Дело пойдет на лад! Всех аристократов на фонари!» поет сама Эдит Пиаф.

  

Невозможно, да и не стоит пересказывать все исторические анекдоты, связанные с долгим царствованием короля-солнце. Как-никак, мировой рекорд по пребыванию на троне – 72 года! - до сих пор не побил ни один европейский монарх. В Версале почти два столетия царили французские Бурбоны. В годы революции семью Людовика XVI вынудили вернуться в Париж, где они были судимы и казнены. Впрочем, Париж и события, там происходившие, в фильме только изредка упоминаются. Император Наполеон однажды посетил опустевший Версаль и предпочел в дальнейшем жить в Фонтенбло.

 

Но история Версаля, который уже с 1833 года стал национальным музеем, завершается подписанием двух исторических документов. О первом французы не любят вспоминать, вторым – гордятся. В мае 1871 года в зеркальной галерее состоялось провозглашение Второй германской империи после поражения Франции во франко-прусской войне. А в июне 1919-го Франция добилась реванша, и здесь был подписан Версальский мир по окончании Первой мировой войны. Грандиозный парад всех действующих лиц в костюмах разных эпох завершает фильм о Версале. Но тот, кого заинтересовал и восхитил этот фильм, сможет продлить удовольствие и посмотреть еще одну историческую фреску Саша Гитри, название которой на сей раз переведено адекватно – « Когда б Париж поведал нам».

Так что, возможно, продолжение воспоследует… 

@ Fri, 27 Sep 2013 19:51:46 +0400

Комментарии к рецензии (4)

Claire-Blanche
  • Администратор
  • Fri, 27 Sep 2013 21:12:57 +0400

Огромное спасибо за блестящую рецензию к блестящему фильму. thumbsup love

cvetikkk
  • Киновед
  • Sat, 28 Sep 2013 00:49:51 +0400

Вот он- замечательный образец грамотной и стройной рецензии, где всё- всё- всё есть- и отступления , и рассуждения, и исторические дополнения , и про фильм не забыто! Жирный ПЛЮС! smile

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 28 Sep 2013 08:58:58 +0400

Спасибо большое. Восполнил некоторые пробелы по истории Франции, взял на заметку моменты относительно просмотра фильмов, "подышал" чуть-чуть воздухом Версаля ... Да что там говорить, побывал в 50-ых. Плюс уже поставил. smile

imperhelchke
  • Зритель
  • Fri, 04 Oct 2013 15:22:54 +0400

thumbsup

Добавить комментарий