Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
10/10

Триумф Смерти

Рецензия на фильм «Костница»

21249 thumb
В самом центре Европы, в семидесяти километрах от столицы Чехии, Праги, в местечке Седлице, по сей день стoит готическая часовня под названием Костница, интерьер которой полностью создан из человеческих костей. По подсчетам антропологов, на внутреннее убранство пошли останки почти 40 тысяч человек. Первые захоронения в склепе Седлице восходят к страшным временам эпидемии чумы (Чёрной Смерти) середины 14-го века. Позднее, к ним добавились погибшие в эпоху религиозных гуситских войн начала 15 столетия. 
 
То, что Ян Шванкмайер
получил в 1969 году официальный заказ на создание кино-документа об уникальном чешском памятнике истории и культуры, не вызывает ни малейшего удивления. Кто, как не Шванкмайер, мог создать достойный кино-портрет мрачного и будоражещего воображение и душу мемориала торжествующей, всё-разрушающей смерти? Уже тогда, более 40 лет назад, Шванкмайер был известен как самый оригинальный и талантливый чешский режиссёр — мультипликатор, соединивший совершенно разные творческие методы в своей работе. Нон-конформист, открыто объявивший себя «воинствующим сюр-реалистом», он с первых же фильмов, выказывал интерес к демонам неосознанного и призывал вернуть «иррациональному» подобающее место в человеческом сознании. Стилистически, фильмы Шванкмайера и до, и после «Костницы» впeчaтляют богатством и разнообразием выразительных средств. Он вводит в привычное кино-пространство кукол и гигантские марионетки, щедро использует коллажи, рисованную и пластилиновую анимацию. Смешивая и высвечивая разнообразные объекты в гармонии и контрасте, Шванкмайер буквально вдыхает в них жизнь, оправдывая своё прозвище «Пражский чародей». В его коротких фильмах куски сырого мяса томно прижавшись, танцуют знойное танго. Безобидный вязаный носок вытягивается в шипящую, угрожающую змею. Два бесформенных комка глины принимают человеческие очертания, тянутся друг к другу в чувственном томлении и расплавляясь в страстном объятии, сливаются в единое целое, производя на свет новый, маленький комок, моментально заливающийся плачем. В другом фильме, комки глины, втиснутые в тесный ящик, начинают превращаться в части тела и собирать себя в человека, иллюстрируя единство творца и его создания, которому в конце концов становится тесно в заданных пределах. Это идеальная метафора творчества самого Швнакмайера, который, подобно своему кумиру, Луису Бунюэлю, включал в фильмы свои собственные страхи, фобии, и диссидентские взгляды. 
 
Десятиминутную полу-документальную хоррор-короткометражку «Костница» (1970) отличает от других работ Шванкмайера полное отсутствие анимации. Он использует только документальные кадры и контрастный монтаж, чередующий статические изображения и неторопливые наезды камеры со взрывами мгновенно сменяющих друг друга образов, заснятых в немыслимых ракурсах и создающих полную иллюзию вечного движения. Шванкмайер справедливо полагал, что образы Седлецкой часовни-костницы и атмосфера, которую они создают, настолько выразительно мрачные и жуткие сами по себе, что дополнительные эффекты ничего нового не добавят. Темы старения, разрушения и смерти захватывают со вступительных кадров фильма: старик медленно крутит скрипящие педали велосипеда на ухабистой дороге, ведущей к ветхой часовне; в глазнице каменного черепа, мимо которого проезжает велосипедист, притаилась улитка — известный, но от этого не менее пронзительный, сюр-реалистический символ вечного круговорота жизни и смерти. 
 
Вступая под своды часовни-склепа-музея, зритель присоединяется к семи-минутной экскурсии, которую ведёт для группы школьников младших классов смотрительница музея. Не будучи экскурсоводом-профессионалом, она проработала в костнице около полутора лет, следя за порядком и отмывая надписи, сделанные на костях шариковыми ручками туристов, решивших приобщиться тaким путём к вечности. Это из её воодушевлённого рассказа посетители (и зрители) узнают, что в 1870 году, владелец местных земель, граф Шварценберг нанял искусного резчика по дереву, мастера Франтишека Ринта для того, чтобы как-то упорядочить залежи костей, накопившихся в склепе за долгие столетия. Ринт, его жена и двое детей практически жили в склепе, разбирали кости, чистили и мыли их. Ринт сверлил в костях дырки, продевал через них медные провода и следуя за своей фантазией, соединял их в причудливые предметы и орнаменты. Убранство включает кресты, дарохранительницы, гирлянды, пирамиды из черепов. Ринт выложил из костей фамильный герб Шварценбергов. Как истинный художник, он оставил свою подпись — имя и дату начала работы, 1870, выложенные на стене рядом со входом в костницу из единственного материала, бывшего в его распоряжении — человечеких костей. Самой известной работой мастера Ринта, вызывающей у посетителей восторг, смешанный с оторопью, стала огромная люстра-канделябра, в которую входят все кости человеческого тела, закрепленная на потолке зажимом из человеческой челюсти. Гид с гордостью сообщает, что правительство США предложило правительству Чехословакии продать люстру за $100, 000, но предложение было отклонено. Рассказчица часто останвливается, чтобы пристыдить школьников, чьё внимание быстро рассеивается, и они норовят украдкой потрогать кости, украшающие стены или быстро оставить автограф на одном из черепов. Дети (к счастью для них) не понимают и не принимают окончательной финальности смерти, не осознают её грозного величия, и не испытывают трепета, который приходит с возрастом, гораздо позже. 
 
Во время рассказа, камера Шванкмайера, единственный предмет, которому режиссёр позволил свободное движение под сводами Костницы, как загипнотизированная, всматривается в это артистичное, хранящее вечное молчание, но от того ещё более мрачное Memento mori и, то неспешно фиксируя внимание на отдельных предметах, то, как безумная, взлетая под немыслимыми углами к самым сводам, запечатлевает никогда не заканчивающийся триумф смерти. 
 
После того, как экран опустел, в голову приходит много мыслей, приличествующих посещению (или кино-посещению) этого единственного в своём роде музея смерти. И то, что жизнь так коротка, и что всё пройдёт и все пройдут, и оставь надежду всяк сюда входящий… Но затем начинаешь невольно размышлять о том, какие восхитительно-жуткие фильмы ужасов можно было бы снять, используя Костницу как съёмочную площадку, и вдруг осознаёшь, что лучший из таких фильмов ты только что посмотрел.
 
 
@ Mon, 30 Sep 2013 15:09:21 +0400

Комментарии к рецензии (19)

maxumik
  • Зритель
  • Thu, 03 Oct 2013 15:14:49 +0400

Мне понравились язык и стиль рецензии, но я в корне не согласен
с содержанием. Пресловутый контрастный монтаж слишком стремителен
и не даёт проникнуться духом места, да и разглядеть практически
ничего невозможно. Порой смена образов на экране превращается в
сплошное мелькание, в котором не за что зацепиться ни взглядом,
ни мыслью. Музыкальное сопровождение мне тоже не понравилось
(не буду уточнять чем, чтобы не растянуть комментарий до размера
рецензии).
В общем, я считаю этот фильм одним из самых неудачных у Шванкмайера...

Brida_Da
  • Киновед
  • Thu, 03 Oct 2013 16:30:36 +0400

Была я в этом оссуарии. Наижутчайшее место на земле.
Оторопь берет даже не от всего предстающего перед глазами "великолепия", а от самой идеи, родившейся в умах человеческих.
Чехи вообще странный народ. В богатейших музеях, бывших монастырях тут и там откопанные мощи всяческих епископов, архиепископов и пр. братии. На кой ляд, спрашивается, их откапывают? Чтобы любопытствующие поглазели еще на один скелетик в гробике?
А рецензия написана хорошо, но восторгов ваших разделить не могу.

vaxmurka
Брида писал:

Была я в этом оссуарии. Наижутчайшее место на земле.
Оторопь берет даже не от всего предстающего перед глазами "великолепия", а от самой идеи, родившейся в умах человеческих.
Чехи вообще странный народ. В богатейших музеях, бывших монастырях тут и там откопанные мощи всяческих епископов, архиепископов и пр. братии. На кой ляд, спрашивается, их откапывают? Чтобы любопытствующие поглазели еще на один скелетик в гробике?
А рецензия написана хорошо, но восторгов ваших разделить не могу.

голосом Герда:
как??вам не нравятца гробики???вы не любите склепики?? lol
(плюс!)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 03 Oct 2013 20:12:00 +0400

Плюсую и хочу немного добавить, что часовня в Чехии, не совсем уникальное место в Европе.
В австрийских Альпах в городке Хальштадт, покойников выкапывали через 10 лет, их черепа и кости нумеровали и раскладывали по полочкам, а их могилы занимали свежеумершие. Там это объясняется теснотой и неудобством хоронить людей на крутых склонах.В католической столице Германии - Кёльне, есть примечательная Цецилиенкирхе - Церковь Св. Цицилии, так же декорированная множеством костей и черепов. Считается, что это останки самой Святой и ее спутниц, 40 000 девственник, которые были убиты на берегах Рейна воинами гуннов, под предводительством Аттилы.
Чехия тоже долгое время была частью Священной Римской империи германской нации, затем Австро-Венгрии. Так что традиции эти скорее не чешские а германские.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 03 Oct 2013 20:29:52 +0400
Bars2009 писал:

Плюсую и хочу немного добавить, что часовня в Чехии, не совсем уникальное место в Европе.
В австрийских Альпах в городке Хальштадт, покойников выкапывали через 10 лет, их черепа и кости нумеровали и раскладывали по полочкам, а их могилы занимали свежеумершие. Там это объясняется теснотой и неудобством хоронить людей на крутых склонах.В католической столице Германии - Кёльне, есть примечательная Цецилиенкирхе - Церковь Св. Цицилии, так же декорированная множеством костей и черепов. Считается, что это останки самой Святой и ее спутниц, 40 000 девственник, которые были убиты на берегах Рейна воинами гуннов, под предводительством Аттилы.
Чехия тоже долгое время была частью Священной Римской империи германской нации, затем Австро-Венгрии. Так что традиции эти скорее не чешские а германские.

Что касается кладбищ:

1.Погребальные скалы (Лемо, остров Сулавеси, Индонезия)
2.Висячие гробы (Сагада, остров Лузон, Филиппины)
3.Затонувшее кладбище (остров Камигуин, Филиппины)
4.Веселое кладбище (Сапанта, Румыния)
5.Мост в рай (Ишкарет, Мексика)
6.Кладбище скрещенных костей (Лондон, Англия)
7.Детское кладбище (Токио, Япония)

maleevnikita

ну и вкусы у вас... Я могу понять хранилища останков вследствии экономии места на кладбищах, древней традиций, в конце концов, мощи святых хранят, но изготовление украшений из костей я не понимаю, тем более тот факт, что некая дворянская семья выкупает часовню-склеп и превращает ее в неизвестно что. это еще называют искусством и снимают об этом фильм. ваш сюрреализм отдает фашизмом. у меня только такие ассоциации. касаемо же культа смерти - если говорить о христианах, то никакого торжества смерти нет и быть не может - наоборот воскресение из мертвых в центре внимания веры. Поэтому я начинаю осозновать наше различие в мирровозренческих позициях, оценках кинофильмов и т.п., а также тот факт, что вам пришлось не по душе мое лирическое отступление в ренцензии на "Лучшее предложение" действительно какая там любовь, бескорыстие, помощь и прочее о чем я там упоминаю, вот же, вот - культ и триуф смерти! вот что достойно высшего балла! не то чтобы я придирался к стилистике, но от самого содержания рецензии (начинаю подозревать что и фильма) меня воротит, от смысла чуть ли не тошнит, а уж от ваших восторгов по поводу некоторых изображений, сцен и прочее убежать хочется... собственно, я пойду.

moviefan_us
maxumik писал:

Мне понравились язык и стиль рецензии, но я в корне не согласен
с содержанием. Пресловутый контрастный монтаж слишком стремителен
и не даёт проникнуться духом места, да и разглядеть практически
ничего невозможно. Порой смена образов на экране превращается в
сплошное мелькание, в котором не за что зацепиться ни взглядом,
ни мыслью. Музыкальное сопровождение мне тоже не понравилось
(не буду уточнять чем, чтобы не растянуть комментарий до размера
рецензии).
В общем, я считаю этот фильм одним из самых неудачных у Шванкмайера...

Спасибо за комментарий. Я специально пересмотрела фильм на ДВД перед написанием рецензии и должна сказать, что мне контрасты показались очень убедительными. Камера, как живая, не знала, за что ей объективом зацепиться, и то осматривалась, поворачиваясь на 360, то безумела на на глазах. Возможно, это было впечатление самого режиссёра. И насчёт звукового сопровождения, я написала на сайте фильма: "Заодно добавлю, что есть два варианта короткометражки с двумя разными озвучками. Та, о которой я пишу, с непрофессиональным гидом, была запрещена к показу после того, как фильм был окончен в 1970 г. Тогдашние официальные боссы культуры углядели крамолу в безыскусном рассказе женщины. Шванкмайер заменил рассказ на музыкальное сопровождение. Оригинальная озвучка была восстановлена после Бархатной Революции 1989 года."

Диск, который я приобрела на сайте амазон.сом содержит 9 короткометражек Шванкмайера, (включая Костницу с оригинальной озвучкой) на чешском языке с английскими субтитрами.

Ян Шванкмайер - артист (в смысле, художник и творец) с уникальным видением, и каждая его работа - праздник. Его видение и мастерство с особой силой проявляются в короткометражных фильмах: анимации, документальные и игровые. Оттого, я и остановилась подробнее на особенностях его стиля. "Костницу" я увидела в первый раз около семи лет назад, и была просто поражена и темой короткометражки, и как эта тема была воплощена. Это чувство потрясения я и пыталась как-то запечатлеть в короткой заметке. Сама тема мне кажется донельзя жуткой и мрачной. Не думаю, что мне бы хотелось посетить часовню. Самое сюрреалистическое во всей истории создания короткометражки это то, что тогдашнее правительство социалистической Чехословакии заказало учебно-просветительский фильм о призанном памятнике истории и культуры страны именно Яну Шванкмайеру, в чьём творчестве интерес к мрачному, жуткому, потустороннему, в сочетании с очень своеобразным юмором сплелись необыкновенно причудливо.

moviefan_us
Быстрый Джо писал:

ну и вкусы у вас... Я могу понять хранилища останков вследствии экономии места на кладбищах, древней традиций, в конце концов, мощи святых хранят, но изготовление украшений из костей я не понимаю, тем более тот факт, что некая дворянская семья выкупает часовню-склеп и превращает ее в неизвестно что. это еще называют искусством и снимают об этом фильм. ваш сюрреализм отдает фашизмом. у меня только такие ассоциации. касаемо же культа смерти - если говорить о христианах, то никакого торжества смерти нет и быть не может - наоборот воскресение из мертвых в центре внимания веры. Поэтому я начинаю осозновать наше различие в мирровозренческих позициях, оценках кинофильмов и т.п., а также тот факт, что вам пришлось не по душе мое лирическое отступление в ренцензии на "Лучшее предложение" действительно какая там любовь, бескорыстие, помощь и прочее о чем я там упоминаю, вот же, вот - культ и триуф смерти! вот что достойно высшего балла! не то чтобы я придирался к стилистике, но от самого содержания рецензии (начинаю подозревать что и фильма) меня воротит, от смысла чуть ли не тошнит, а уж от ваших восторгов по поводу некоторых изображений, сцен и прочее убежать хочется... собственно, я пойду.

Ваше лирическое отступление не пришлось мне по душе, потому что оно написано плохо. Вы что видите, о том и поёте - без обдумывания, структуры, без плана, да ещё и обобщаете от первого лица множественного числа. Ну не хорошо это. И не очень убедительно. И не интересно. Мне, в частности. Вдохновенье надо за хвост хватать, чтобы не улетело, но свои писания править надо, если Вы хотите ими других заинтересовать.

maleevnikita
Je ne regrette rien писал:

Ваше лирическое отступление не пришлось мне по душе, потому что оно написано плохо. Вы что видите, о том и поёте - без обдумывания, структуры, без плана, да ещё и обобщаете от первого лица множественного числа. Ну не хорошо это. И не очень убедительно. И не интересно. Мне, в частности. Вдохновенье надо за хвост хватать, чтобы не улетело, но свои писания править надо, если Вы хотите ими других заинтересовать.

по мне так толку писать "правильно" если речь идет о всякой мерзости. лучше пусть сумбурно, множественно, но на действительно интересную тему. и да, с вдохновением под руку. интерес в недосказанности, в том, чтобы читатель задумался, остановился, обратил внимание, а не в том, чтобы ему разжевали и в рот положили. да еще и гадость всякую.

Добавить комментарий