Про водку ли фильм? Отнюдь, как и не про то, что в 1941 году наше якобы «деморализованное» командование судорожно искало выход из ситуации. Фильм про то, что даже в условиях тяжелейшего кризиса, в условиях тотального отступления армия и фронт остались жизнеспособным организмом, который воюет не только пулеметами и автоматами, а вовремя подвезенной крупой для кухни или своевременно выданными валенками. Просто есть фасадная вывеска, где пушки
и самолеты, а есть его опора в виде тыла. И, при всех попытках оценивать и хаять Сталина и все тогдашнее руководство, создание в первые дни войны Государственного Комитета Обороны — уникальной структуры, аналогов которой не было нигде в мире никогда, где был централизован такой объем управления, который превратил в единый фронтовой организм все государство, в котором самый дальний анадырьский колхоз стал частью тылового механизма воюющей армии. Да и со ста грамм не захмелеешь, особенно в условиях окопного стресса, а вот то, что в такой дозе водка это прекрасный антиоксидант, профилактическое средство при простудах, в таких дозах протектор эндотелия сосудистой стенки — могу заверить как врач. Так, что «не стоит о хромоте художника при оценке его картины»…
Ссылки на репрессии. Как на подбор, почти все участники столкнулись с репрессиями, да и показательный расстрел интендантов в кадре. Об этом ли фильм?! Думаю, что не об этом, скорее это деталь атмосферы того времени. Сколько должно прийти «цинков» из Афгана в стотысячный райцентр, что бы эта новость потрясла все население? Достаточно одного и эта «новость» за пару дней взбудоражит и потрясет весь город и район, по пути обрастая подробностями и гипертрофируясь до невозможного. А то, что в год во время Афганской кампании 40я армия теряла в несколько раз меньше, чем в это же самое время гибло на дорогах в ДТП, это за кадром, потому, что резонансность восприятия совершенно разная. Это мнение сформировалось из личных разговоров с людьми жившими в то время, как и то, что многие рассказывали о реальных диверсиях на шахтах или даже просто на городских коммуникациях, взять хотя бы поджог и пожар на Бадаевских складах Ленинграда, где сгорел полугодовой запас муки и других продуктов…
«Плохой политрук»… Присвоенное звание еще не делает командира, как врачебный диплом не создает врача. Командиром или врачом еще предстоит стать, это такой сложный качественный переход, что он может занимать не дни и не месяцы, и далеко не все полковники на самом деле командиры, и смогут выдержать натурное испытание по командованию солдатами. Так, что политрук в фильме всего лишь еще полуфабрикат, всего лишь звание в петлицах и только в ходе жесткой ломки по ходу фильма из него начинает проклевываться еще даже не командир, а просто солдат. К сожалению, война времени на его «созревание» не оставила. Возможно, что после такой «полевой обкатки» получился бы хороший фронтовик и офицер. И уж точно не стоит усматривать в этом тенденцию и огульное обобщение в адрес всех воевавших коммунистов и комиссаров.
Линии бандитов, цыган, беженцев, дезертиров, местного населения… Это не только сценарные ходы и экшен для динамизма и расцвечивания сюжета, это как раз реалия войны, ведь она идет не в вакууме, не в специально отведенных для нее полигонных условиях, она врывается в мирную устоявшуюся жизнь, ломает уклад, взрывает все и переворачивает вверх дном. Но именно в эти моменты появляется место для гуманизма и проявления души, которым на войне места вроде как нет совсем. И можно конечно, говорить о нарушении историчности или притянутости за уши сюжетных линий «как в кино», но это и есть кино, то есть театр в кадре со всеми прилагающимися условностями, которые стоит принимать, как понимание, что в процессе съемок не пострадал ни один кролик!
Старшина в исполнении Сергея Маховикова и разведчики… Сергея Маховикова очень люблю! Его экранный образ всегда удивительно настоящий, настоящего мужчины, немного жесткого, скупого на внешние рефлексии, с проникновенными мудрыми глазами и силой духа за этим стоящей, которого вместе со мной обожает камера не смотря и вопреки. Его герой вместе с группой разведчиков — это профессионалы войны, которые знают и умеют выполнять свое военное ремесло, что и демонстрируют с блеском. В остальном, совершенно обычные живые люди, временами застенчивые, временами азартные, временами… словом, НАСТОЯЩИЕ!
И, наконец, девчонки! Женщины, дети и старики — это те, кого во фронтовой полосе быть не должно, они антагонистичны войне по определению, ведь именно для их защиты мужчины взялись за оружие. И, тем не менее, женщины есть на войне, и есть в фильме. Они такие разные и такие похожие, они солдаты и девушки, и на фоне оружия и казенных ватников еще более женственные и противоестественные ситуации. Аналогия с «Зорями» Васильева вполне уместна, как и то, что в обоих случаях героини органичны и без надрыва вписаны в обстоятельства. Как и то, что практически никаких скабрезностей и пошлостей. Все девушки показаны удивительными красавицами, чистыми и светлыми, ведь таким и было поколение наших бабушек и дедушек!
Фильм, со всем изложенным, достойный и качественный. С душой и настроением, с живыми эмоциями и заставляющий подумать, полюбоваться настоящими людьми. Смотреть стоит обязательно!
* Эта рецензия опубликована мной на кинопоиске.
@ Tue, 01 Oct 2013 18:48:14 +0400
Извините!
Не удержалась и написала еще одну рецензию, вернее это отзыв, не умею я рецензии писать))))
Прочитал с интересом
На Бадаевских складах проуктов было месяца на 2 максимум, да и в Ленинграде были и другие склады. Голод там возник из-за несвоевременной и неправильной организации водного снабжения после разрыва ЖД. В 42 году барж и буксиров осталось меньше, но оборачивались они быстро.
Кстати, в июле 41, когда никто не подозревал о будущей блокаде, часть продовольствия из Л-да вывозилось туда, где оно больше требовалось.
На Бадаевских складах проуктов было месяца на 2 максимум, да и в Ленинграде были и другие склады. Голод там возник из-за несвоевременной и неправильной организации водного снабжения после разрыва ЖД. В 42 году барж и буксиров осталось меньше, но оборачивались они быстро.
Кстати, в июле 41, когда никто не подозревал о будущей блокаде, часть продовольствия из Л-да вывозилось туда, где оно больше требовалось.
Про Бадаевские склады, как слышала и спорить не буду, не специалист я в этом вопросе.
А рассказывал о диверсиях и поджогах милицейский генерал, который успел получить еще звание "Комиссар милиции" и говорили, что именно он послужил прототипом героя Жарикова из "Рожденной революцией". Хотя не исключаю, что это из серии "вместе с Лениным носили то самое бревно на субботнике" (имею ввиду про "послужил прототипом", остальное так и было).
А про вывоз накануне Блокады, верю без сомнений! Думаю, что в июле 41го никому в бреду не могла привидеться Блокада, которая случилась.
Прочитал с интересом
Спасибо за добрые слова!
Правда приятно!)
Извините!
Не удержалась и написала еще одну рецензию, вернее это отзыв, не умею я рецензии писать))))
Врете, умеете. Просто вы себя пока недооцениваете.
Мне понравилось, от меня +. Пишите дальше
Врете, умеете. Просто вы себя пока недооцениваете.
Мне понравилось, от меня +. Пишите дальше
Просто это сарказм у автора такой, по всей видимости )
Начало, прямо скажем, насторожило. Всё-таки это очень скользкая тема - рассуждение о первых днях войны и об отдельных личностях и командовании в целом.
Но потом автор сходит с зыбкой почвы истории и вполне так уверенно шагает по кинематографической равнине.
Успехов в дальнейшем!
про то как политрук становится хорошим солдатом и офицером есть фильм "живые и мертвые". там есть все и критика, и героизм, и трусость итд. рецензии
Про Бадаевские склады, как слышала и спорить не буду, не специалист я в этом вопросе.
А рассказывал о диверсиях и поджогах милицейский генерал, который успел получить еще звание "Комиссар милиции" и говорили, что именно он послужил прототипом героя Жарикова из "Рожденной революцией". Хотя не исключаю, что это из серии "вместе с Лениным носили то самое бревно на субботнике" (имею ввиду про "послужил прототипом", остальное так и было).
А про вывоз накануне Блокады, верю без сомнений! Думаю, что в июле 41го никому в бреду не могла привидеться Блокада, которая случилась.
Главным прототипом Николая Кондратьева (Жарикова) был оперативник Сергей Иванович Кондратьев, только он уже в начале 20-х был суперсыщиком, имел дело с Ленькой Пантелеевым, как и Жариков.
http://10.mvd.ru/mvd/history/uur_ruk/