Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Кино-правда Дзиги Вертова

Рецензия на фильм «Человек с киноаппаратом»

20995 thumb

Я призываю вас обязательно смотреть этот удивительно увлекательный, динамичный и захватывающий фильм. Я приглашаю вас совершить настоящее путешествие на машине времени. Машина эта – коробка со стеклянным глазом объектива на трехногом штативе - киноаппарат. Он поможет вам заглянуть в те далекие времена, когда еще были малыми детьми, а то еще и не родились даже,  ваши бабушки и дедушки. Подлинный документ времени. Советская страна конца двадцатых годов двадцатого столетия.

 

«Запись на пленке в 6-ти роликах (отрывки из

дневника кино-оператора). Опыт кино-передачи видимых явлений» - так во вступительных титрах обозначил автор жанр этого фильма. Фильма без литературы, то есть без сюжета и сценария, даже без титров. Фильма без театра, то есть без декораций, актеров и режиссера. Фильма без звука. С одной стороны это даже понятно – ведь еще не кончилась эпоха немого кино. Но, с другой стороны, тогдашние фильмы демонстрировались в сопровождении хотя бы пианиста-тапера, а то и  симфонического оркестра. Успокойтесь - хотя фильм и начинается в абсолютной тишине. В тишине публика наполняет зрительный зал кинотеатра. В тишине киномеханик заправляет бобину с пленкой в проектор. В тишине в оркестровой яме музыканты замерли в ожидании сигнала дирижера. Раздвигается занавес перед экраном и музыка таки зазвучит. Саундтрек, само собой, вполне современный. Фильм знаменитого советского документалиста-минималиста Дзиги Вертова озвучил знаменитый британский композитор-минималист Майкл Найман.

 

Разумеется, автор фильма – гениальный советский режиссер Дзига Вертов (Денис Кауфман), немного слукавил. Поток обыденной жизни, запечатленный его, казалось бы, бесстрастной кинокамерой, прекрасно организован на монтажном столе из разрозненных фрагментов в гармоничную кино-симфонию. Более того,  автор даже покажет нам сам процесс создания фильма. Молодая женщина, ассистент по монтажу, склеивающая пленку, жена Вертова – Елизавета Свилова. А в роли вездесущего человека с киноаппаратом родной брат режиссера – Михаил Кауфман. Так что проект чисто семейный.

 

Дзига Вертов (вертящийся волчок по-польски) – этот псевдоним он придумал себе в те времена, когда примыкал к футуристам. Уроженцы Белостока Гродненской губернии, (ныне Польша), и он сам, и его братья Михаил и Борис станут известными кинематографистами. Михаил Кауфман, порой рискуя жизнью, снимал все фильмы старшего брата. Борис Кауфман эмигрировал из СССР и снял много прославленных фильмов во Франции и США. Дважды стал лауреатом премии «Оскар». Советский сценарист, оператор, режиссер и монтажер Дзига Вертов разработал для себя и для созданного им объединения «Кино-око» принципы активной фиксации повседневной жизни. Именно активной, авторской фиксации. Для этого использовались необычные ракурсы, невероятные точки для съемки, острый, динамичный монтаж. Дзига Вертов был одним из создателей кинолетописи советской эпохи, не просто кинохроникером, а пропагандистом и агитатором. «История гражданской войны в СССР», «Шестая часть мира», «Шагай, Совет», «Три песни о Ленине», «Симфония Донбасса» - эти документальные фильмы признаны шедеврами советского и мирового кино. Несомненно, Вертова можно отнести к славным представителям русского и советского авангарда, таким, как Малевич, Эль Лисицкий, Родченко, Эйзенштейн, Маяковский, Мейерхольд, чье творчество в различных жанрах занимало лидирующее место в мировом искусстве начала ХХ века.

 

Но картина «Человек с кино-аппаратом», как раз лишена какого- либо пропагандистского пафоса. Лирические интонации, юмор, внимательное вглядывание в подробности. Сочувственное, порой насмешливое, наблюдение за жизнью обычных советских людей, часто не замечающих что их снимают на кинопленку. Дзига Вертов первым использовал «скрытую» камеру. Но здесь чаще она сама как раз на первом плане. Ведь кинорепортер (Михаил Кауфман) отважно лезет со своей камерой то на высоченную фабричную трубу, то спускается в черные недра шахты, то летит на тросе в люльке над сливом плотины гидроэлектростанции, то висит на подножке мчащегося поезда, а то и ложится на рельсы. Обратите внимание, что кинокамера в то время была с механическим приводом, то есть надо было одной рукой крутить ручку. Человек с кино-аппаратом умудрялся даже одновременно снимать и управлять мотоциклетом! Приёмы съемки и монтажа фильмов Дзиги Вертова и до сих пор используют многие современные кинематографисты. На них основан, так называемый, клиповый монтаж

.

Но все-таки главное в этом фильме – это не демонстрация технических достижений кинематографа, а картина жизни, быта, труда и отдыха простых неизвестных советских людей 20-х годов. В городских эпизодах можно угадать улицы Москвы, Киева и Одессы. Жители этих городов, разных степеней достатка, а то и бездомных и беспризорных, проживают этот летний  солнечный день с раннего утра до вечера в повседневных своих заботах. Пробуждение, дорога к месту службы или работы, прибытие поезда на вокзал, базарная толчея, напряженный труд на металлургическом заводе, на прядильной фабрике, в угольной шахте.

       

Творчество Дзиги Вертова изучают во всех кино-школах мира, и его последователи в разных странах создавали и создают замечательные произведения. Мне кажется, что его работы внимательно изучала Лени Рифеншталь. Мастера французской «новой волны» Жак-Люк Годар и Франсуа Трюффо называли его своим учителем и даже буквально точно перевели вертовскую «кино-правду», как «синема-веритэ». Годфри Реджио развивает его заветы в своих визуально-музыкальных композициях - трилогия «Каци». Рон Фрике также без комментариев показывает нам жизнь человеческого муравейника в своих фильмах «Барака» и «Самсара».

 

Бесценную помощь оказывает эта старая «фильма» современным режиссерам и художникам, которые снимают свои фильмы в стиле «ретро». Костюмы того времени, прически, сам облик тогдашних горожан, рабочих, крестьян подлинны абсолютно. Трамваи, автомобили, а все больше легковые и ломовые извозчики, заполняют улицы большого города. Забавно читать пестрые вывески магазинов и учреждений – еще не отменен НЭП. Советские люди женятся, рождаются на свет, учатся, работают, занимаются физкультурой, отдыхают на пляже или в пивной. Радости праздников и горе похорон - ничто не минует пристального ока объектива.  В густой уличной толпе, в пассажирах извозчиков, авто и трамваев словно оживают персонажи произведений Зощенко, Платонова, Маяковского, Ильфа и Петрова. Любопытно, что в первой редакции «Золотого теленка» имелся персонаж по имени Крайних Взглядов, великий борец за идею кино-факта, автор фильма «Беспристрастный объектив».

@ Thu, 03 Oct 2013 22:34:34 +0400

Комментарии к рецензии (4)

moviefan_us

Отличная рецензия, Барс! Спасибо. Мне стыдно признаться, что я не видела знаменитый фильм Вертова, о котором все кино-фанаты говорят с придыханием. Будем исправлять упущение - и не в малой степени, благодаря Вашему увлекательному и захватывающему тексту.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Fri, 04 Oct 2013 13:08:59 +0400
Je ne regrette rien писал:

Отличная рецензия, Барс! Спасибо. Мне стыдно признаться, что я не видела знаменитый фильм Вертова, о котором все кино-фанаты говорят с придыханием. Будем исправлять упущение - и не в малой степени, благодаря Вашему увлекательному и захватывающему тексту.

Большое спасибо!
Очень за Вас рад! Вам предстоит большое удовольствие )))

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Fri, 04 Oct 2013 13:47:37 +0400

мини-брошюрка по истории кинематографа thumbsup

antoniy22
  • Киновед
  • Mon, 16 Mar 2015 20:20:57 +0300

Вот уже хотел оставить под фильмом свой комментарий о том, что необразованность - страшная вещь! Я тоже несколько лет назад восхищался завораживающими приемами в фильмах Барака и Самсара, а это, оказывается, уже 80 лет как баян mrgreen А дискабола и прыгуна в белых одеждах и в замедленной съемке нельзя не заметить. А это чуть ли не главные фишки Олимпии.. Вот оно как оказалось. Но всё это, конечно, уже есть в рецензии smile
Заметил еще одну интересную деталь - сериал Оттепель, где в главной роли, как известно, оператор, тоже начинается со съемок идущего поезда с низкой точки. Видимо, это такая дань уважения Тодоровского и даже где-то игра слов (кадров? сцен?). Приятно, что теперь могу это заметить smile

Добавить комментарий