Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
6/10

Невозможно объять необъятное

Рецензия на фильм «Когда б Париж поведал нам»

21164 thumb

В своей предыдущей рецензии я поторопился дать анонс появлению данного текста. Что ж, вынужден выполнять обещанное. Вынужден - ибо особой радости я на этот раз не испытал после просмотра фильма Саши Гитри о Париже. Его грандиозный проект о Версале тоже был выдержан в свойственной автору иронически-патриотической манере, но там сама неподдельная роскошь версальского антуража поддерживала  высокий и, даже несколько высокопарный, стиль повествования.

 

«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» - говорил древний философ. Но

ведь так хотелось!  Ведь о парижской истории, о парижских событиях и о парижанах столько было намеков в предыдущей картине, что Гитри не смог удержаться от изложения исторических анекдотов о любимом городе. Но взвалил ношу не по плечу. Все-таки и возраст весьма уже почтенный.  Возможно, и средств на картину не удалось собрать достаточно. Но главный просчет все же в том, что чересчур большой пласт времени автор попытался перепахать. Ведь Париж, устами Гитри, собирался поведать нам свою историю, начиная с доисторических времен до современности - до 1955 года. Даже за два часа с лишним невозможно представить все самые яркие эпизоды, дать убедительные портреты самых знаменитых парижан за две с лишним тысячи лет существования Лютеции-Парижа.

 

И потому нам представлено какое-то пунктирное следование по хронологии. И потому опять грандиозное скопление действующих лиц.  От Юлия Цезаря до генерала де Голля, от юной Святой Женевьевы до 102-летней парижанки из «дам полусвета»!  Вот теперь я могу понять некоторых французских критиков, которые упрекали Гитри в мегаломании. Разумеется, этот фильм лучше будет понятен французам, или тем  иностранцам, которые хорошо знакомы с историей Франции.

 

Родина великих просветителей-энциклопедистов: д’ Аламбера, Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо соблюдает и по сей день прекрасную традицию -  регулярно издавать энциклопедии по разным областям знаний. Издательство «Ларусс» вот уже полтора столетия выпускает краткий энциклопедический словарь с картинками в одном томе, где даны толкования любого слова и краткая, в одну-две строчки, характеристика всех, сколько-нибудь заметных в истории, людей. Вот и в фильме Гитри только на десять-пятнадцать секунд появляется известный персонаж, пара слов о нем и - скачок через полвека.

 

Подавление римлянами сопротивления галлов. Приход франков. Нашествие гуннов. Ничего о викингах-норманнах. Более обстоятельно о Столетней войне, о вероломном Карле VII и Жанне д‘Арк, и о умном политике Людовике XI, при котором Франция приросла восемью провинциями. В роли короля сам Саша Гитри. Эра книгопечатания, Ренеcанс, Франциск I и Джоконда,  Екатерина Медичи и Варфоломеевская ночь, Генрих IV и его убийство, кардиналы Ришелье, Мазарини и все Людовики – с XIII до XVI. А тут грянула Революция, Бастилия, Республика и Террор. А затем Империя, военные победы и крах Ватерлоо. И вновь монархия, и Вторая империя, пруссаки в Париже и Парижская коммуна на пять секунд. Все - теперь с монархией во Франции покончено окончательно. Промышленный прогресс. Эйфелева башня. Бель эпок -  и вот уже парижская молодежь на мотороллерах!

 

Вот примерно так изложена история великого города и великих его обитателей разных времен. Как и в картине о Версале здесь множество действующих лиц, но пребывание их на экране чрезвычайно кратко. Поэтому,  мало кто запоминается. Исключение единственное – Жерар Филип в сквозной роли уличного певца – трувера. Из предыдущего фильма сюда перекочевали несчастные Людовик XVI  и Мария-Антуаннета (Жильбер Бока и Лана Маркони). Старика Вольтера играет снова Жак де Фароди.  Французский театр представлен Мольером, Бомарше и Сарой Бернар.  Французский шансон – Жаном Беранже и Аристидом Брюаном. Французскую литературу представляют в лицах: Франсуа Вийон, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Поль Верлен. Но все-таки приятно увидеть не в актерском исполнении, а еще в то время живого «Принца поэтов» Поля Фора, который сам читает свои стихи. И еще более приятно видеть за мольбертом живого «Певца Монмартра» - художника Мориса Утрилло.

 

Подводя итоги, надо вкратце сказать и об изобразительной стороне фильма. Вероятно, из-за ограниченного бюджета декорации весьма условны, напоминают театральные выгородки. Гораздо скромнее костюмы. К тому же несколько усталое и приглушенное ведение повествования от лица пожилого профессора истории, в роли которого тоже сам автор – Саша Гитри.    

@ Mon, 07 Oct 2013 22:43:34 +0400

Комментарии к рецензии (0)

Добавить комментарий