Относительность и субъективность искусства как вида духовной культуры нигде и никогда не проявляется столь же ярко, как в кинематографе. Причина этого, скорее всего, заключается в синтетическом происхождении последнего. Но все еще больше усложняется тем обстоятельством, что искусство кино, являющееся сочетанием разных форм художественной деятельности, уже само по себе стало деталью в механизме киноиндустрии. Прошли те времена, когда творчество и производство шли разными дорогами, выполняя разные функции. Сейчас эти два поезда разных назначений
неестественным образом столкнули друг с другом, из-за чего появилась нужда в компромиссе, который, в свою очередь, развивает бизнес, но убивает искусство. И теперь авторам, которые могут и хотят делать нечто большее, чем просто аттракцион, приходится искать потайные ходы, дабы выдать одно в обертке другого.
Джозеф Косински, являющийся крайне любопытной фигурой в контексте современных реалий, стал жертвой именно этого надуманного обязательства. Будучи постановщиком сиквела «Трона», он показал мастер-класс в области развлечений, во второй же своей работе (а любопытен Косински именно потому, что начал получать огромные бюджеты с самого начала своей кинокарьеры), он попытался сделать нечто более значимое, нечто более ценное, однако, как мне кажется, поспешил с созданием своего фильма-мечты. Экранизируя собственную графическую новеллу, автор просто-напросто крайне неумело распределил свои возможности. Потратив очень много времени и сил на разработку нескольких десятков оттенков серого для получения великолепного визуального составляющего, постановщик забыл о художественной целостности кинополотна, содержание которого, будучи насыщенным весьма оригинальными мыслями, рассыпается как карточный домик.
Да, это не пазл, это именно карты, каждая из которых полноценна и самостоятельна сама по себе, но в общей колоде места себе не находит. А если и находит, то действует явно слабее, чем должна по задумке. Разумеется, откровенно в дураках Косински не остается, ибо его выстрелы довольно шумные, хоть и в подавляющем большинстве случаев холостые. Имеет место быть и банальная лень, вызванная чрезмерной убежденностью стрелка в силе своего оружия. Порой складывается такое ощущение, что режиссер был настолько уверен в мощи придуманных им драматургических катализаторов, что не посчитал нужным подать их именно в качестве таковых. Из-за этого сюжетные повороты, которые по идее способны вызвать у зрителя если не шок, то, по крайней мере, удивление, воспринимаются как нечто ожидаемое и само собой разумеющееся. Никакого намека на переломное событие в плане атмосферы.
Являясь архитектором по образованию, Косински очень грамотно и талантливо конструирует общую картинку своего постапокалиптического мира, но ему явно не поддается его антропоцентрический и экзистенциальный слои. Виною тому недостаточная детализация психологического аспекта персонажей, находящихся на умирающей Земле. Все механизмы работают, опираясь на клише, по давно накатанной, как это фраза, схеме. Героям не сострадаешь, потому что их переживания слишком мелочные и плоские в тессеракте описываемой трагедии. К тому же, как говорил Генрик Сенкевич, всякая трагедия оценивается не сущностью своей, а тем, как оно на человеке отражается, поэтому из-за вышесказанного сама утрата планеты со всеми вытекающими последствиями теряет свой драматизм. Особенно раздражает в этом контексте вторичности излишняя претенциозность, выражающаяся в явных отсылках к «Одиссеи» Кубрика, а также к иным легендарным произведениям.
С актерским ансамблем все так же неоднозначно. Исполнители ролей в кадре смотрятся очень органично, но подобного эффекта Косински добился, выбрав актеров и актрис, которым для создания образов в «Обливионе» не нужно было делать абсолютно ничего нового, Они все тянут за собой огромное количество своих собственных клише. Особенно это проявляется в случае с Морганом Фриманом, в очередной раз играющем наставника-предводителя. Но ради справедливости стоит отметить, что из-за уже описанной слабости характеров было практически невозможно эти самые характеры как-то развить. K тому же, запредельно сильная актерская игра здесь и не требовалась, поэтому с данным составляющим дела обстоят положительно. На выходе получилась весьма и весьма интересная попытка воскресить жанр sci-fi, продемонстрировав его, одновременно, с нового ракурса, однако, к сожалению, фильм не взял ту планку, которую сам себе и поставил столь многообещающей саморекламой.
@ Tue, 15 Oct 2013 22:51:21 +0400
лови 1 от меня))
Не в бровь, а в глаз!!! Абсолютно согласна с позицией автора.
Согласна с оценкой, поэтому +.
И от меня плюс
Да, все-таки опломбу не заменить живой мозг. Потому в свое время и сожрал Сюр. Экзистенциальные слои...антропопометрия
В качестве извинительного реверанса привожу отрывок из недавно упомянутого в комментах произведения. Ма-а-асенький отрывочек:
"..с другой стороны в результате трудов незаконченных однако увенчанных лаврами Акакакакадемии Антропопопометрии в Берне-на-Брессе Тестю и Кунарда доказано безошибочно с возможным просчeтом свойственным человеческим расчетам что в результате трудов незаконченных трудов Тестю и Кунарда установлено становлено становлено то что следует следует следует впрочем не будем забегать вперед неизвестно почему в результате работ Пуансона и Ваттмана совершенно ясно но ясно что в виду того что усилия Фартова и Белчера незаконченных незаконченных неизвестно почему Тестю и Кунарда незаконченных незаконченных что человек выясняется что человек вопреки мнению вопреки человеку в Брессе Тестю и Кунарда что человек короче говоря..."
С мыслью согласен. Но подача в реце напомнила лекцию старого профессора с брюзжащим голосом, под которую невольно хочется уснуть, как ни старайся дослушать)))
+ большой и жирный.
С оценкой фильма катастрофически не согласен. Да и у автора много противоречий. Вроде и актеры неплохо сыграли, и картинка ничего, и постапокалиптический мир не плох. Только вот явно не хватает "антропоцентрического и экзистенциального слоев". Что бы это не означало. И на выходе 5/10. Но написано экзистенциально и антропометрично. Правда половину не понял. а посему твердый плюс
Да, все-таки опломбу не заменить живой мозг. Потому в свое время и сожрал Сюр. Экзистенциальные слои...антропопометрия
В качестве извинительного реверанса привожу отрывок из недавно упомянутого в комментах произведения. Ма-а-асенький отрывочек:
"..с другой стороны в результате трудов незаконченных однако увенчанных лаврами Акакакакадемии Антропопопометрии в Берне-на-Брессе Тестю и Кунарда доказано безошибочно с возможным просчeтом свойственным человеческим расчетам что в результате трудов незаконченных трудов Тестю и Кунарда установлено становлено становлено то что следует следует следует впрочем не будем забегать вперед неизвестно почему в результате работ Пуансона и Ваттмана совершенно ясно но ясно что в виду того что усилия Фартова и Белчера незаконченных незаконченных неизвестно почему Тестю и Кунарда незаконченных незаконченных что человек выясняется что человек вопреки мнению вопреки человеку в Брессе Тестю и Кунарда что человек короче говоря..."
+1
________________________________
От себя добавлю. Если фильм не понравился, то можно было об этом написать по-простому. Возможно плюсов было бы больше. Не все кушали сыр из молока лося, но все хоть раз пробовали голландский сыр.
________________________________
И еще: какой экзистенциализм и антропоцентричность у клонов?
синтетическом* - есть еще умное слово - синкретическом, очень полезное!
*Опломбу* и *сожрал Сюр* =очепяткоз.
12 = +