Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dionis08 thumb
10/10

Небо в алмазах

Рецензия на фильм «Умница Уилл Хантинг»

769 thumb

У каждого есть шанс на светлое будущее. 

Как часто нас заставляют делать что-то против нашей воли… Потому что так надо, потому что мы должны. Нас загоняют в рамки, ровняют под одну гребенку, меряют общим мерилом – все, чтобы мы становились однородной, безликой массой. Но гений – это тот, кто выделяется из толпы своей яркостью, незаурядностью. Тот, кто толкает этот мир вперед и тащит серую массу за собой. Общество не способно воспитать гения. Гений – это всегда индивидуальность, он против всех, он одиночка.

Этот фильм являет собой своеобразный протест общей однородности. Мятежный дух, дух противоречия играет в нем не последнюю роль. В картине Гаса Ван Сента идея одинокого гения, взбунтовавшейся против всех личности доведена до абсурда: гений, который отрекается от своего дарования и живет жизнью простых смертных, обывателей, таких, как его друзья. Гений, которого насильно заставляют быть гением, всячески подталкивают к этому. Скажете, нонсенс? Гротескный прием – ответит вам режиссер. Посыл ясен: у каждого есть выбор, каждый волен заниматься, чем хочет. Его можно лишь направить, посоветовать, но сделает он все равно по-своему. Он послушает свое сердце, а не чужие советы, поскольку у каждого свой путь, и судьба каждого имеет свои законы.    

Этот фильм – целая энциклопедия жизни. Он сразу обо всем на свете. Точнее, о самом главном. Но даже о самом главном в жизни рассказать за два часа очень трудно. Однако авторы «Умницы…» справились с этой задачей. И, надо сказать, с большим успехом.

В первую очередь, этот фильм о дружбе. О роли друзей в нашей жизни и об их влиянии на наш потенциал. Друзья – это наш тыл. Именно они своей поддержкой и преданностью вдохновляют нас на великие дела, без них мы ничего не значим. Эта формула хорошо известна создателям фильма. Неслучайно над его сценарием работали два закадычных друга, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. За совместную работу друзья получили и Оскар, и Золотой глобус. Не мудрено, что гильдия кинокритиков не смогла пройти мимо такого фильма: он действительно оригинален, он берет за живое, а самое главное, он актуален. Картина отражает дух своего времени, этого потерянного поколения 90-х, когда молодежь столкнулась с выбором, куда им пойти и чем заняться. Этот выбор стоит перед нами и сейчас, но тогда он ощущался особенно остро. Неспроста фильм посвящен двум американским писателям – Аллену Гинзбергу и Уильяму Берроузу, представителям бит-поколения, так называемого «разбитого поколения», того же потерянного поколения, но только 40-х годов, почившим в год создания фильма. Это посвящение является своеобразным символом, которых в картине несметное количество.

Проблема выбора и является основной проблемой фильма. Выбор жизненного пути, споры о призвании и о желании следовать этому призванию, переоценка ценностей и расстановка приоритетов – вот что занимает героя и волнует всех окружающих его людей. Очень часто наши амбиции заметно превосходят возможности. Но, как выяснилось, бывают и такие редкие случаи, когда возможности оказываются ненужными, когда не хватает именно амбиций. Когда талант, гениальность достаются человеку, в них не нуждающемуся и не умеющему ими грамотно распорядиться.

Как раз из таких людей был Уилл Хантинг. Характер, безусловно, сложный и неоднозначный. Вспомните слова Уилла о том, что он хотел бы стать пастушком. Эта аллюзия отсылает нас к произведению Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Уилл Хантинг - это повзрослевший Холден Колфилд с его непохожестью на других, отчужденностью и  непониманием окружающих, разладом с действительностью. Он – это молодой, начинающий нигилист и радикал, методичный бунтарь Базаров из «Отцов и детей» И.С. Тургенева. Но Уилл хоть и отрицает, да не все: у него есть свои авторитеты и принципы. Он хоть и бунтарь, но добиться его расположения, заслужить его уважение можно, пускай и трудно. Он дичок, который нужно привить. К нему требуется особый подход, который и находит опытный психолог Шон Мэгуайр, роль которого превосходно исполнил Робин Уильямс. Ему удается сломать скорлупу, в которой находится Уилл. С крайне убедительного монолога Шона на берегу реки начинается ледоход. К слову, в фильме много сильных монологов, которые можно разбирать на цитаты. Лед трогается, и заиндевевшее сердце героя постепенно отогревается. 

Еще один образ выделяется в характере Уилла благодаря подсказке создателей фильма. Сцена в магазине розыгрышей (элемент свидания Уилла и Скайлар) – явная реминисценция на фильм «Завтрак у Тиффани» (сцена, когда Холли подбивает Пола украсть маски из магазина «Five and Dime»), только вместо Холли Голайтли теперь Уилл Хантинг. Они действительно очень похожи: оба неприкаянные и неустроенные в жизни независимые одиночки - ни кола ни двора. У них нет ничего родного, кроме друзей или кота (в случае Холли), как нет и конкретных целей в жизни. С одной только разницей: Холли топчется на месте, не находя себе пристанища, кроме ювелирного магазина, а Уиллу повезло больше: его направили, ему придали движение. И как бы он этому направлению не сопротивлялся, он действует и что-то предпринимает, пускай у него пока нет маяка на горизонте.

Но что еще больше сближает эти два фильма – история любви. Да, в «Умнице…» нашлось место и для нее. Она не главенствует, но какая жизненная драма без любви? Очень искренняя и чувственная игра актеров, трогательные сцены и яркие монологи – вот главные составляющие любовной линии этой картины. Натуралистичности эмоций в фильме мы обязаны не только актерам (Мэтту Дэймону и Минни Драйвер), крайне правдоподобно, до дрожи в коленках и мурашек по коже, как у зрителей, так и у них самих, изобразившим чувства, но и операторам, схватившим каждую деталь, крупными планами передавшим каждую морщинку на лицах героев. А ведь именно из таких мимических деталей складывается осязаемый портрет электрической связи между возлюбленными.

Мир героев фильма основан на противоположностях. В спорах о выборе карьеры для Уилла олицетворением душевности, человечности выступает психолог Шон. Он ратует за свободу выбора и самостоятельность решений Уилла. Именно по его пути в итоге пойдет герой – по пути главенства в жизни семьи и любви. Шону противопоставлен самонадеянный и прагматичный профессор Джеральд Ламбо. Он радеет о математическом гении Уилла, отстаивает его полезность для мировой науки, но не особо задумывается, насколько  полезен этот гений для самого Уилла. Ему кажется, что ради приличной ставки юноша способен отступиться от своих моральных принципов. Косвенно контрастом в парах героев затронуты во все времена актуальные темы социального (Уилл и Скайлар) и духовного неравенства (Уилл и его друзья). Объединяя таких разных персонажей, которые по логике должны быть антагонистами, авторы фильма еще раз подтверждают мнение о том, что противоположности притягиваются, дополняя друг друга, и опровергают убеждение, что между людьми из разных слоев общества не может быть ничего общего. Собственно, фильмы, в которых поднимаются подобные вечные темы, и становятся классикой. А картину «Умница Уилл Хантинг» к классике можно отнести совершенно точно.

Вот почему этот фильм можно и нужно пересматривать. Каждый найдет для себя в нем что-то интересное и поучительное. Причем совершенно независимо от возраста. Искренний и душевный, честный и человечный, фильм Гаса Ван Сента заставит вас проникнуться его потрясающе светлой, живительной атмосферой. Герои этой картины много плачут, отдавая дань жанру. Много в ней драматичных моментов, но много и трогательных, забавных. Фильм дышит юмором и самыми различными эмоциями. Он как живой, он пробирает до самой глубины души. А вы, особенно чувствительные натуры, будьте готовы к тому, что ваши глаза не раз увлажнятся слезами, как от жалости, так и от умиления.    

Картина смотрится невероятно легко, что называется, на одном дыхании! В этом заслуга не только увлекательного сценария, но и необыкновенно лиричной музыки голливудского композитора Дэнни Эльфмана, которая создает ощущение легкости и поддерживает оптимистическое настроение. На протяжении фильма звучит в основном гитарная акустика, но периодически вклинивается поистине волшебная партия флейты, символизируя просветы и радостные моменты в жизни Уилла. Драматичные же сцены сопровождают фортепианные пассажи. 

Пусть это и психологическая драма, хэппи-энд в ней имеется, и весьма жизнеутверждающий, полный надежд на светлое будущее не только Уилла Хантинга, но и всего поколения 90-х. Реминисценция на знаменитое лирическое отступление о дороге и Руси-тройке в финале первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголя не случайна. Как и в книге русского писателя, в этом фильме нас ожидает открытый финал: зрителю самому предлагается додумать будущее героя. Но нет никакого сомнения, что будущее это самое обнадеживающее и счастливое. Образ дороги, по которой едет машина Уилла, подчеркивает движение вперед по дороге жизни, стремление к лучшему. Уилл в итоге душевной борьбы выбирает семью и любовь. Найдутся и такие смельчаки, которые в этом противоборстве выберут карьеру. Дай им Бог, чтобы все у них получилось. В конце фильма из уст героя Робина Уильямса, размахивающего лотерейным билетом, прозвучит основная мысль картины, к которой через всю сюжетную линию нас вела метафора. Жизнь – это рулетка. К кому-то фортуна повернется своей приличной стороной, кому-то не повезет. Но шанс есть у каждого.  И важно этим шансом распорядиться правильно: в соответствии со своими желаниями и стремлениями. 

@ Wed, 16 Oct 2013 19:59:30 +0400

Комментарии к рецензии (29)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 16 Oct 2013 20:26:43 +0400

Конечно, это "плюс", несмотря на то, что я подустала, пока читала )) Очень обширный и безупречно написанный анализ фильма. Ну и сомнения есть у меня, что фильм ваш ровесник mrgreen

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Oct 2013 20:33:41 +0400
Юми писал:

Конечно, это "плюс", несмотря на то, что я подустала, пока читала )) Очень обширный и безупречно написанный анализ фильма. Ну и сомнения есть у меня, что фильм ваш ровесник mrgreen

спасибо wink
да, тут я развернулась, конечно, не хило mrgreen
но не обессудьте - старалась для конкурса, потому боялась упустить что-либо важное.

p. s. не сомневайтесь redface

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 16 Oct 2013 20:40:36 +0400

Для 16 лет по Шкале Оценок Je ne regrette rien: "ужасно~очень плохо~плохо~не очень~прилично~хорошо~очень хорошо~круто~очень круто~блистательно" Ваша - очень хорошо.
Ну и плюс от меня. wink

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 16 Oct 2013 20:42:21 +0400
TEKTONIC писал:

Для 16 лет по Шкале Оценок Je ne regrette rien: "ужасно~очень плохо~плохо~не очень~прилично~хорошо~очень хорошо~круто~очень круто~блистательно" Ваша - очень хорошо.
Ну и плюс от меня. wink

а по-моему независимо от возраста это как раз "очень круто" ) (ой, что это я! я ж ангел-хранитель Сеги)))

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 16 Oct 2013 20:45:54 +0400
Юми писал:

а по-моему независимо от возраста это как раз "очень круто" ) (ой, что это я! я ж ангел-хранитель Сеги)))

А давайте спросим у самой Je. smile

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 16 Oct 2013 20:50:08 +0400
TEKTONIC писал:

А давайте спросим у самой Je. smile

я написала "по-моему", а не "по-Je" вообще-то )

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 16 Oct 2013 20:57:54 +0400
Юми писал:

я написала "по-моему", а не "по-Je" вообще-то )

По системе "Двенадцать" я поставил бы Десятку.

maX76
  • Киновед
  • Wed, 16 Oct 2013 21:08:29 +0400

Ну буквально все аспекты фильма учли и затронули! Хороша рецензия.. окромя того, что, вопреки вашему "обобщению", я всё же не "всплакнул" во время всех его просмотров.. и считаю, что в эта история больше "сказка", касаемо США (99,9% выбрали бы карьеру и славу))mrgreen

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 16 Oct 2013 21:10:04 +0400
TEKTONIC писал:

По системе "Двенадцать" я поставил бы Десятку.

А давайте вы уже все это будете писать в Резиденции, отдавая кому-нибудь из рецензентов свой голос, а не дискутируя со мной )

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Oct 2013 21:12:26 +0400
МАКс_I писал:

Ну буквально все аспекты фильма учли и затронули! Хороша рецензия.. окромя того, что, вопреки вашему "обобщению", я всё же не "всплакнул" во время всех его просмотров.. и считаю, что в эта история больше "сказка", касаемо США (99,9% выбрали бы карьеру и славу))mrgreen

Вы крепкий орешек mrgreen

Добавить комментарий