Паша – Павел Георгиевич Коршунов, следователь районного УВД, беспрекословно выполнит приказ своего начальника, полковника полиции, озабоченного тем, что «шакалы» из области понаедут, узнав о чрезвычайном происшествии, и нарушат тишь да гладь вверенного его надзору райцентра Рязанской области. В роли этого Паши мы увидим самого автора невероятно острого и беспощадно правдивого фильма о современной жизни российской глубинки – Юрия Быкова. Он не только поставил этот фильм по собственному сценарию и сыграл в нем одну
из главных ролей, но даже написал музыку, которая ненавязчиво и очень уместно поддерживает напряжение, а порой, в контрапункт, дает передышку нагнетанию саспенса, которым фильм перенасыщен все 99 минут. Фильм действительно снят очень красиво. Оператор Кирилл Клепалов. Просто, динамично, без красивостей и предельно правдиво. Снегом покрытые равнины, городок с типовыми панельными многоэтажками, почти деревенские домики частного сектора, краснокирпичные особняки «новых русских». Нет, разумеется, история рассказанная Быковым совсем не красива и попросту ужасна, но картина сделана с безупречным кинематографическим вкусом, с четким ритмом и без смакования жестокостей, которыми сюжет переполнен от начала до конца.
Центральный же герой, тот самый майор полиции - Сергей Соболев (Денис Шведов), на самых же первых минутах фильма случайно сбивает насмерть своей машиной на обледеневшем шоссе семилетнего мальчика на глазах его матери. Других свидетелей происшествия нет… А ведь так хорошо этот зимний день начинался! Майору позвонили из больницы в Рязани, где лежала на сохранении его жена и сказали, что роды начались. Они так много лет ждали этого события. Вот и помчался, сломя голову, будущий отец в областной город. Нет смысла, и не имею я права пересказывать сюжет, поскольку эта смерть за один зимний день будет не единственной. У невольного убийцы, после первого импульса пробуждения совести и порыва раскаяния, железно сработает инстинкт российского мента - выпутаться из неприятной ситуации с помощью своих коллег и подчиненных. Друзья-коллеги незамедлительно прибудут на место происшествия – тут и закрутится тугая спираль круговой поруки, или, как теперь принято говорить - корпоративной солидарности работников правоохранительных органов. Закрутится настолько туго, что не раз и не два сорвется с летальным исходом.
Сам режиссер признавался, что идея сценария возникла у него, когда он узнал о «подвигах» московского майора милиции Евсюкова. Но сходство сохранилось только в воинском звании – майор. Здесь не Москва, здесь родная режиссеру Быкову среднерусская провинция. По его собственным словам: «это кино про феодальное общество, внутри которого есть ближний круг людей, за которых ты несешь ответственность, и есть чужие, на которых, в сущности, плевать». Олицетворением этой Системы служит начальник РУВД полковник Панкратов, в роли которого обаятельный Борис Невзоров. Мне кажется, он никогда в жизни не играл отрицательных персонажей. Но здесь этот благообразный, душевный такой отец семейства и дедушка хлебосольно принимает в своем особняке из красного кирпича VIP-персон районного масштаба. По-хозяйски он решает дела не только полицейские, но и политические – на носу выборы, и экономические – выделение земельного участка под новый торговый центр с рестораном. Гости – депутат и застройщик. Прямой намек на коррумпированность силового ведомства.
Кроме Бориса Невзорова, Дениса Шведова и Кирилла Полухина – в небольшой роли капитана Бурлакова, я никого из актеров, занятых в «Майоре» раньше не видел. Тем самым подчеркивается удивительная достоверность их поведения. Денис Шведов порой своей внешностью немного напоминает Джейсона Стейтема. Но личность его героя гораздо более глубокая и непредсказуемая. Его внутренние душевные метания и одновременно следование принятым в ведомственной среде методам, то заставляют зрителей искренне сопереживать герою, то ненавидеть и презирать его. Очень сложную роль взял на себя сам постановщик картины Юрий Быков. Да, он и по сюжету является как бы режиссером, ведь Павел Коршунов руководит ходом полицейской операции по ликвидации свидетелей происшествия. И это не просто «злой» следователь, а лучший друг майора и действует он из желания ему помочь. Их третий приятель – гаишник Толя Меркулов тоже был втянут в эту историю. Очень типичный и достоверный образ создал Илья Исаев. Это, так сказать, основные представители силовых структур города. А вот их невинные жертвы. Ирина Низина играет несчастную мать, а Дмитрий Куличков ее мужа.
Непредсказуемый и открытый финал неожиданно объединяет оба фильма Юрия Быкова. В кабине грузовичка встретятся главные герои этих фильмов «Жить» и «Майор». Денис Шведов там играл крутого, но не чуждого совестливости, бандита, здесь – крутого и тоже не чуждого сантиментов, полицейского. А шофер (Владислав Толдыков), который подвозит майора до Рязани – был главным героем из фильма «Жить». Тот же простой местный работяга, кто единственный выжил в жуткой передряге во время воскресной охоты. И в первом, и во втором фильме главной темой звучит вопрос – какой ценой человек может оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. «Для меня это квинтэссенция России, маленький ничем не примечательный городок, но в котором есть все проблемы, все плюсы и минусы российского менталитета, российской действительности. Когда я присмотрелся к тому, что происходит, я понял, что самая главная проблема на данный момент, это проблема отношения человека и власти». Итак, запомним имя молодого русского режиссера, сценариста, актера и композитора – Быков Юрий. Хорошая фамилия напомнит о его славных предшественниках – Леониде и Роллане. Теперь уже ясно, что у ушедшего в мир иной Алексея Балабанова есть достойный преемник.
@ Mon, 21 Oct 2013 02:15:09 +0400
Прочитала из любопытства, теперь без просмотра не обойтись Емкий, живой, динамичный текст, ничего лишнего - замечательная рецензия, рассчитанная на меткое попадание в цель.
Начал читать из любопытства, прочитал с большим интересом. Хорошо написано!
Потом глянул - кто же автор. Думал, кто из молодых или не очень, а тут САМ МЭТР! Для него отличная рецензия естественна, понизить планку качества он не смог бы, даже если бы захотел
Барс, с очередной отличной рецензией Вас, ну и очередной плюс от меня
Спасибо!
На мой взгляд, лучший российский фильм 2013 года!
Рекомендую смотреть обязательно + также и первый фильм Юрия Быкова - "Жить".
радует, что есть кому поднять упавшее, после смерти балабанова, знамя.
А я так Ваши все рецензии читаю.
Мне тоже всегда интересны Ваши рецензии, а после просмотра фильма - вдвойне интересней. Соглашусь, что снято достойно и актёры играли эмоционально и замечательно. Но мне показалось, что переборщили с драматизмом и наворочили слишком много смертей из достаточно простой истории- перекрутили слишком уж, неоправданный гипердраматизм событий получился! Рецензии +
Спасибо! +
Вот удивительная вещь. Меня от просмотра данного фильма оттолкнула первая работа режиссера "Жить" (достаточно неудачная, если быть предельно честным). Ко всему, мое скептическое отношение к современному российскому кинематографу, к тому же про ментовские будни. Глядя на постер, на ум тут же пришел "Карпов". Поэтому плюнул на все это дело, махнув рукой в сторону монитора. Но от скуки начал листать рецензии тут на КК. Прочитал эту - скачал фильм и только что его посмотрел.
Господа! Мне одному Быков в этом фильме напомнил Рому Широкова, как внешне, так и по характеру?
"+"
P.S.:
Ой ой ой
Изначально я понимал под первым фильмом с названием "Жить" - вот этот вот http://www.kinokopilka.tv/movies/17635-zhit.
Признаю, я ошибался.
Теперь всю ночь не спать и смотреть вот этот фильм, который я еще не смотрел http://www.kinokopilka.tv/movies/10849-zhit.
Из-за рецензии Барса теперь не буду спать
Вот удивительная вещь. Меня от просмотра данного фильма оттолкнула первая работа режиссера "Жить" (достаточно неудачная, если быть предельно честным). Ко всему, мое скептическое отношение к современному российскому кинематографу, к тому же про ментовские будни. Глядя на постер, на ум тут же пришел "Карпов". Поэтому плюнул на все это дело, махнув рукой в сторону монитора. Но от скуки начал листать рецензии тут на КК. Прочитал эту - скачал фильм и только что его посмотрел.
Господа! Мне одному Быков в этом фильме напомнил Рому Широкова, как внешне, так и по характеру?
"+"
P.S.:
Ой ой ой
Изначально я понимал под первым фильмом с названием "Жить" - вот этот вот http://www.kinokopilka.tv/movies/17635-zhit.
Признаю, я ошибался.
Теперь всю ночь не спать и смотреть вот этот фильм, который я еще не смотрел http://www.kinokopilka.tv/movies/10849-zhit.
Из-за рецензии Барса теперь не буду спать
Ну и как?
Дни нынче праздничные, можно и выспаться.
Я рад, что моя рецензия Вас зацепила и подвигла на знакомство с Юрием Быковым.
Кто такой Рома Щироков, извините, не знаю.
Да, появление почти одновременно фильмов -двойников - "Жить" может внести некоторое смятение в умы. Вот для этого и нужно читать рецензии и комментарии. Кстати, фильм Сигарева - тоже вещь сильная, но в другой стилистике.
P.S.
Мне вот позавчера обеспечил бессонницу французский фильм о двойниках - "Месьё Кляйн". Почитайте.
Ну и как?
Дни нынче праздничные, можно и выспаться.
Я рад, что моя рецензия Вас зацепила и подвигла на знакомство с Юрием Быковым.
Кто такой Рома Щироков, извините, не знаю.
Да, появление почти одновременно фильмов -двойников - "Жить" может внести некоторое смятение в умы. Вот для этого и нужно читать рецензии и комментарии. Кстати, фильм Сигарева - тоже вещь сильная, но в другой стилистике.
P.S.
Мне вот позавчера обеспечил бессонницу французский фильм о двойниках - "Месьё Кляйн". Почитайте.
Да, с фильмами "Жить" как-то неуклюже вышло
Быковский фильм "Жить" мне понравился. Не сказал бы, что шедевр, но в целом фильм неплох, смотришь с интересом и до конца. А завязка в первых 2ух минутах фильма - это, кажется, будет визитной карточкой этого режиссера. Конечно же, "Майор" будет динамичнее, так как Быков набрался опыта, сделал работу над ошибками и начал изучать людей и их поведение.
Не увидел в фильме "Жить" какой-либо драматической составляющей, которую нагнетали режиссер и музыка в конце. Иначе, это большой косяк режиссера. Или, может быть, у него никогда в жизни не было собаки. Потому что в чем драма? Убить бандита, который убил твою собаку? Не знаю, возможно, существуют такие люди, на глазах у которых убивают детей, родителей, любимых собак, а они молчат и терпят... Как-то это странно. Мужик сделал все верно, а режиссер его осуждает музыкой и последним кадром перед титрами. Видимо, мало режиссерского опыта.
В целом, спасибо, Барс, что привлек внимание к этим 2ум фильмам. Я их запишу для просмотра отцу. Думаю, он с удовольствием их посмотрит и тоже оценит.