Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

«Можно верить и в отсутствие веры»

Рецензия на фильм «Майор»

21388 thumb

При всём многообразии жанров, стилистик и фокусов операторов, все фильмы, по сути, можно разделить на две категории – о поисках Эдема, и о том, что Эдема нет. Впрочем, любая система категорий является понятием условным из-за самой условности границ тех самых категорий.

Фильм Юрия Быкова «Майор» родом из сумеречной зоны совмещения двух обозначенных выше понятий системного деления. Автор «Майора» Быков – режиссёр, автор сценария, исполнитель одной из главных ролей и автор музыки в одном лице – снял кино

о поисках Эдема в том месте, где Эдема просто не может быть.

Картина Юрия Быкова гиперболично линейна. Или откровенно прямолинейна в своих гиперболах – кому как нравится. «Майор» - тот фильм, который берёт зрителя то за плечи, а то и за грудки, встряхивает и спрашивает, глядя прямо в глаза: «Кто ты? Как-как?! Скажи-ка ещё раз! Да ну! Не может быть! И как бы ты поступил ? Да-да, можешь поставить себя на место любого из героев фильма. Ну? Отвечай! В глаза смотри! В глаза!»

«Майор» - предельно откровенное кино о современной России. Правда, Быков ужал мою страну до размеров районного центра с призрачной тенью областного. Вот только не нужно тут умничать, мол, гиперболичность провинций – это повторение пройденного! «Майор» - это кино не о нравах в провинции! И не нужно мне тыкать в глаза некой «провинциальной призмой», через которую художник, мол, вглядывается в суть настоящей России.

Да-да, скажите ещё хором, что Юрий Быков – это внештатный корреспондент «НТВ», который ненавидит русских! Мол, снял очередную «чернуху» про мразей-полицейских, под игом которых томится благородный люд райцентра. Да-да, скажите мне хором, что Россия – это страна, в которой нормальные люди живут, и их явно большинство. Так я и не спорю. Да, живут нормальные. Да, нормальные МЧСники спасают этих самых нормальных. Да, нормальные полицейские даже защищают этих самых нормальных…

Вот только «Майор» Быкова о другом. Режиссёр поместил своих героев в некую условную зону. И пусть тебя, зритель, не смущает близость к этой зоне областного центра под названием «Рязань». Место действия фильма ни коим образом не связано ни с географией России, ни со статусом местности, ни с человеческими сословиями. Место действия «Майора» - некое условное место.

Условность этого места подчёркивает и музыка, которая подрагивающим полотном звуков окутывает событийность фильма Быкова. Условность места действия подчёркивает и камера Кирилла Клепалова, который фиксирует событийность фильма как бы изнутри, но, в тоже время, и со стороны. Изнутри – с пристрастием, со стороны – абсолютно беспристрастно. Фиксируя мелкие детали, например, BMW X5 с номерными знаками 777, и в тоже время старательно обходя стороной знаковые моменты…

Условность места подчёркивают и первые кадры фильма. Майор полиции Сергей Соболев… Впрочем, профессия главного героя – это тоже условность. Майор Соболев, которого играет Денис Шведов, за всё время так и не предстанет перед зрителем в форме. И друг майора, следователь Паша Коршунов, которого и играет автор фильма Юрий Быков – тоже человек без формы. Одним словом, отбросив все условности якобы реалий, показанных в фильме Быкова, можно смело говорить о полной условности происходящего в картине. Эта условность подчёркивается и некой иррациональностью событий в фильме, которая особенно заметна ближе к финалу картины.

Творец «Майора» сотворил некое условное место, являющееся моделью сегодняшней России с единственной целью: показать коченеющее мёртвое пространство, которое населяют взрослые, но тотально незрелые люди. Юрий Быков заявляет: данная модель - это забеременевшая смертоносная раковая клетка, готовая извергнуть будущее-выкидыш!

Вдоль линейности своего фильма Быков расположил ряд знаков – зрители узнают о гибели одного ребёнка и о рождении другого, но детей в картине не увидят. Не увидят зрители и солнца. Линейность событий на фоне снега беспросветной зимы…

Что такое зрелость? Это способность отвечать за свои поступки. Это способность нести бремя ответственности за принятое решение в полной мере, не перекладывая груз своей ответственности на других. Это способность решать жизненные уравнения Х + У = ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, где Х – это ПОСТУПОК. Решать, полностью исключив при этом из указанного выше уравнения переменную «У», которая может быть связана и с занимаемой должностью, и со знакомствами, и со связями, и с прочими ресурсами. Ведь очевидно, что оставляя в жизненном уравнении упомянутую выше переменную «У», нужно будет вводить в данное уравнение некую константу, которая неразрывно связана со смертью.

Фильм «Майор» - кино про тотальное отсутствие этой самой зрелости, кино про тотальную неспособность абсолютно всех героев картины Быкова в полной мере лично отвечать за свои поступки без оглядки на других. Отвечать, взяв за основу при этом не какие-нибудь местечковые придуманные ценности, а взяв за основу ценности общечеловеческие.

Вторая полнометражная картина Юрия Быкова – веха в российском кинематографе. «Майор» произрастает из «Начальника», короткометражки того же Быкова. И, произрастая, выводит кино моей страны на новый этапный уровень. На уровень классики. Это поняли все до одного актёры, занятые в ленте. И это понимание позволило им сыграть так, как говорил Станиславский… Нет-нет, эти «верю - не верю» оставьте для супружеской жизни! А по поводу актёрской игры Станиславский утверждал следующее: не нужно играть плохо или хорошо. Нужно играть верно! Именно это сделали, помимо Дениса Шведова и самого Юрия Быкова, и Борис Невзоров, и Ирина Низина, и Илья Исаев, и Дмитрий Куличков, и…

 

Так говорите, Россия – это страна, в которой нормальные люди живут, и их явное большинство? Ну-ну… Вот только как-то так ненормально получается, что нормальные СОБРовцы всем отрядом ловят «нормального» бытового убийцу из Бирюлёво, доставляют его на вертолёте аж в Главный Следственный Комитет (!) РФ, и за это один из Главных в РФ обещает наградить нормальных СОБРовцев. Наградить за ту работу, которую должны, по сути, делать нормальные полицейские из нормального районного УВД… А тем временем некоторые вполне себе «нормальные» делят вполне себе нормальный рынок нормальных овощей и фруктов в Москве. Нормально, Паша Коршунов? Отлично, Сергей Соболев!

 

P. S.

«Люди с ограниченным мировоззрением, с ограниченным, казалось бы, кругозором, представлениями о жизни — они и есть соль земли. Вот в этом трагедия. В том смысле, что с ними трудно, порой даже неинтересно, противно, небезопасно — как угодно, но они соль земли» - Юрий Быков, автор фильма «Майор».

 

@ Tue, 22 Oct 2013 22:53:54 +0400

Комментарии к рецензии (8)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Tue, 22 Oct 2013 22:54:56 +0400


Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 22 Oct 2013 23:17:53 +0400

Очень хорошо и правильно. Отдельное спасибо за "Начальника".

1956soe

...очень сильно!!! молодец! давно такого не читал...

...теперь обязательно посмотрю фильм!

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 23 Oct 2013 00:42:59 +0400

отлично thumbsup

rozadavletova

+
П.С. в центр яблочного семечка.

IEI
  • IEI
  • Зритель
  • Sat, 26 Oct 2013 14:20:15 +0400

Все сыграли верно, только получили нелогичную концовку в итоге. Что мешало Соболеву, ссылаясь на уже состоявшийся разговор ДПСника с ОСБ позвонить им же и попросить защитить жену до того как мать задавленного пацана даст показания и Коршунова закроют? Или самому его вальнуть на всякий случай в ожидании "шакалов"? Всё равно сидеть, а от этого убийства к тому же можно и реально отмазаться. Свидетеля защищал при двух свидетелях уже.

И даже если допустить, что помутнение нашло, поверил Коршунову, что для жены будет безопасней, и сам разобрался со свидетелем - дальше тоже логики нет. Во-первых, Соболев просто ушёл. Успеет ли посмотреть на жену с ребёнком перед тем, как за ним придут, или не успеет - неизвестно. Также как и его выбор - сидеть или пулю в голову - тоже неизвестен. Зато известно, что у Коршунова всё в порядке будет. Как и у всей районной полиции во главе с полковником. Ну разве что полковник строгий выговор получит или даже на пенсию будет уволен. А Коршунов на его место сядет. Опытный ведь сотрудник. На Соболеве уже три трупа, а он просто уходит, оставляя безнаказанной систему, с которой решил побороться. Ну ладно, проиграл, бывает. Он не успеет добраться до полковника, но Паша-то рядом! Четвёртый труп роли не сыграет, зато логично и справедливо. Даже если забыть всё остальное, он угрожал убить жену Соболева. Только за это стоит избавиться от него в такой ситуации. А потом можно и к жене.

rstoun63

ничо што 13-й? wink Простить велико душно smile

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Tue, 13 Jan 2015 21:53:52 +0300

Да, Ю.Быков - это просто открытие!
За него - спасибо! smile
(озвучивать, плЮс, даже неприлИчно..) mrgreen

Добавить комментарий