Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Virkin thumb
8/10

Шёлковый мешочек Чжугэ Ляна

Рецензия на фильм «Особое мнение»

1068 thumb

Особое мнение - юридический термин, которое отсылает нас к некоторому "мнению меньшинства". Но к обществоведению это не имеет отношения, а связано, как ни странно, с компьютерами и вычислениями. Чтобы результат был достоверным, решение сложной задачи принято дублировать на другой вычислительной машине. Если ответы совпадают, то всё ОК. Но что делать, если ответы окажутся разными? Какой из них правильный? Вот и получается, что для безошибочной работы системы нужно как минимум трое. "Третьим будешь?" Вероятность того, что

двое одинаково ошибутся ничтожно мала, поэтому два совпадающих ответа - верные. А "особое мнение" - ошибка.

Действие фильма с таким названием переносит нас в 2054-й год, в Вашингтон. Подразделение профилактики Precrime ведёт свою ежедневную работу по предотвращению преступлений. Трудная, но зато такая нужная, и к тому же успешная работа - за последние годы ни одного совершённого крупного преступления. Здесь работают настоящие профессионалы.
Утро. Анализирующий центр спит. Но вот скатывается один шарик, за ним другой. На них имена - преступника и жертвы. Процесс пошёл. Командир подразделения Джон Андертон на манер снятого позже "Железного человека" ловко манипулирует виртуальными образами и картинками, которые считываются компьютерами с видений трёх провидцев. Именно их способность предвидеть ближайшее будущее лежит в основе всей системы Профилактики. Эта часть работы Андертона сродни вдохновенному полёту фантазии дирижёра - быстрыми взмахами рук он перебирает, тусует сотни образов, отбрасывая и выделяя, составляя из мешанины пазлов картинку будущего преступления. Если вопросы кто и кого известны с самого начала, то определить место и способ бывает не так-то просто. Тем более что время, как обычно, не ждёт. Иногда счёт идёт на минуты. И вот уже группа захвата Чёрными Ангелами Профилактики падает с небес на голову несостоявшемуся преступнику. Всё. Занавес. Вы имеете право на... вечный сон. И извините, мэм, что помяли газон перед домом.
Система поистине совершенна, работает как часы. Но что случится, когда на шарике ты обнаружишь своё имя?

Центральным моментом в фильме стоит вопрос - допустимо ли наказание за то, что ещё не произошло? Чего нет, и может быть никогда и не будет? Казалось бы, ответ очевиден. Зачем ждать преступления, если его можно предотвратить. Но что будет, если такой принцип возвести в систему? Как быть уверенным, что нет ошибок? И как скажется такой, казалось бы, гуманный подход, на личности человека и на обществе в целом?
Вспоминается притча про отца, который без всякого повода выпорол сына.
- За что? - возопил несправедливо наказанный отрок.
- За ту вазу, которую ты обязательно разобьёшь.

Давайте ненадолго перенесёмся в прошлое, на 19-ть веков назад, в Древний Китай.
В 12-й год периода Цзянь-Син (234-й год) легендарный полководец Поднебесной Чжугэ Лян во время военного похода понял, что скоро умрёт. Он призвал некоторых военачальников и дал распоряжения, что им надлежит сделать после его смерти. Одни распоряжения касались дальнейшей судьбы царства Шу, другие - способа вывода войск из похода без потерь, а третьи - относительно предстоящего мятежа. Уже давно Чжугэ Лян знал, что один из его верховных военачальников взбунтуется, стоит с ним чему-нибудь случиться, но продолжал брать его во все военные кампании, так как тот был очень храбр. "В своё время я позабочусь об этом" - говорил Чжугэ Лян.
И вот такое время настало. Он дал одному из военачальников шёлковый мешочек с такими словами:
– Как только я умру, Вэй Янь подымет мятеж. Перед тем как вступить с ним в бой, откроешь этот мешочек. Тогда найдется человек, который убьет мятежника.
Всё так и случилось. После смерти Чжугэ Ляна Вэй Янь взбунтовался. Никто не поддержал мятежника, кроме одного военачальника.
Когда Вэй Янь пришёл с войной, шёлковый мешочек был открыт. В нём оказалась записка, с указанием, что нужно сказать.
- Если ты громко спросишь три раза подряд: «Кто осмелится меня убить?» – тогда я признаю, что ты доблестный муж, и отдам тебе город, - крикнули мятежному князю.
Вэй Янь рассмеялся:
 - Не только три раза, а десять тысяч раз подряд готов я прокричать эти слова.
Он поднял меч и закричал:
– А ну, кто осмелится меня убить?
Не успел он умолкнуть, как позади чей то голос ответил:
– Я убью тебя!
Поднялась рука, опустился меч, и обезглавленный Вэй Янь упал с коня. Все вздрогнули: это сделал военачальник, который один его поддержал. Он выполнил все, что ему повелел Чжугэ Лян.
Как вы думаете, почему китайский мудрец просто не распорядился казнить или арестовать мятежника, если так был уверен в его будущей измене?

Но вернёмся к фильму. В нём можно выделить три основные составляющие, каждая из которых вносит свою лепту в восприятие картины.

Первая - фантастический боевик. Необычные идеи, новый взгляд, поведение человека в иной реальности, раскрытие его сущности в непривычных обстоятельствах - именно благодаря этим аспектам фантастика неизменно пользуется успехом. И с этим у "Особого мнения" всё в порядке. Красивая "футуристическая" картинка, немного с оттенками "антиутопии" - такой эффект даёт повышенная зернистость и монохромность видений провидцев (чтобы достичь этого, был придуман специальный стиль съёмки). Всё смотрится достаточно интересно и правдоподобно.

Вторая - детектив, даже с небольшими элементами триллера. Есть загадка, хорошо закрученный сюжет, и даже когда в принципе всё становится понятно, не покидает ощущение, что это ещё не всё.

И третья составляющая - драма. История родителя, пережившего страшную потерю. Точнее, не пережившего, а переживающего её снова и снова. Каждый день. Всё, что он делает, каждый его поступок, каждое пробуждение от спасительного забытья сна, весь смысл существования подчинён только одной цели - преодолению. Своей вины, несуразности произошедшего, той необъяснимой мысли, что ничего нельзя изменить - всё это сводит с ума. Не думать. Просто бежать. Спасение - в бегстве.

Среди этих трёх составляющих фильма я не могу выделить какую-нибудь "особую", выбивающуюся, все гармонично дополняют друг друга. Трудно сказать, кто в этом виноват, обычно хороший продукт - результат работы всей команды, но безусловна заслуга режиссёра картины Стивена Спилберга. Он мастер составлять "вкусные" коктейли, добавляя туда нужные доли и драматизма, и зрелищности, и ещё чего-то.
В основе фильма лежит одноимённый рассказ Филипа Дика (чьи произведения вдохновили на создание целой череды картин - "Бегущий по лезвию бритвы", "Вспомнить всё", "Меняющие реальность", "Помутнение" и др.), написанный им аж в 1956-м году. Но сценарий был сильно переработан, так что местами смысл меняется до противоположного (что, видимо, отражает произошедшие за 46 лет изменения в обществе и в наших представлениях о будущем), и основательно дополнен, так что из небольшого рассказа получилось полноценное полнометражное кино.
Главную актёрскую скрипку играет Том Круз, в привычной для себя роли Агента - Полицейского - Крутого парня. К чести Круза, ко всему, что делает, он подходит очень основательно, и это всегда чувствуется. Даже пузырёк в ванной выдувает он сам (хотя в большинстве таких случаев не парятся и прибегают к компьютерным технологиям). Но всё же не покидало ощущение дежа-вю, такого Круза я неоднократно уже видел.
В целом актёрская игра хороша, особо хотел бы отметить Колина Фарелла в роли амбициозного Витвера, Петера Стормаре в роли доктора Соломона и блестящую игру Макса фон Сюдова в роли Ламара Бёрджесса.

И в качестве развлечения. В крупных проектах всегда присутствуют запрятанные "артефакты", видимо так интересней снимать. Присутствуют они и в "Особом мнении". Вот некоторые из них:
- герой Сюдова Бёрджесс назван так в честь Энтони Бёрджесса - автора "Заводного апельсина";
- трёх провидцев в фильме зовут Дэшил, Артур и Агата - в честь мастеров детективного жанра Дэшила Хэммета, Артура Конан Дойля и Агаты Кристи. Агата в фильме самая способная :)
- главного героя почему-то хотели назвать Полом Андерсоном, может быть намекая на Нео из Матрицы ("Кто Вы, мистер Андерсон?"), но потом отказались (тем более что двое людей с такими именем и фамилией в анналах Голливуда уже есть) и вернулись к Джону Андертону, который фигурирует и в книге.
- в одном из эпизодов фильма снимается Кэмерон Диас (но её, как правило, никто не замечает). Зачем? Не всё в этом мире требует объяснений. Наверное, просто проходила мимо.

Приятного просмотра!

@ Tue, 05 Nov 2013 21:04:45 +0400

Комментарии к рецензии (19)

virkin
  • Кинокритик
  • Tue, 05 Nov 2013 21:05:17 +0400

сорри за размер sad

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Tue, 05 Nov 2013 21:12:18 +0400

Занятно ) Поставила плюс. Про Кэмерон Диаз я тоже читала и даже специально отмотала назад на этот момент, чтоб посмотреть, где она там фигурирует )
А вот про оракулов с говорящими именами - новая инфа.
Кстати, меня не покидает вот уже неделю вопрос, зачем старушенция в оранжерее поцеловала Тома Круза в губы? Зачем? А? Что это может означать? ) Какой несет посыл? )

sergeibolshakov
  • Киновед
  • Tue, 05 Nov 2013 21:47:20 +0400

- не на то нажал!

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Tue, 05 Nov 2013 21:48:51 +0400

всем по плюсу! cool

maX76
  • Киновед
  • Tue, 05 Nov 2013 22:14:54 +0400

Странно, что оба рецензента про Оракулов только вскользь упомянули (интересный факт с именами в конце этой рецы не считается)) Ведь из-за них и на них держалась вся их Система Профилактики! А про Власть-вершащую-судьбы, которая построена на всём этом?confused
Об этой реце..
Достаточно сумбурное повествование у вас получилось.. как те видения у оракулов smile Философский подтекст с притчей улавливается, но в самом тексте построено как-то неровно. Текст большой, а мысли с фактами в предложениях какие-то перемешанные и обрывочные, как предложения, построенные вами, наподобие такого -"Трудно сказать, кто в этом виноват, обычно хороший продукт - результат работы.."
Видно, что много хотели сказать важного и интересного о фильме, пытались уйти от спойлеров.. но видимо, чтоб ещё не увеличивать формат текста, это "многое" повырезали. И связь мысли в вашей реце от этого скачет и теряется. Задали вначале кучищу вопросов, привели в пример притчу, не на один из вопросов не ответили, мысль ушла)).. Вы же рецу пишете, пожалейте интригу и интерес читателей)) Конец (что с "интересными фактами", что без них) совсем уже сух и невнятен. И мне кажется с Притчи "о Чжугэ Ляне" надо было и начинать, а потом совмещая с фактами по фильму развить.. Не получилось confused Извините, но это всего лишь -моё "особое мнение" wink

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 05 Nov 2013 22:17:26 +0400

Много лишнего и много общих фраз - "держит на уровне" и т д

Текст неоправданно велик и весьма сумбурен, но слог все же лучше, чем во многих других ваших рец.

апд

справедливости ради скажу, что блок рецы, идущий после притчи написан хорошо

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 05 Nov 2013 22:34:25 +0400

Мне кажется, вас немного покусал Жан-Поль (очень надеюсь, не в обиду обоим, я была и остаюсь поклонником и того, и другого автора КК).
В том смысле, что за деревьями леса не видно. Есть замечательные и интересные моменты, вроде китайской притчи, но есть и слишком затянутые размышления. Точите мысли, как ножи. Ваши мысли того стоят))

mrgreen

cvetikkk
  • Киновед
  • Tue, 05 Nov 2013 23:02:21 +0400

Мне понравилось вступление, притча показалась тяжеловесным излишеством, порадовала аналогия с именами предсказателей, но сам эпилог особо не получился. Но в целом рецензии плюс.

maleevnikita

тоже самое - спойлеры. много о сюжете. много информации, мало интерпретации.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Wed, 06 Nov 2013 00:10:34 +0400

Зря вас так гнобят... Очень приличный тест. Спокойный, размеренный стиль, скрадывающий дохлую структуру. Имхо, главная проблема рецензии именно в ней.

Добавить комментарий