Пересмотрел я спустя десяток лет «Азазель» и захотелось мне несколько восстановить справедливость по отношению к этому мини-сериалу, по поводу которого я однажды мельком высказался в своей рецензии на фильм «Статский советник». Дело в том, что первый раз я смотрел этот фильм Александра Адабашьяна по телевизору в далеком 2002 году, в то время, когда сам еще не имел компьютера, не говоря уже об интернете. Соответственно, не имел возможности собирать коллекции фильмов и смотреть их на экране монитора. Теперь
еще тверже убедился в том, что смотреть умное и стильное кино по телевизору чрезвычайно вредно.
Чем хороши детективные романы Бориса Акунина? Их можно многократно перечитывать, даже зная прекрасно, кто окажется в финале главным злодеем. Секрет их не в развитии интриги, а в форме изложения. Форме умной, содержащей множество исторических реалий, ироничной, я бы даже сказал – изысканной. Современный писатель счастливо нашел свой особый стиль, который так и звучит – стилизация. Ностальгическая стилизация под беллетристику конца Х1Х века. Потому и фильмы по книжкам Акунина можно пересматривать время от времени (их пока всего три) и даже писать о них, без всякого риска запустить спойлер. Вот и режиссер Адабашьян, - в прошлом художник и сценарист ранних фильмов Никиты Михалкова (лучших его фильмов!) также сделал умелую стилизацию, которая начинается сразу на титрах и перемежает графическими заставками отдельные главы. Очень мило смотрится и в стиле Акунина.
Все почти точно по канве книги – май 1876 года, юноша-письмоводитель Сыскного управления при московском обер-полицмейстере - Эраст Петрович Фандорин, исполняя поручение начальства, должен взять показания у свидетельницы странного самоубийства. Свидетельница та - дочь генерала, тайного советника и зовут ее Лизонька. Итак, возникает взаимная симпатия, затем любовь, предложение руки и сердца, назначены венчание и свадьба – все как положено. Параллельно ко всему этому за довольно короткое время Эраст Фандорин раскроет опасный международный заговор государственного значения и сделает головокружительную карьеру. Но, как и в повести Карамзина, любовный роман Лизы и Эраста закончится большим несчастьем. Финал!
Сериал «Азазель» - дебют писателя Бориса Акунина в кино, и для исполнителей ролей Эраста и Лизы также были найдены дебютанты – Илья Носков и Марина Александрова. Я считаю, что выбор был правильным. Именно таким юным, неопытным, доверчивым, мечтательным появляется он на страницах романа. Скромный чиновник 14 класса – «коллежский регистратор». Правда, писатель в романе нарисовал несколько необычный портрет своего героя, который, взрослея, затем пройдет через серию романов, распутывая сложнейшие дела не только в Москве, но и по всему свету, от 1876 года вплоть до Первой мировой войны. «…Уместно будет описать внешность Эраста Петровича, ибо ему суждено сыграть ключевую роль в поразительных и страшных событиях, которые вскоре воспоследовали. Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». Как видите – весьма оригинальный персонаж. Найти молодого, высокого, румяного актера с голубыми глазами и надеть на него черный парик, возможно, было бы наилучшим выходом из положения. Но решили доверить роль юного Эраста Петровича юному Илье Носкову. На мой взгляд он все-таки несколько простоват. Вряд ли он способен будет сыграть Фандорина в более зрелом возрасте, да и вряд ли в то время задумывался сериал с продолжением про войну на Балканах, плаванье на «Левиафане» и двух годах в Японии. Короче, Носков вполне справился с образом гениального сыщика из первого романа и больше мы его, Фандорина, таким не увидим.
Пустяковым, казалось бы, московским делом, весьма заинтересовались в Петербурге, и в первопрестольную прибыл чиновник для особых поручений Иван Францевич Бриллинг. Вот Сергей Безруков и преподаст юноше мастер-класс дедуктивного анализа и применения в деле сыска новинок технического прогресса, таких как телеграф и телефон. Фандорин, буквально раскрыв рот и заливаясь румянцем, впитывает все наставления «шефа», многие из них будет и в дальнейшем применять в своей практике, но… на свою голову Бриллинг воспитает слишком сообразительного ученика. Мне вот удивительно, несколько иронически-насмешливое отношение в обществе к великолепному артисту Сергею Безрукову. Мол, он любого сыграет! Ну да – это и есть высшая квалификация, быть универсальным актером. Да и гражданская его позиция в последние времена вполне пристойна.
Две роковые дамы романа и фильма – Амалия Бежецкая и леди Эстер. Не стану критиковать игру Ларисы Борушко, которая с первого взгляда должна сводить с ума мужчин и толкать их к гибельным поступкам. Слишком коротки и в книге, и в фильме эпизоды с ее участием. Если Акунин может двумя фразами описать впечатление от ее «остолбенительной» внешности, то в кино это сложнее, да и всегда была в России проблема найти актрису на роль светской fеmme fatale. В советские времена их иногда выписывали из Польши: Беату Тышкевич, Барбару Брыльску, Эву Шикульску. Пардон, как раз Шикульска в «Азазеле» играет – небольшую такую роль немки-гувернантки Эммы Пфуль. Но возраст уже дает о себе знать. Так вот, Амалия Казимировна Бежецкая уж точно гордой польской породы. Лариса Борушко тоже из Западной Белоруссии родом. Но не слишком удачно сложилась ее актерская судьба, да и из жизни она ушла совсем молодой.
А вот Марина Неелова идеально смотрится в роли этакой уютно-мягкой англичанки баронессы Эстер. Она занимается организацией по всему миру сети воспитательных приютов для сирот – эстернатов. Странно только, что ей оставили правильный московский говорок. Ведь в книге, по словам ее привратника: «Госпожа по-нашему не очень. Разве что если по-французски объясняетесь… Могу и по-английски, - сухо кивнул Эраст Петрович». Да, следует уточнить, что Фандорин был еще и изрядным полиглотом. Так вот, лучше бы добавить иностранной благотворительнице хотя бы легкий английский акцент, для достоверности. В этом фильме Марина Неелова встретилась через много лет после «Осеннего марафона» с Олегом Басилашвили (начальник III отделения, генерал-адъютант Мизинов), хотя ни одной совместной сцены в фильме у них не случилось.
Все три серии, я бы сказал, не вполне равноценны. Вторая - там, где действие протекает в зарубежье, в неведомом каком-то Рулетенбурге, несколько слабее и по драматургии, и по режиссуре. В романе заграницей была Англия, город Лондон – ведь злодеями то были английские шпионы, осиное гнездо которых разворошил наш герой. Соответственно, и события в припортовом отеле, и покушение на его жизнь в мрачных районах лондонских доков поставлены могли быть поубедительней. Возможно, ограниченный бюджет не позволил совершить выездную экспедицию за рубеж, да и в современном Лондоне мрачные и грязные некогда доки на Темзе перестроены в стиле хай-тек. Забавен такой говорливый и ласковый старичок-убивец Порфирий Мартынович Пыжов (Юрий Нифонтов), двойной агент из Российского посольства. Хотя какое там могло быть в Рулетенбурге посольство? Ну, и лихой гусар граф Ипполит Зуров, так кстати оказавшийся неподалеку, вполне адекватен герою из романа. Играет его Сергей Чонишвили. Не могу сказать, что особо обаятелен – Дмитрий Певцов сыграл бы лучше. Вот он то и появится в «Турецком гамбите». А в роли зловещего неуловимого убийцы Ахимаса мелькнет пару раз Евгений Гришковец. В будущих романах Акунина этот тип еще повстречается с Фандориным.
Сериал «Азазель» - предпоследняя работа в кино замечательного оператора Павла Тимофеевича Лебешева. Он старый товарищ Адабашьяна, ведь Лебешев снимал все фильмы Никиты Михалкова. Композитор Владимир Дашкевич довольно аккуратно аранжировал русские романсы того времени, которые душевно поют современные и популярные рок-исполнители. В итоге, мини-сериал получился вполне смотрибельным и для тех, кто Акунина читал, и особенно для тех, кто захочет узнать о жизни и дальнейших приключениях Эраста Петровича Фандорина и станет серийным читателем акунинских книг, коих уже чертова дюжина.
@ Fri, 08 Nov 2013 09:47:10 +0400
Очень интересная обстоятельная, добротная рецензия. И, к тому же, полезная: призывает не только фильм смотреть, но и книги читать. А они великолепны!
P.S. Маленькое уточнение: три фильма снято о Фандорине, а есть еще российский минисериал "Пелагия и белый бульдог".
Очень интересная обстоятельная, добротная рецензия. И, к тому же, полезная: призывает не только фильм смотреть, но и книги читать. А они великолепны!
P.S. Маленькое уточнение: три фильма снято о Фандорине, а есть еще российский минисериал "Пелагия и белый бульдог".
Да, я знаю, но про Пелагию несколько особая история. Я имел в виду фандоринский цикл. Двенадцать книг у меня собраны и прочитаны, а последняя - "Черный город" еще ждет своего часа.
Да, я знаю, но про Пелагию несколько особая история. Я имел в виду фандоринский цикл. Двенадцать книг у меня собраны и прочитаны, а последняя - "Черный город" еще ждет своего часа.
Гы)) Мне, кст, тоже до "Чёрного города" всё никак не собраться
А у "Пелагии" очень даже неплохая экранизация. Настроение книги поймали, имхо))
Да, я знаю, но про Пелагию несколько особая история. Я имел в виду фандоринский цикл. Двенадцать книг у меня собраны и прочитаны, а последняя - "Черный город" еще ждет своего часа.
Фандоринский цикл это лучшее из приключенческих дедективов, что я прочитал после Шерлока Холмса
Как же это вы "Черный город" еще не прочитали? Я уже давно!
Как же это вы "Черный город" еще не прочитали? Я уже давно!
Оттягиваю удовольствие.
Гы)) Мне, кст, тоже до "Чёрного города" всё никак не собраться
А у "Пелагии" очень даже неплохая экранизация. Настроение книги поймали, имхо))
Вот и я недавно посмотрел "Пелагию" - отлично поставленный и сыгранный сериал!