Нельзя войти в одну реку дважды, но можно попытаться, что и сделал 63-летний Бернардо Бертолуччи, вернувшись в фильме "Мечтатели" (2003) в 1968 год, в Париж своей молодости, где разворачивалось действие одного из самых известных и противоречивых его фильмов, "Последнее Танго в Париже" (2003). "Мечтатели", которым очень подходит подзаголовок "первое танго в Париже", шокируют, также как и скандальное и прекрасное Последнее Танго. Фильм получил рейтинг NC-17 за откровенные эротические
сцены, мастурбацию на экране и явные намёки на инцест. Но Бертолуччи не только и не столько задавался целью шокировать зрителя. "Мечтатели" - это дань любви мастера кино к магии и могуществу фильма, как искусства, попытка понять и объяснить непреодолимую власть иллюзорных образов над умами и душами зрителей.
Конец 1960х -это время небывалого интереса к кино и расцвет киноискусства. "Мечтатели" - о том времени, когда кино было больше, чем развлекаловка. Люди по обе стороны океана стояли часами под дождём в длинных очередях, чтобы посмотреть фильмы тогдашних владельцев дум, Годара, к примеру. Это его Бертолуччи в открытую цитирует, вкладывая в уста Изабель фразу «Я вступила в этот мир в 1959 году на Елисейских полях и мои самые первые слова были «Нью Йорк Геральд Трибюн!» И сразу же он иллюстрирует заявление Изабель сценой с Джин Сиберг на Елисейских полях в фильме-манифесте «Новой Волны», «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Это было время, когда кинорежиссёров стали называть творцами. Это было время, когда закрытие правительством Франции знаменитой парижской Синематеки привело к студенческим демонстрациям протеста, которые быстро переросли в молодежные революции по всему западному миру. «Мечтатели» — это и объяснение в любви к кино, прекрасной иллюзии и вполне реальной политической силе, человеком, посвятившим жизнь искусству фильма, и насмешливая ирония над одержимыми кино-фанатами, для которых прекрасная иллюзия реальнее настоящей жизни и которые отгородившись от мира, готовы переживать и обыгрывать свои иллюзии и фантазии, углубляясь в них так далеко, что дорогу назад к реальности можно и не разглядеть. Особенно, если имеешь единомышленника, понимающего тебя до последнего, близкого на генетическом уровне, с которым у тебя даже ДНК одинаковая. Кто может быть ближе, чем близнец?
B «Мечтателях» Бертолуччи возвратился в Париж Последнего Танго, поместил трёх юных героев, одержимых любовью к фильмам в дом, где они были предоставлены самим себе, закрыл дверь и наблюдал, как они, поглощённые только собой, своими киношными фантазиями, томлением юных тел, и свойственной молодым во все времена жаждой познания новых ощущений, абсолютно отрешились от всего на свете, совершенно проглядев, что на улицах идёт вовсю студенческая революция. Лёгкий флирт перерастает в игры страсти, ведущие за те грани, где сигналы опасности становятся почти не различимымим. Один из троицы -Мэтью, юный наивный американец -провинциал, студент-киновед, которого декадентская, притягательная, раскрепощённо-развращённая двуликая Европа, олицетворением которой выступают ровесники Майкла, близнецы-бунтари Изабель и Тео, соблазнила, поглотила, а затем и выплюнула на мятежные парижские улицы.
Чем старше Бернардо Бертолуччи делается, тем больше ему, как впрочем, и любому режиссёру, хочется, чтобы его кино было интересно новому, молодому поколению, не всегда понятному, но привлекательному в своей юной надменной отчуждённости. Оттого и лучший, самый трогательный момент в Мечтателях — приезд родителей близнецов. Обезумевшие от волнения из-за упорно не отвечающего телефона в их парижской квартире, в пижамах, на которые наброшены плащи, они всю ночь за рулём, чтобы положить конец пугающей неизвестности. И вот они входят в свой дом, безмолвно облегчённо вздыхают, оставляют деньги на столике и неслышно выходят, прикрыв за собой дверь.
И первое и последнее танго в Париже схожи тем, что Парижа-то в них особо нет. Зато есть удушающая атмосфера замкнутого пространства, в которое герои обоих фильмов себя добровольно замкнули и где им гораздо интереснее всматриваться и вслушиваться в себя, чем в то, что за пределами этого пространства. «Мечтатели» на поверку оказывается забавным ностальгическим кино стареющего мастера. Всё, как известно, повторяется в этом мире. Один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Трагедию последнего танго повторить нельзя, но можно с грустной улыбкой вслушаться и всмотреться в первое. Разница в том, что юные кинолюбы из " Мечтатели " не так уж сложны, глубоки или интересны. В "Мечтателях" нет Поля — Марлона Брандо, который мог играть свою собственную игру, вполне возможно, совершенно далёкую от намерений Бертолуччи и выиграть её, поднять фильм на неслыханную высоту. По словам Полин Кейл, "Последним Танго в Париже", "Бертолуччи и Брандо изменили лицо искусства ". Может быть, поэтому, Бертолуччи и вернулся туда, где он сам был молод, где его, по настоящему, великий фильм был рождён? Где два гиганта соединили свои таланты? Но нельзя войти в одну реку дважды, и только тень Поля — Брандо, может быть, всё ещё витает над Pont de Bir-Hakeim, под сводами 1 Rue de l`Alboni, и в танцзале Salle Wagram.
@ Tue, 03 Dec 2013 02:59:51 +0400
Прекрасно!! Первый плюсик от меня
Между прочим, именно Бертолуччи открыл талант Евы Грин для широкой публики. В принципе, та же Лив Тайлер тоже стала известной после ,,Ускользающей красоты,,. Во глаз у старичка на талантливых красоток, а?
Прекрасно!! Первый плюсик от меня
Между прочим, именно Бертолуччи открыл талант Евы Грин для широкой публики. В принципе, та же Лив Тайлер тоже стала известной после ,,Ускользающей красоты,,. Во глаз у старичка на талантливых красоток, а?
Да уж, глаз - алмаз. Вы по-английски читаете, судя по флажку? Я выставила в своём профиле рецензию на Ускользающую красоту. Всё никак не соберусь перевести её. Там много о том, как камера Бертолуччи влюблена в юную Лив. А как он Стефанию Сандрелли и Доминик Санда в своих ранних фильмах снимал? Их танго (опять танго) в "Конформисте". Да и Мария Шнайдер, Жанна из Последнего Танго, тоже благодаря Бертолуччи познала короткую, но бурную славу. Она (Мария) на него жутко была обижена за Танго и за "ту" сцену, в особенности.
Да уж, глаз - алмаз. Вы по-английски читаете, судя по флажку? Я выставила в своём профиле рецензию на Ускользающую красоту. Всё никак не соберусь перевести её. Там много о том, как камера Бертолуччи влюблена в юную Лив. А как он Стефанию Сандрелли и Доминик Санда в своих ранних фильмах снимал? Их танго (опять танго) в "Конформисте". Да и Мария Шнайдер, Жанна из Последнего Танго, тоже благодаря Бертолуччи познала короткую, но бурную славу. Она (Мария) на него жутко была обижена за Танго и за "ту" сцену, в особенности.
Да, почитываю, место проживания обязывает, так сказать .
Ну, Шнайдер самая слабенькая среди вами перечисленных оказалась... Не припомню ее даже нигде... окромя Танго... А Сандрелли... о,даааа
Кстати, у Евы Грин есть сестра-близняшка
плюс!
...странно, но мне реца показалось суховатой и слишком надумана связь с "Последним...", ну это я уже так, придираюсь!
з.ы. а вот для меня "последнее..." и "фейерверк" такеши, похожи сквозной темой одиночества...
Я не увидел анализа. Восхищение, описание, сопереживание -да, но и только. Мне не понравилось.