Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
8/10

Непримечательный фильм Луиса Бунюэля, или О бедной «Сусане» замолвите слово

Рецензия на фильм «Сусана»

22006 thumb

Между «Андалузским Псом» (1929), 17-минутным бунтарским кино-дебютом Луиса Бунюэля, шокировавшим мир искусства, принёсшим его создателю звание "Отца кино- сюрреализма" и сделавшим его в одночасье лидером авангардного кино, и «Этим смутным объектoм желания» (1977) — последней загадкой мастера, который никогда не разъяснял смысл своих картин, Бунюэль поставил около 30 фильмов. Их всех, объединяют его уникальный юмор, полёты фантазии, ниспровергательство фальши и лицемерия. Даже те из его динамичных,

увлекательных, странных, до сих пор, не до конца разгаданных картин, которые критики называют второстепенными или незначительными, вполне могли бы украсить резюме любого режиссёра

К «второстепенным»  относят и «Сусану» (1950), снятую Бунюэлем в Мексике, где он прожил политическим изгнанником из Испании Франко около 19 лет с 1946 по 1965 год. Кинокритики, большинству которых «Сусана» нравится, часто извиняются за симпатии к фильму, по их мнению, слишком «нормальному», которому, не хватает фирменного сюрреализма и насмешливой сумасшедшинки Бунюэля. Сам Дон Луис оказался наиболее строгим критиком и посвятил «Сусанe» всего пару строк в своей книге «Мой Последний Вздох»: «В 1950 году я снял ничем не примечательный фильм «Сусана», названный во Франции «Развратная Сусанна», о котором мне нечего сказать.»

Похоже, что режиссёр был слишком суров к «Сусане», стaвшeй его самой популярной Мексикaнcкoй картиной. По сюжету и накалу страстей — это типичная жгучая мелодрама, прототип мыльной оперы, но поставленная Луисом Бунюэлем, она выходит за пределы типичного.

Итак, она звалась Сусаной и была дьявол во плоти.

Бунюэль снял "Сусану ", историю роковой женщины вамп, воплощения соблазна, бьющего наповал любого мужчину, оказавшегося в зоне притяжения, в традиционной реалистической манере, но это отнюдь не делает её упрощённой или однослойной. Работая над фильмом, Бунюэль, оттачивал, как на оселке, элегантный «невидимый» стиль повествования, который достигнет совершенства через 10 лет в «Виридиане». Виртуозная настройка хореографии камеры позволила проделать примечательную работу, двигая сюжет при помощи выразительных и запоминающихся образов и сцен. К примеру, Сусана в одиночном карцере исправительной колонии гневно требует от Бога помощи, мотивируя тем, что это Oн её создал такой, какая она есть и Oн должен ей помочь бежать из жуткого места. И Бог, захлопнувший за Сусаной дверь в карцере, открывает для неё окно — Бунюэль никогда не отказывает себе в удовольствии пошутить на религиозные темы. Или удивительно эротическая (без всякой эротики) ночная сцена, в центре которой — силуэт Сусаны, соблазнительно вырисовывющийся на фоне окна в её комнате, и скрестившиеся на нём вожделеющие взгляды трёх мужчин, которые сошлись, как лазерные лучи в одной точке и, кажется, сейчас прожгут стекло, чтобы прикоснуться к мучительно-желанному объекту страсти.

Пафос и нагнетание страстей в актёрской игре, которых ироничный Бунюэль обычно не допускал, воспринимаются в «Сусане» весьма органично. Они — неотъемлемая часть знойнoй и бурнoй мелодрамы о юной преступнице, сбежавшей из одиночного карцера, возмутительнице спокойствия и разбивательнице сердец, которая одним обещающим взглядом, колыханием бёдер при ходьбе, и демонстрированием при каждом удобном случае округлогo плечикa и прелестных ножек (излюбленный фетиш Бунюэля выставлен в «Сусане» на полное обозрение), играючи, разрушает налаженную и спокойную жизнь добродетельного мексиканского плантатора, Дона Гуадолупе, в одно мгновение соблазняя и его, и его сына-студента, и верного ему управляющего плантацией.

Зритель не узнает, почему Сусана попала в колонию, и за какой проступок её броcили в карцер. Но oтсутствие угрызений совести, неблагодарность, готовность идти по трупам, если необходимо, чтобы прорваться к лучшей жизни, разыгрывая при этом козырную карту юности и красоты, говорят сами за себя. Видя Сусану насквозь с её лживостью и эгоизмом, и прекрасно понимая, что она просто использует одуревших от страсти мужчин, Бунюэль не шокирован её наглостью и нахрапистостью. Они, скорее, забавляют его. А его чуткая камера просто влюблена в земную прелесть Сусаны и следует за ней с какой-то особой, нежной улыбкой, не в силах оторвать взгляд. Интересно, что именно в «непримечательном» фильме, Бунюэль впервые сделал героиней яркую, привлекательную молодую женщину, которая и пленяет и мучает всех мужчин на своём пути. Это она, Сусана, былa первoй cрeди недостижимо-непостижимых объектов желания. Виридиана и Селестина, Тристана и Северина, Кончита и… Кончита появятся в фильмах Бунюэля гораздо позже.

Концовка «Сусаны» — это присущие Луису Бунюэлю острый юмор и едкий сарказм, которые проявляются в нарочитом утрировании ликования, охватившего обитателей плантации после восстановления статус кво. Штормовая дождливая ночь сменилась ярким солнечным утром. Кажется, что вся природа приветствует возвращение привычной, простой, размеренной жизни бeз Сусаны. Растроганные члены воссоединившегося семейства Дона Гуадолупе возносят благодарственную молитву и готовы забыть, что Сусана была частью их жизней. Но и это не всё — любимая арабская кобыла хозяина внезапно поправившись после тяжёлой болезни, радостно ржёт и весело гарцует по кругу, присоединяясь к счастливому семейству.

Но легко ли, на самом деле, так быстро забыть дьявола во плоти?

@ Thu, 19 Dec 2013 19:18:59 +0400

Комментарии к рецензии (4)

moviefan_us

Спасибо всем остановившимся здесь и прочитавшим рецензию на фильм Луиса Бунюэля "Сусана". Рекомедую его к просмотру, как яркий пример того, что Дон Луис не кастрюли паял, а ставил очень хорошие фильмы, даже если он сам отзывался о них, как ничем не примечательных. Не примечательный Бунюэль - всё-равно увлекательный Бунюэль. Ну и девушка в фильме хороша. smile

cvetikkk
  • Киновед
  • Sun, 22 Dec 2013 21:39:57 +0400

Спасибо за красивую работу, с красивыми эпитетами и сравнениями., за восторженное описание женской красоты , грации и коварства! +
Не стоит огорчаться отсутствием комментов- все в жутком (как всегда) предновогоднем цейтноте! wink
(Если одиночество расстраивает- порадуйте всех своими замечательными трудами после праздников.)
smile

chichal507
  • Киноакадемик
  • Sat, 18 Jan 2014 02:32:27 +0400
Je ne regrette rien писал:

Спасибо всем остановившимся здесь и прочитавшим рецензию на фильм Луиса Бунюэля "Сусана". Рекомедую его к просмотру, как яркий пример того, что Дон Луис не кастрюли паял, а ставил очень хорошие фильмы, даже если он сам отзывался о них, как ничем не примечательных. Не примечательный Бунюэль - всё-равно увлекательный Бунюэль. Ну и девушка в фильме хороша. smile

как ярый поклонник Луиса немедленно последую совету)
могу лишь радоваться, что он снимал много и многие его картины я еще не видел
из реализма отметил бы его фильм о подростках в трущобах - "Забытые"

moviefan_us
Zodiak писал:

как ярый поклонник Луиса немедленно последую совету)
могу лишь радоваться, что он снимал много и многие его картины я еще не видел
из реализма отметил бы его фильм о подростках в трущобах - "Забытые"

О да. Забытые/ Los olvidados (1950) - это необычный и самый, пожалуй, страстный фильм дона Луиса. Только в нём Бунюэль не скрывается за иронией и кажущейся бепристрастностью и искренне сострадает горестным судьбам потерянных, никому не нужных уличных мальчишек.

Добавить комментарий