Жасмин в печали, или Лицо ночных кошмаров Вуди Аллена
Что скрывается за 45-ым Чёрным Квадратом Вуди Аллена?
Вуди Аллен поставил 45 полнометражных фильмов, все из которых начинаются чёрным экраном в течение нескольких мгновений. Затем появляются простые изящные белые титры, размещённые на чёрном фоне в идеальной симметрии под звуки любимой Алленом джазовой музыки прошедших эпох. Пустой чёрный экран в начале каждого фильма, подобен Чёрному Квадрату Малевича, за которым может скрываться всё,
что угодно. Для истинного поклонника Вуди Аллена несколько секунд чёрного квадрата -это упоительный момент предвкушения совсем нового фильма любимого режиссёра — куда устремится его фантазия? В новом фильме «Blue Jasmine» Аллен следует за Жасмин Фрэнсис, бывшей небожительницей, изгнанной с горы Олимп, что на Манхэттане, на грешную землю, в низины Залива Сан Франциско. На этот раз Вуди Аллен приготовил для своих верных поклонников восхитительный подарок. Впервые, он пригласил на главную роль в своём фильме Кейт Бланшетт, и главный вопрос, о чём он думал раньше? Он ведь не мог не знать, что Бланшет — лучшая современная актриса и в его фильме будет сверкать, как голубой бриллиант «Хоуп». Но лучше поздно, чем никогда.
Аллен использует знакомый сюжет пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», ставшeй классикой американской драматургии, но переносит действие в наши дни, уже после финансового кризиса 2008 года и краха крупнейшей в истории финансовой «пирамиды» Берни Мэдоффа. Действие фильма разворачивается в Сан-Франциско, а флэшбэки переносят в недавнюю, но ушедшую навсегда жизнь Жасмин: шикарные апартаменты на Манхэттене с видом на Центральный Парк, модные рестораны, пятизвёздочные отели, летняя резиденция в Хэмптоне. Всего несколько лет назад Жасмин Фрэнсис была элегантной светской львицей, супругой Хэла Фрэнсиса, финансового гения Уолл-стрит, уважаемого филантропа и коллекционера с отменным вкусом. Алек Болдуин легко и без нажима сыграл внушающего доверие, сладкоречивого питона, который буквально гипнотизировал всех встречных уверенностью и успехом. Люди, подобно кроликам, развесившим уши, несли в трансе свои накопления и сбережения, чтобы Хэл, современный Мидас, одним прикосновением превратил для них деньги в деньжищи. Что он и делал — достаточно долго и с успехом — для себя, разрушив надежды миллионов людей неудачными махинациями. Такими кроликами, в числе многих, оказались сводная сестра Жасмин, Джинджер(Салли Хоукинс), и её муж, Оги (Эндрю Дайс Клей), доверив Хэлу лотерейный выигрыш, $200 К, в надежде вырваться из minimum wage мира и дать шанс двум сыновьям на лучшее будущее.
К началу фильма финансовая империя Хэла рухнула, а вместе с ней и ла долче вита Жасмин. Единственный человек, к которому она может обратиться, это её сестра Джинджер, которая живёт в Сан Франциско в небольшой квартире с двумя сыновьями, разведена с мужем, упаковывает мешки с продуктами в местном магазине и собирается замуж за мачо-образного автомеханика Чили. И вот сюда-то, на кушетку в гостиной Джинджер, и низвергается с неба (в буквальном смысле) Жасмин, чтобы решить, как жить дальше, что делать с собой. Жасмин в исполнении Бланшетт получилась сложной многогранной фигурой, и её исполнение поднимает очень хороший фильм на качественно иной уровень. Жасмин — эгоистична, высокомерна, слаба, подавлена. Она по-прежнему обаятельна и элегантна, несмотря, на то, что от всего прошлого великолепия у неё остались только четыре чемодана от Луи Виттон. Она испугана, растеряна, лихорадочно возбуждена. Она задыхается в новой для неё жизни, как рыба, вытащенная из воды. Она стыдится того, чем стала и как низко упала. Она явно несёт в себе чувство вины, заглушить которое не помогает диета из бесчисленных мартини с водкой и ксанаксом на закуску. Она пытается приспособиться к реальному миру, но у нее нет навыков для выживания в нём. Одним жестом, взглядом, изменением выражения лица, не впадая в напыщенную мелодраму, Бланшетт передаёт балансирование Жасмин между надеждой и отчаянием, между блеском и гламуром недавнего прошлого и неопределённостью и страхами настоящего. От её стремительных внезапных перевоплощений дух захватывает и в сердце щемит.
Актёрский талант и притягательность личности Кейт Бланшетт заявили о себе с её самых первых работ на экране и на сцене. Вполне заслуженно она считается одной из лучших актрис нашего времени, но для её исполнения роли Жасмин в новом фильме Вуди Аллена трудно подобрать какие-либо слова. Она выше их. В её игре нет ни единой фальшивой ноты. Жасмин — это персонаж, с которым трудно отождествиться, ей не хочется сочувствовать. В отличие от Бланш Дюбуа, с которой многие критики и зрители сравнивают ее, Жасмин была виновна, по крайней мере в одном проявлении преднамеренной жестокости, которая непростительна. Но ко времени начала фильма, Жасмин уже за гранью нервного срыва, и наблюдая за ней, вдруг начинающей вести быстрый, взволнованный разговор сама с собою на улицах, на скамейках в парке, в кабине самолёта, начинаешь сочувствовать ей против своей воли. От неё просто невозможно ни на секунду отвести глаза. Это настоящий мастер-класс по актёрскому искусству, искренности и гуманности от Кейт Бланшетт, самoй талантливой актрисы своего поколения в одном из лучших серьёзных фильмов Вуди Аллена.
«Голубой Жасмин» — относится к жанру грустной комедии, но зрительно это яркий, солнечный фильм с красивыми видами Сан — Франциско и Нью-Йорка, заснятых камерой Хавьера Агирресаробе. Наиболее визуально интересны многочисленные флэшбэки, практически сливающиеся с тканью повествования и знакомящие зрителя с историей рая, который Жасмин потеряла. Возможно, фильм и не свободен от недостатков, или, скорее, от удобных совпадений и случайностей, происходящих в нужное время в нужном месте, но о них моментально забываешь, когда в кадре появляется Кейт Бланшетт и начинается волшебство, сопутствующее истинному таланту.
Как и все фильмы Вуди Аллена, «Голубой Жасмин», будучи историей одной женщины, чей сказочный мир разбился вдребезги, увлекая её за собой, в то же время является экранным переосмыслением некоторых событий и фактов из биографии самого режиссёра/сценариста, и его размышлений о них. Из собственного опыта Аллен знает, что это такое — оказаться в эпицентре громкого, публичного скандала, пережить позор, назойливость прессы, ощущение того, что привычный мир рушится вокруг тебя и, того гляди, погребёт тебя под глыбами сожалений, вины и потерь, одна из которых — отказ единственного сына, вундеркинда и математического гения, от любого общения с отцом. И если Аллен на секунду представил самый страшный свой кошмар, — невозможность по каким-то причинам делать кино, что для него является смыслом жизни, то теперь у этого кошмара есть лицо. Это лицо Жасмин/ Бланшетт в финальной сцене нового фильма Аллена, обманчиво лёгкого, но очень грустного.
9.5/10
@ Wed, 08 Jan 2014 07:22:23 +0400
Jasmine`s blues or the face of Woody Allen`s nightmares - Жасмин в печали, или лицо ночных кошмаров Вуди Аллена
Jasmine`s blues or the face of Woody Allen`s nightmares - Жасмин в печали, или лицо ночных кошмаров Вуди Аллена
А почему нельзя в названии сразу перевод поставить? По-русски тоже красиво звучит.
А почему нельзя в названии сразу перевод поставить? По-русски тоже красиво звучит.
Тщеславие . Уж очень мне этот очевидный, но к месту, каламбур понравился blue jasmine - Jasmine's blues. По английски название звучит более ритмично. Можно остатвить оба варианта в названии?
Я никогда не задаюсь вопросом почему рецензии поставлен минус. На вкус и на цвет, как известно... Но здесь мне бы хотелось понять, что подвигло отрицание. Мне дорога эта работа (как, впрочем все они) и писала я её под немедленным впечатлением от просмотра фильма. В первую очередь, я пыталась донести зрительскую радость и благодарность любимому режиссёру за это. Но самое главное - это восхищение талантом Кейт Бланшетт, которая, без преувеличения, сияет в фильме, и он принадлежит ей. Была бы благодарна за конструктивную настоящую критику.
P.S. Теперь, когда я знаю, кому принадлежит минус, мне хотелось бы узнать причину. Можно и в приватной беседе.
Очень.
Только "жанр грустной комедии", это как-то не так )
Тщеславие . Уж очень мне этот очевидный, но к месту, каламбур понравился blue jasmine - Jasmine's blues. По английски название звучит более ритмично. Можно остатвить оба варианта в названии?
Можно, конечно ) Это не возбраняется, если есть перевод.
Насчет минуса это вы не обо мне? Это не я, если что ))
Очень.
Только "жанр грустной комедии", это как-то не так )
всё так.
Это когда смех сквозь слёзы и улыбка с печалью вместе. Георгий Данелия если и не создал этот жанр, то отточил его до совершенства. У Вуди, начиная с Энни Холл, многие фильмы - это драмедии, как раз грустные комедии и есть.
Можно, конечно ) Это не возбраняется, если есть перевод.
Насчет минуса это вы не обо мне? Это не я, если что ))
Я знаю.
Система "лайк или дислайк рецензии" на КК не совсем анонимна. В теперешнем варианте, вы всегда можете узнать, как к вашей рецензии относятся ваши друзья.
Люююююдииииии!!!! Минус моооооой!!!!
АШИБАЧНО!!!!!
Готов понести суровое наказание за халатное отношение ......
Кейт Бланшетт получила сегодня вечером заслуженный ею Золотой Глобус за исполнение главной роли в фильме "Жасмин". Искренние ей поздравления! А Вуди Аллен, которого наградили специлаьным призом имени Сесиля Б. Де Милла, как всегда, не появился на церемонии. Вуди никогда не посещает Оскары или Глобусы или какие-либо другие престижные награждения. Считает их полной и ненужной тратой времени. Он и награды свои отдал родителям, а те их с гордостью выставляли на камине. Почётный Глобус Аллена приняла его долголетняя муза и, пожалуй, лучшая актриса, Диана Китон, его Энни Холл. Но Бог с ними, с церемониями. Главное, чтобы Аллен был жив и здоров ещё долгие годы и снимал свои неповторимые, смешные, грустные, циничные и нежные, ни на что не похожие, очаровательные фильмы, которые кроме него никто во всей киношной Галактике снимать не может.