Имя этого американца - кинорежиссера связано с заметными фильмами, созданными в разное время в разных странах, в США, Англии, Франции, Италии и Греции. Некоторое отношение он имеет и к России – его родители были эмигрантами из Одессы. Первая жена, скрипачка Беатрис Лорен, была дочерью выходцев из Австро-Венгрии. Их старший сын хорошо известен нам, как знаменитый певец французской эстрады. Его вторая жена, великая актриса Мелина Меркури, стала министром культуры Греции, и до конца жизни, а прожил он 96 лет, он провел в своем доме в Афинах
на улице, которая носила ее имя. Итак, вы, наверное, догадались о ком речь? Да, это Жюль Дассен – режиссер американского, британского, французского и греческого кино. Классик фильмов в жанре «нуар».
Жюль Дассен начинал свою творческую деятельность в 30-е годы как актер и режиссер в пролетарской нью-йоркской театральной компании «АРТЕФ», которая ставила свои спектакли на языке идиш. Этот театр на Бродвее работал под руководством Бенно Шнайдера, ученика Евгения Вахтангова и продолжал мхатовские традиции. В начале Второй мировой войны Дассен переехал в Голливуд, где подписал семилетний контракт с компанией «МGМ». За 7 лет он поставил несколько картин, овладел кинематографическим мастерством, но, по окончании контракта, недовольный голливудскими штампами, снова вернулся в Нью-Йорк. Там он в сотрудничестве с независимыми киностудиями поставил один за другим свои 4 знаменитых фильма в жанре нуар.
Он первым из американских режиссеров применил открытые в итальянском кино методы неореализма – съемки в реальных городских пейзажах и интерьерах, широкое использование статистов-типажей из народа. «Грубая сила» 1947, «Обнаженный город» 1948, «Воровское шоссе» 1949, «Ночь и город» 1950. Кстати, последний в списке фильм он снимал в Лондоне и там же узнал, что в Штатах его ждут крупные неприятности. С молодых лет Жюль Дассен примыкал к весьма левым кругам, за что впоследствии и поплатился. По доносу коллеги он попал в «Черный список» Комиссии по антиамериканской деятельности и три года маялся без работы. В 1953 году он переехал с семьей в Париж и там снял великолепный триллер «Рифифи, или мужские разборки», который завоевал Гран-при на фестивале в Каннах. Фильм с восторгом приняли молодые кинематографисты «новой волны» и Франсуа Трюффо назвал его лучшей картиной в жанре нуар. Там же в Каннах Дассен встретился с гречанкой Мелиной Меркури и, как вы понимаете, началась новая жизнь и следующие свои картины он снимал уже в Греции. Но это уже другая история…
Фильм «Воровское шоссе» он поставил в Америке в 1949 году. Там его тогда звали Джулс Дассин. Здесь мы увидим послевоенную Америку простых работяг: фермеров, водителей-дальнобойщиков, грузчиков на оптовой овощебазе, которые понаехали в разные годы из разных стран и еще толком не научились говорить по-английски. Ирландцы, греки, евреи, поляки, итальянцы, мексиканцы. Семья главного героя Никоса Гаркоса (Ричард Конте) армянско-греческого происхождения. Дассен экранизировал книгу американского грека Альберта Баззеридеса, которая называлась «Рынок воров». Название куда более точное для фильма.
Итак, Ник Гаркос вернулся домой с войны на Тихом океане, где он служил судовым механиком. Его радостно встречают мать, отец и невеста Полли. Молодой человек горит желанием работать, жениться, создать собственное дело. А тут… он узнает, что его отец не так давно лишился и своего кормильца–грузовика и обеих ног, став инвалидом из-за вероломства негодяя оптовика Майка Фигли. С места в карьер Ник решает сам разобраться в этом деле, арендует трехосный студебеккер и отправляется из Фресно в Сан-Франциско с грузом яблок. Его сопровождает приятель отца Эд Тили (Миллард Митчел) на том самом разболтанном и тоже перегруженном отцовском грузовичке. 400 миль по узкой опасной дороге со скоропортящейся продукцией – любопытная ныне картинка из далеких времен, когда еще не было в Америке многополосных хайвеев и фур-рефрижераторов. Ночная гонка с приключениями по извилистому шоссе как бы предвещала более поздний шедевр Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх». Но в кузовах, все-таки, не нитроглицерин, а сочные яблоки. Но, тем не менее…
На рынке Сан-Франциско, где заправляет оборотистый деляга Майк Фигли ( Ли Джей Кобб), Ник предъявляет свой товар и оптовики наперебой предлагают свои услуги. Но Ник ищет встречи именно с Фигли. Тот не прочь приобрести первые в сезоне яблоки, и пускает в ход своих подручных и вынужден даже применить дополнительные уловки, даже «подложить» парню доступную девицу, чтобы на время отвлечь его внимание от грузовика с товаром. Нику придется в одиночку вступить в опасный конфликт с алчным и непорядочным торгашом, так как его напарник так и не смог доехать до Фриско.
Следует все же уточнить, что в данном фильме жанр нуар выдержан не совсем полностью. Это скорее социально-производственная драма, где есть и саспенс, и криминал, и любовная линия - не с невестой, между прочим. Будет и вовсе неожиданный хеппи-энд, что также не свойственно горьким развязкам, присущим нуарному кино. Но фильм отлично снят и динамично смонтирован. В нем создана реалистическая картина послевоенной Америки, энергия и деловая хватка свободных предпринимателей, масса живых эпизодических сцен. Ну, и мощный актерище Ли Джей Кобб так и запатентовал за собой место главного «мерзавца» американского кино. А еще в заключение, - славной девушке легкого поведения из Сан-Франциско, которую играет итальянка Валентина Кортезе, Жюль Дассен подарил имя своей младшей дочери – Рики.
@ Thu, 16 Jan 2014 02:50:07 +0400
поднимая голову с парты,к личику приклеелся листик А4.
а ??...что?!... я не сплю!!! я слушаю!!!
Поражаюсь и не устаю удивляться Евгенич твоему терпению!!И все так чиннаа и блахародна!! плюс!