В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе военных и первых послевоенных лет. Мне особенно интересно их смотреть, там иногда довольно удачно воспроизводятся приметы времени, которые напоминают мне о детстве, отрочестве и юности. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем во многих советских картинах того самого времени. Не скажу, что испытываю приступы ностальгии, но смотреть их всегда интересно. Особенно, если хорошо прописан сценарий, сильная режиссура и заняты
талантливые актеры. В большом потоке сериального кино выделяются: «Ликвидация», «Сделано в СССР», «Дело Гастронома №1», «Охотники за бриллиантами», «Московский дворик», «Забытый», «Мосгаз», «Синдром дракона», "Жизнь и судьба", и «Однажды в Ростове». Вот и «Крик совы» недавно прошел на Первом канале. Признаться, меня он захватил, и я даже сел писать эту рецензию, не досмотрев до конца. Но все же надо было дождаться финала, что бы разобраться в достоинствах и недостатках этой сильной, но неоднозначной работы.
Прежде всего - личность и творческий потенциал режиссера Олега Погодина. Он меня заинтересовали уже года три назад. Динамичный приключенческий фильм «Непобедимый» с Владимиром Епифанцевым, шпионский боевик-сериал «Родина ждет» с ближневосточным колоритом, психологическая драма «Дом» о распаде современной казачьей семьи. Как видим, основные герои в них, крутые такие мужики – шпионы, или, если вам угодно, разведчики и бандиты. Шпионы и бандиты, как говорится, с человеческим лицом. Вот и в «Крике совы» хватает шпионов и бандитов. Причем бандиты тоже разные. Лесные разбойники - те, кто во время войны сотрудничал с немцами и другие бандиты – патриоты. «Советская малина собралась на совет. Советская малина врагу сказала, - нет!». Но, само собой, главные герои здесь сотрудники ГБ и милиции. Такого капитана госбезопасности мы еще не видели. И такого майора милиции тоже.
Место действия – райцентр Остров, Псковской области. Городок на западной границе России. Два десятка тысяч населения. Город был захвачен немцами уже в июле 1941 года и освобожден только в июле 1944 . Столь долгое пребывание в оккупации наложило неизгладимый отпечаток на судьбы здешних жителей. Особенности военного положения в этой местности однажды уже показал В. Хотиненко в фильме «Поп». Расположенный неподалеку Псково-Печерский монастырь и деятельность Русской православной миссии несколько смягчала оккупационный режим в глубоком тылу вермахта. Рядом Латвия с лагерем Саласпилс и Эстония, которая еще до войны занимала часть Псковской области. Я не знаю точно, где снимался этот фильм, возможно, в самом Острове, но визуальная сторона картины с одной стороны радует своей достоверностью, с другой – огорчает подробностями этой самой достоверности. Картина, снятая в основном на натуре, показывает, что эта самая натура вовсе не уходящая. Никаких примет «евроремонта» начала ХХI века не заметно. Обшарпанные стены, щербатые дороги, кособокие бараки, грязные подъезды – все это не выстроенные декорации, а сегодняшняя документальная фиксация облика глухой российской глубинки. Разве что осенний туман, или дымовые эффекты несколько смягчают и эстетизируют картинку. Следует отметить отличную работу художника-постановщика Алима Матвейчука. Замечательно сняты драматические сцены в стиле нуар, унылые пейзажи городка, просторы озер и лесные дебри оператором Владимиром Башта.
Десятисерийный «Крик совы» снимался в экстремальные сроки – всего в два месяца, точнее, за 67 дней. Так что никаких декораций не строилось специально. Несколько автомобилей тех времен, кое-какие киноафиши и плакаты, костюмы, реквизит помогают воспроизвести атмосферу поздней осени 1957 года. Шлягеры той поры: песни из кинофильмов «Весна на Заречной улице» и «Высота», премьера фильма «Летят журавли». «Пастернака не упоминать!» - это очень характерно для того времени, в связи со свежим скандалом - публикацией на Западе романа «Доктор Живаго». Много еще кое-каких ярких примет времени рассыпано по сценарию…
Так вот со сценарием-то не все было ладно. Сценарий Вячеслава Рогожкина Олег Погодин корректировал и переписывал прямо в походных условиях на съемках, так что актеры даже порой сами не знали, что им завтра придется играть и кем окажется их персонаж – своим или чужим. Выручали их мастерство и высокий профессионализм. Пора назвать их по именам, настоящих героев, которые заставили миллионы зрителей смотреть из вечера в вечер этот круто замешанный и порой неоправданно затянутый сериал. Сергей Пускепалис в роли капитана КГБ Ивана Митина. Андрей Мерзликин в роли майора милиции Андрея Балахнина. Мария Миронова в роли матери-одиночки Нины. Василий Бочкарев в роли заведующего краеведческим музеем Горобца. Анатолий Васильев в роли вора в законе Бакура-Графа. Эти артисты сыграли на все 100, а двоих последних мы узнаем с неожиданной стороны. Эрнст Романов и Игорь Савочкин, в общем-то, находятся в своих привычных ипостасях – потомственного интеллигента и потомственного же уголовника. Евгению Дятлову еще легче – свою роль он проводит в основном в коматозном состоянии. Актеры многих ролей второго плана тоже запоминаются. Евгений Ганелин - «интеллигентный хам» доктор Гусев, Андрей Феськов – лейтенант госбезопасности Оборин, Олег Алмазов – криминалист Якубов, Евгения Дмитриева – хозяйка воровской хазы Маруся Косая. Александр Марушев – медвежатник Седой, Николай Иванов – вахтер в общежитии Ильич, Наталья Данилова, помните ее Вареньку из «Места встречи изменить нельзя» - здесь работница фотоателье.
Очень нравится мне Сергей Пускепалис, и все его киноработы последнего времени тоже нравятся. Убедительно и просто он с начала и до конца провел сложнейшую роль своего героя – капитана ГБ с особыми полномочиями. Но кроме особых полномочий он обладает особыми человеческими качествами, прежде всего порядочностью. Время-то тоже особое – после ХХ съезда, после доклада Хрущева о злоупотреблениях времен культа личности. Так что неудивительна негативная реакция на недавнюю деятельность его «конторы» со стороны даже боевых товарищей – местных милиционеров. Вот и лихой майор Балахнин поначалу невзлюбил приезжего из области щеголя, который к тому же положил глаз на его зазнобу. Андрей Мерзликин, мне кажется, немного переигрывает поначалу, но такой уж у его героя артистический характер.
Я уже говорил, что сериал несколько затянут. Вместо 10 серий его можно было бы уплотнить до восьми, а то и шести. Некоторая рыхлость сценария компенсируется замечательным актерским исполнением, крепкой режиссурой и достоверной фактурой. А о сюжете я больше ничего не скажу – сами смотрите и разгадывайте головоломку. Но даже после того, как будут извлечены все скелеты из шкафов многих обывателей городка Остров, чьи судьбы изувечены долгими годами репрессий и оккупации, расшифрован и разоблачен зловещий «Платон», крика совы вы так и не услышите до самого конца.
@ Mon, 20 Jan 2014 15:25:03 +0400
"Минус"! Очень режет глаз вот это:
"В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе военных и первых послевоенных лет. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем в советских картинах того самого времени."
Вы ведь, кажется, написали рецензию на кино? Или Вы написали буклет-агитку ваших политических воззрений? Или это такая трюковая пропаганда - с одной стороны рецензия, а с другой - развенчивание эпохи Советского Союза? Так негоже... Ведь вокруг же дети! )))
P. S. "Ложь, сказанная трижды, легко превращается в правду". Помните, кто сказал?
Во всех последних ретро-сериалах действуют лихие опера ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. Действительно, снять почти больше нечего, а тут такие накатанные шаблоны.
Уже за 200-300 км от Москвы можно снимать любой фильм о любой войне, хоть с половцами, хоть с Речью Посполитой, хоть с инопланетянами.
Во всех последних ретро-сериалах действуют лихие опера ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. Действительно, снять почти больше нечего, а тут такие накатанные шаблоны.
Уже за 200-300 км от Москвы можно снимать любой фильм о любой войне, хоть с половцами, хоть с Речью Посполитой, хоть с инопланетянами.
Во всех последних ретро-сериалах действуют лихие опера ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. Действительно, снять почти больше нечего, а тут такие накатанные шаблоны.
Уже за 200-300 км от Москвы можно снимать любой фильм о любой войне, хоть с половцами, хоть с Речью Посполитой, хоть с инопланетянами.
все смотрят "Старец Паисисй" ..и хватит голосить как старые деды "куно нонче не то!"..есть хорошие наши весчи!
кстати плюсанула!
все смотрят "Старец Паисисй" ..и хватит голосить как старые деды "куно нонче не то!"..есть хорошие наши весчи!
кстати плюсанула!
- А нихто и не говорит, шо нету! Есть! Но хотца исчо больше! Нашего! )))
Даёшь куно!
- А нихто и не говорит, шо нету! Есть! Но хотца исчо больше! Нашего! )))
Даёшь куно!
кстати...
а не боитесь,что будет перенасыщение??..станет многа многа хороших российских фильмов и сериалов ...и?.))))
кстати...
а не боитесь,что будет перенасыщение??..станет многа многа хороших российских фильмов и сериалов ...и?.))))
- Это фантастика, крошка...
"Минус"! Очень режет глаз вот это:
"В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе военных и первых послевоенных лет. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем в советских картинах того самого времени."
Вы ведь, кажется, написали рецензию на кино? Или Вы написали буклет-агитку ваших политических воззрений? Или это такая трюковая пропаганда - с одной стороны рецензия, а с другой - развенчивание эпохи Советского Союза? Так негоже... Ведь вокруг же дети! )))
P. S. "Ложь, сказанная трижды, легко превращается в правду". Помните, кто сказал?
неожиданно))))это про коммент, а реце в целом плюс, касательно "кровавого")режима,мы уже привыкли, авторский стиль так сказать)))
"Минус"! Очень режет глаз вот это:
"В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе военных и первых послевоенных лет. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем в советских картинах того самого времени."
Вы ведь, кажется, написали рецензию на кино? Или Вы написали буклет-агитку ваших политических воззрений? Или это такая трюковая пропаганда - с одной стороны рецензия, а с другой - развенчивание эпохи Советского Союза? Так негоже... Ведь вокруг же дети! )))
P. S. "Ложь, сказанная трижды, легко превращается в правду". Помните, кто сказал?
а еще есть ,, слово сказанное есть ложь,,
"Минус"! Очень режет глаз вот это:
"В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе военных и первых послевоенных лет. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем в советских картинах того самого времени."
Вы ведь, кажется, написали рецензию на кино? Или Вы написали буклет-агитку ваших политических воззрений? Или это такая трюковая пропаганда - с одной стороны рецензия, а с другой - развенчивание эпохи Советского Союза? Так негоже... Ведь вокруг же дети! )))
P. S. "Ложь, сказанная трижды, легко превращается в правду". Помните, кто сказал?
Вот это да. Одна фраза, выражающая искренние чувства автора рецензии о фильмах, сделанных в разное время и повествующих об одной эпохе, приравнивается вами к агитке, пропаганде и развенчании той эры в истории страны, которая уже стала частью прошедшей истории. Как быстро люди забывают своё собственное стремление высказаться на этом сайте свободно, и как это самое стремление подавлялось безжалостно железной пятой. Вы тоже такую пятку нарастили? Высказаться от души о правдивости фильмов, сделанных в разное время - это, по вашему, нельзя? Что, недопустимо и приведёт к растлению юных душ? А быть свидетелями травли замечательного рецензента, это что, воспитание чувств добрых, по вашему?