Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
9/10

В пустоте нет жизни (или есть?)

Рецензия на фильм «Гравитация»

22480 thumb

Possible Spoiler Alert! / Осторожно, спойлеры!

Вне всяких сомнений это лучший триллер 2013 года. Лучший, потому что:

— сквозь экран ощущаешь ледяную и одновременно испепеляющую хватку космоса на собственном горле

— комбинация сложных траекторий вращения камеры вселяет навязчивое ощущение обреченной щепки среди колоссов космоса и сил, которые ими правят

— Альфонсо Куарон создал золотое сечение между камерной постановкой, отлично пересказывающей «человеческий фактор», и широкомасштабными ракурсами, носителями

той самой бешенной динамики, которая разгоняет по артериям зрителя неприятный жар напряжения

Все эти неоспоримые достоинства можно вынести уже во время финальных титров, но вы, продвинутые зрители, явно почувствовали, что приятности на этом не заканчиваются и что предложенный кино-язык сплошь насыщен сценами, в пространстве которых можно двигаться  бесконечно.  Поэтому те, кто бросится в бар рассказывать «охренительную историю» справедливо наткнутся на безучастное «пфф» видавших виды фанатов разудалых скай-фаев в спектре от Звездных войн и винтажного Стартрека до провального Прометея. Давайте призадумаемся и решим, а в чем же состоит феномен Гравитации, которая до сих пор удерживает лидирующие позиции в прокате…

Концепция ленты, вспоминая  Sunshine Дени Бойла, не нова, но так же насыщена. 

Если поставить во главу рассуждений вступительное слово о невозможности жизни в космосе и наложить ее на главную героиню – получим притчу, пропитанную философией одиночества, опровержением которой является нежеланная компаньонка смерть.

Сместим ракурс, забудем о сопереживании, забудем о звуке и представим, будто наш слух искажен толщей воды – и в одночасье на экране жестокая эстетика, воспевающая непреодолимые слепые силы, нивелирующие человеческие категории воля и интеллект в космическую пыль. Визуальная красота движения заслуживает отдельной похвалы…

Хрупкость и постоянные колебания стержня из человеческих ценностей в среде столь далекой от  герметичной и однозначной «колыбели человечества»  - яркая примета фильма, удачно утрированная постоянным «бегством» от  норовящей сожрать космической пасти. Игра в латки с вакуумом решена в лучших традициях жанра – здесь и «кислород на исходе» и огонь и постоянное бегство со станции на станцию, не забываем про великолепно найденные ракурсы съемки…

Еще «много-много раз» фильм неожиданно предстанет в новом свете, если не полениться отодвинуться от привычного хода собственных когнитивных процессов во время похода в кинотеатр (меньше мыслей о «попкорне» и груди спутницы, больше – о прекрасном).

Так или иначе, основной ниточкой, на которую нанизываются многочисленные слои, являются люди. На роль людей были выбраны весьма талантливые актеры Джордж Клуни и Сандра Баллок, которые, стоить отметить, сыграли именно образом. Знаменитая улыбка и мимика Клуни, его спокойный голос как нельзя лучше помогли ему в роли многоопытного астронавта, а в более узком смысле  - «проводника», создающего те самые рамки безопасного пространства, которые превращают непредсказуемый космос в обычную рабочую площадку. А полные риска выходы из шатла – в веселую дневную рутину.

Перед Сандрой Баллок стояла задача на порядок сложнее. Только представьте себе, какую палитру эмоций и психологических состояний должна испытать и перенести ее героиня во время такого стремительного марафона на выживание. И Баллок сыграла достойно. Никакого унылого однообразия, взвешенная актерская техника – такое краткое резюме можно составить о ней по итогам просмотра.

Что же такое Гравитация?

Практически не тронутые рамки реализма, дающие крепкую почву для эмоционального воздействия.

Постановочный шедевр и вместе с тем, благодаря философскому образованию режиссера, - обилие микро-смыслов.

А еще это капсула, которая вырвавшись из хаоса космических обломков, несется к земле, превращаясь в комету от ошеломляющей скорости. Она низвергается в океан и из нее, как из материнского чрева на сушу выплывает женщина  - исцеленная и готовая жить.

@ Sun, 09 Feb 2014 20:54:31 +0400

Комментарии к рецензии (27)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Sun, 09 Feb 2014 22:02:21 +0400

"Постановочный шедевр и вместе с тем, благодаря философскому образованию режиссера, - обилие микро-смыслов." punk
- Вот за эти слова мой третий "плюс" текстам на "Гравитацию"! punk
Про себя:
- Я просто ах... Ах! Три текста - как один... )))
Жанполь закрывает глаза. Представляет...
Орбитальная станция... Актовый зал... Вечер "Для тех, кто в космосе"... Ведущий - Джордж Клуни... В зале - в основном космонавтки... Клуни берёт графин с водой... Жадно пьёт прямо из графина... Переводит дыхание...
- А сейчас перед вами выступит Змей Горыныч Гравитация... smile

dafafa13
  • Кинокритик
  • Sun, 09 Feb 2014 22:14:53 +0400
janpaul писал:

"Постановочный шедевр и вместе с тем, благодаря философскому образованию режиссера, - обилие микро-смыслов." punk
- Вот за эти слова мой третий "плюс" текстам на "Гравитацию"! punk
Про себя:
- Я просто ах... Ах! Три текста - как один... )))
Жанполь закрывает глаза. Представляет...
Орбитальная станция... Актовый зал... Вечер "Для тех, кто в космосе"... Ведущий - Джордж Клуни... В зале - в основном космонавтки... Клуни берёт графин с водой... Жадно пьёт прямо из графина... Переводит дыхание...
- А сейчас перед вами выступит Змей Горыныч Гравитация... smile

Эх, фраза пошла в тираж), а я то думал...

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sun, 09 Feb 2014 23:39:21 +0400

А почему притча "пропитанная философией одиночества"?

dafafa13
  • Кинокритик
  • Sun, 09 Feb 2014 23:52:26 +0400
NIKI писал:

А почему притча "пропитанная философией одиночества"?

потому что после смерти дочери героиня находится в психологической изоляции и уже начала свыкаться с положением вешей - то есть ее жизненная философия деформировалась

как следствие - нежелание жить, которое космос и вытравливает во время всех этих "приключений"

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:03:52 +0400
dafafa13 писал:

потому что после смерти дочери героиня находится в психологической изоляции и уже начала свыкаться с положением вешей - то есть ее жизненная философия деформировалась

как следствие - нежелание жить, которое космос и вытравливает во время всех этих "приключений"

Тогда философия "смерти", мне кажется, более уместна. Ведь если исходить из контрастов, а они в фильме присутствуют, тогда получится притча о жизни или стремлении к жизни в месте смерти. Даже название фильма, "притягивает" героиню к жизни. Но это ИМХО.

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:08:05 +0400
dafafa13 писал:

потому что после смерти дочери героиня находится в психологической изоляции и уже начала свыкаться с положением вешей - то есть ее жизненная философия деформировалась

как следствие - нежелание жить, которое космос и вытравливает во время всех этих "приключений"

Не претендуя на первую инстанцию, задаюсь вопросами: Почему заставили бороться за жизнь ту, у которой меньше всего причин вернуться на Землю? Ведь Райан, согласно сценарию, никто на Земле не ждёт, по ней никто не скучает, никто за нее не молится... Её потери на Земле слишком тяжелы, так не лучше ли остаться в невесомости? Думаете, это о философии одиночества? confused На мой взгляд, это про легкое касание противоречий человеческого бытия – между жизнью и смертью, между возможностями и реализацией.

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:09:20 +0400
NIKI писал:

Тогда философия "смерти", мне кажется, более уместна. Ведь если исходить из контрастов, а они в фильме присутствуют, тогда получится притча о жизни или стремлении к жизни в месте смерти. Даже название фильма, "притягивает" героиню к жизни. Но это ИМХО.

О! Прям мои мысли прочитали smile

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:12:23 +0400
Wildberry писал:

О! Прям мои мысли прочитали smile

Ну, значит не только мне слово "одиночество" в глаза бросилось. smile
____________________
Да, как-то обидно: мужчину пустили в расход, а женщину спасли. Ох уж мне эта гендерная политика... mrgreen

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:14:17 +0400
NIKI писал:

Тогда философия "смерти", мне кажется, более уместна. Ведь если исходить из контрастов, а они в фильме присутствуют, тогда получится притча о жизни или стремлении к жизни в месте смерти. Даже название фильма, "притягивает" героиню к жизни. Но это ИМХО.

Название притягивает все одушевленные предметы к одному: к твердой поверхности и к смерти. Оттого и инстинктивный страх высоты у большинства людей. И вообще, дорогой друг НИКИ, не кажется ли вам неблагодарной работой искать глубокий смысл в сугубо развлекательном зрелищном и щекочущем нервы фильме?

Считаю, две первые рецензии адекватнее, как раз потому что их авторы не обременены СПГС.
PS/ скандалы интриги расследования, героиня "Гравитации" так не хотела жить, что победила в номинации "самая цепкая рука" neutral

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Feb 2014 00:21:03 +0400
NIKI писал:

Ну, значит не только мне слово "одиночество" в глаза бросилось. smile
____________________
Да, как-то обидно: мужчину пустили в расход, а женщину спасли. Ох уж мне эта гендерная политика... mrgreen

Ну, мне, как женщине, как раз таки не обидно, что из выживших оказалась дамочка mrgreen Вообщем-то, в этом есть своя логика: командир экспедиции, должный спасать свой космический экипаж, погибает, а выжившая женщина - это символ жизни wink

Добавить комментарий