Люк Бессон своим «Пятым элементом» укладывает на лопатки самого Козьму Петровича Пруткова с его «нельзя впихнуть невпихуемое». Бессон с лёгкостью доказывает: расширяться может всё! «Пятый элемент» играючи соединяет несоединяемое и впихивает невпихуемое.
Картина Бессона – идеальная смесь фантастики и схоластики, иронического памфлета и «дешёвой» мелодрамы формата «Доярка из Хацапетовки», комедии и боевика, мюзикла и стёба Европы над Америкой, многослойного эстетского изгрёбства
представителей «Мухинского училища» и примитива типа «Я знаю пароль, я вижу ориентир».
Люк Бессон одним махом соединил «Иронию судьбы» Рязанова с «Бразилией» Терри Гиллиама, героев «Звёздных войн» с хацапетовскими доярками и доярами, универсальность с кассовостью, драйвовый монтаж с тщательно выверенной «картинкой», важность происходящего с «нулевым» пафосом, «недосказанность» с лаконичностью формулировок, логику философии с…
Впрочем, обо всём по порядку.
Есть у тёмных сил одна дурацкая привычка - каждые пять тысяч лет пытаться устроить мировой срач с силами добра в формате «Мы сейчас подъедем и вы скажете всё это нам в лицо!».
«Эй, земляне! На исходе пять тыщ лет! Где ваш чёрный пистолет?» - приблизительно так приставал к французам (грекам, югославам и т.д.) школьник Люк. Но взрослые жители Земли только глуповато улыбались и ускоряли ход. «Бадабум! Плайя!» - не унимался Люк. «Иди, мальчик, иди… На урок опоздаешь…» - успокаивал школяра степенный мужчина. «Какие уроки, мусье?» - школьнику Бессону было не до уроков. В его голове рождался причудливый мир. Совершенный, цельный, продуманный до мелочей. Мир, в котором правят бал элементы в количестве пяти штук…
Став режиссёром, Люк не то что забыл про свои… Нет-нет! Он просто боялся, что так называемая «взрослость» в один миг разрушит хрупкую вселенную его пятиэлементных фантазий. И вот однажды, наигравшись вдоволь Леоном и Никитой, Люк…
Да, это был именно тот момент, который Лермонтов, сын Юрия, описал в «Штоссе» следующим образом: «Он решился.»
«Вот я лошара! И чего я раньше тормозил!» - время от времени восклицал Бессон на французском, листая свои школьные наброски про 2214 год. «Горячие каштаны мне в… Как же я мог забыть об этом! Чтобы я больше никогда не ел круассаны! Чтобы мне больше никогда не снились дельфины!.. А я ещё и раздумывал! Да пусть в отместку за мою нерешительность Париж заселят одни алжирцы!..» И уже на последних страницах своих школьных рукописей… С высоты своих ста семидесяти трёх сантиметров: «Ах, какая женщина… Мне б такую…»
Коллеги тыкали пальцами… А зря. Когда в 1997 году их взорам явился «Макдак» образца XXIII века с красноволосыми секси-официантками, когда коллеги Бессона увидели завораживающий Нью-Йорк-Корусант, когда зрители нового фильма от Люка были просто раздавлены совершенством мегаполисной технократии и предельной простотой режиссёрского смыслового посыла, все разом поняли – перед ними картина, которая возводит Бессона в формат культовой легенды. И имя всему этому – «Пятый элемент»…
О, актёры! О, искусники, шагнувшие в бессмертие! Какими колоритными персонажами они двигали! И, главное, как двигали!
Небритый таксист Хуиллис, то есть Корбен Даллас, не задумываясь, правда, и не очень-то торопясь, напялил на себя костюмчик брутального Фемида со стальными яйцами. О, боги! Какой же у его эго геройский альтер!..
Вы представитель группы «АЗ»? То есть Абсолютного Зла? Позвольте, я зачитаю вам ваши права…
Правда, Фемид Далласа без повязки на глазах, так как Бессон данную повязку нацепил на бюст главной героини «Пятого элемента» - мило лопочущей Лилу. Правда, не сам нацепил, а с помощью Жан-Поля. Да-да, того самого! Как говорится, Готье. Как говорится, у каждого есть скелеты в шкафу, но не у каждого есть в шкафу одежда Жан-Поля…
Итак, пять элементов. Что мы имеем в наличии? Кстати, а ведь Люк имел Миллу! Но это совсем другая история…
Итак, у нас в наличии камень, символизирующий огонь – 1 шт., камень, символ воды – 1 шт., земли – 1 шт. и камень, символизирующий воздух – 1 шт. Итого – 4 шт. Как говорится, гармония природных стихий. Впрочем, разве это стихии? Так, стихУйки. А вот элемент намбер пять – это да! СтихуИща! Оно и понятно – попробуй-ка соедини вместе Алису Селезнёву, Соню Мармеладову, бедную Лизу, Розу Люксембург, Лолиту, Жанну д'Арк… Короче, Милла Йовович – 1 шт. Да-да, которую имел Люк… Как говорится, «протяни руку – и достанешь». Впрочем, кто-то от этой самой Миллы – вернее, от ряда её героинь – протянул ноги. Но не будем забегать вперёд хуиллисов…
Пусть! Пусть потирает руки Абсолютное Зло и хрипло хохочет… Пусть харизматичный злодей Жан Зорг… Да-да! Пусть Жан-Баптист Эмануэль Зогр (Гари Олдман) с упоением читает курс лекций «О деструктивности творчества и созидания»… Пусть! У нас есть Leeloo Minai Lekatariba Laminatcha Ekbat De Sabat в исполнении уроженки Киева Милицы Богдановны Йовович – сплав силы, наивности, нежности, воинственности, беззащитности и Любви. Той Любви, которая медным футуристическим хай-тэк тазом образца 2214 года и накроет то самое Абсолютное Зло. Как говорится, будь ты хоть мангалором чистых кровей – всё равно будешь намотан на колёса любви.
«Пятый элемент» - экшн-абсолют в формате паркура. Совершенство персонажей закольцовывается с совершенством актёрской игры, рождая знак бесконечности в кинематографической вечности. Уиллис, Йовович, Олдбен – как говорится, no comment. Касаемо остальных. «Гляди, какие клоуны! В джерси одеты - не в шевьёт. На нашей пятой швейной фабрике такое вряд ли кто пошьёт….»
Руби Род Криса Такера леопардовой кометой проносится по пространству «Пятого элемента». Эх, как говорится, колорит, колорит! Неприметный Ян – и тот не спит! Что за Ян? А который с бугра! То есть Ян Холм. Его падре Вито – самый падреистый падре всех систем и галактик!..
Впрочем, закончим с визуальными «ахами» и «охами». К тому же, всю суть фильма посредством музыки передал композитор «Пятого элемента» Эрик Серра. Величественная ария «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» с переходом в оригинальную композицию Серра идеально передаёт атмосферу «Пятого элемента» - мощь, красоту и динамику, чувственность и лёгкое ёрничество. Это Дива Плавалагуна, детка!
Саундтрек «Пятого элемента», по сути, довольно самостоятельная и чертовски полезная вещица – тот, кто смотрел фильм Люка, могут больше не напрягать свои глазоньки. Достаточно музыкального сопровождения Эрика. Оно позволит отчётливо увидеть все до единого кадры «Пятого элемента». Увидеть, как говорится, не глядя.
Что?! Не верю!!! Вы не смотрели «Пятый элемент»? Бегом!!! Да уж… Смотреть и слушать! Что? Зачем?! Да чтобы увидеть себя изнутри! Чтобы услышать стук своего сердца… Огонь полыхает… Ветер дует… «Сроки годности этого мира истекают ещё не скоро…»
P. S.
Пусть всегда будет Милла! Пусть всегда будет Небо! Пусть всегда будет Солнце! Пусть всегда будет Оранжевость и Рыжесть! Пусть всегда будем мы!
Ещё один P. S. Спойлерный.
«Едут троллейбусы без габаритных огней… Людям так нравится делать новых людей…»
И ещё один P. S. Контрольный. Лаконичный. Типа А.П.Чехова. Типа «Есть на свете цветок… где-то там… за седьмым перевалом…»
Жан-Полюшка, дорогой ты мой)
А как много производных от родного сердцу слога ХУ!!
А как же стюардессы?!! Почем их обидел невниманием?!! Это же такой гег на японских анимэ-школьниц. Как напялить на себя одежду Милы, так ты первый, а как девушек представить - увольте... А проФФессор в начале фильма? Инопланетян вообще побоку оставил. Колоритных персонажей намного больше.
И почему зеленее зеленого заменено на оранжевый? Когда последний раз был у офтальмолога?
________________________
+ Видать ты сильно был возбужден, когда и̶м̶е̶л̶ писал рецу.
Плюсище!
Попал в настроение, добил троллейбусом.
Отличный фильм, для меня отлично компонуется с Меланхолией Триера. Хошь сиди в вигваме из трех жердин, не хошь - ищи дояра с Хацапетовки (там тулуп такой, кстати, колоритный).
А как найдешь - так верь, что он и есть тот самый Уиллис. Ты ж та самая Йовович
P.S. Листья цветка словно бритва остры\Как пламя пылают его лепестки\...\А корни крепки как из шелка силки
А я, пожалуй, ложкой дегтя в бочку меда приземлюсь. Честно - устала читать. Очень, ну очень пестрит в глазах от витиеватостей, завитушек и финтифлюшек, от всех этих отсылов "к классикам", от заигрываний с текстом. Хочется простоты и внятности
А я, пожалуй, ложкой дегтя в бочку меда приземлюсь. Честно - устала читать. Очень, ну очень пестрит в глазах от витиеватостей, завитушек и финтифлюшек, от всех этих отсылов "к классикам", от заигрываний с текстом. Хочется простоты и внятности
Не Вы первая Помните, я предлагал отдельную нишу в Кинокопилке устроить для опусов Жана Поля ?
А знаете... Все таки поставлю я свой скромный минус... Не доходит до меня, недалекого, причина столь вольного использования ХУсловишек...
Прекрасная дуэльная рецензия. Ножи, вилки. Как же не без минусов. Перец красный, перец черный. Барбекю получилось. Совсем недавно Жан Поль был со своей командой на Природе.«Ушица, ей же ей, на славу сварена.» Крылов. Мысли у Жана о Матрице. Город высасывает жизненные соки, Природа их восполняет. Плюсанул уже давно.
Не Вы первая Помните, я предлагал отдельную нишу в Кинокопилке устроить для опусов Жана Поля ?
Не, не надо отдельных ниш, это какой-то уже заказник
Вопщем, вольный пересказ любимого поэта:
Читатель! в мире так устроено издавна:
Мы разнимся в судьбе,
Во вкусах и подавно;
Я это басней пояснил тебе.
С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Ведь мне, дружок, и горький хрен - малина,
Тебе и бланманже - полынь!