Начинается фильм довольно наивно: дом с мрачной историей (загадочное убийство) и мрачный артефакт (зеркало). Это, наверное, второй по заезженности образ в индустрии ужастиков, после группы подростков, которые выбрались на природу, разумеется. Вроде всё ясно, и смотреть незачем. Но снято красиво, актёры симпатичны, так что постепенно втягиваешься в неторопливую историю и зачем-то смотришь до конца.
Oculus не столько страшный, сколько грустный. Если отбросить классическую чертовщину с фосфорными
глазами и посмотреть с позиции чистого разума, то перед нами рядовая семейная драма: утомлённые друг другом, но ещё не старые родители двух милых детей. Жена переживает, что теряет привлекательность. Муж много работает, отдаляется от семьи, у него появляется любовница. Обыкновенный кризис среднего возраста выливается в кризис семейных отношений. А поскольку человек слаб и эгоистичен, то легко попадается в капкан мелких искушений и страстишек, а затем, как распутанная пряжа, теряет все ориентиры. А зеркало – ну это так, для антуража.
В этом определённо чувствуется влияние Стивена Кинга. В реальности Короля Ужасов (а я большой поклонник его психологических наблюдений о природе человека) Зеркало выступит не как физический предмет, но как метафора. Зеркало не показывает ничего такого, чего не существует в самом человеке. Как там было у Чуковского: «Мудрец в нём видел мудреца, глупец – глупца, баран - барана». Сколько таких историй о бытовом безумии происходит каждый день, без всяких злобных зеркал и призраков. Как тут не вспомнить гениальное “Сияние” или, как ни странно “Что не так с Кевином”.
По сути игра в реальное-ирреальное и есть самое интересное в этом фильме. Что же это такое в действительности – бесовщина или игры воспалённого мозга? Призраки или галлюцинации? Сон или явь? Вспомним “Шесть демонов Эмили Роуз”, например. Вот где противостояние религиозного (если хотите, мистического) и рационального сознания представлено во всей красе. И самое замечательно ужасное то, что ответа нет. На мгновение открывается Бездна, и чувствуешь себя песчинкой в жерновах непознанного и неведомого, а весь мир жизни становится не более чем огоньком светлячка во тьме.
И тут видна разница между экзистенциальным ужасом тех же “Зеркал” и вполне добротной мистической драмой “Окулуса”, где масштаб трагедии сильно приуменьшен простенькими приёмчиками и излишней кровавостью. Самое страшное же не то, что мы видим на экране, а то, что воображаем себе сами.
Но технический прогресс не остановить. Уже даже “би-муви” снимают красиво, здесь играют с разными пластами времени и разными реальностями и они так плавно перетекают друг в друга, что иногда теряется нить. Музыка не навязывается и не слишком часто монстры выскакивают из-за угла с криком «бу!» (хотя не обошлось без этого).
Пусть сам по себе Окулус не шедевр ни семейной драмы, ни мистики, ни триллера, ни хоррора, но это вполне добротный представитель кино-кухни в стиле фьюжн, где всё это перемешано в равных пропорциях. Режиссёр Майк Флэнеган, для которого это едва ли не первый самостоятельный фильм, совсем неплохо поработал миксером, и даже привнёс что-то своё. По крайней мере, фильм не разваливается на бессвязные куски, история местами даже занимательна, а героям вполне даже можно сопереживать.
Так к чему я это всё. К тому, что именно Майк Флэнеган поставит в недалёком будущем новый фильм по старой повести Стивена Кинга “Игры Джеральда” (аж 1998 год). Доверительный чек выписан. Надеюсь, что не зря.
@ Fri, 29 Aug 2014 23:23:30 +0400
Режиссер-миксер, я представила, мне понравилось ) +
Режиссер-миксер, я представила, мне понравилось ) +
Это мой первый опыт про ужастики. Я вообще не фанат особо, но, бывает, случается.
Это мой первый опыт про ужастики. Я вообще не фанат особо, но, бывает, случается.
So am I. Я ужастики про сверхъестественное вообще не переношу, давлюсь попкорном, хватаюсь за рукава сидящих рядом знакомых и незнакомых людей )) У относительно нового "Заклятия" даже трейлер меня напугал ) По этой же причине не смогла смотреть Супернатуралов. Но иногда что-то да посматриваю, под дулом пистолета или из наивного любопытства.
Хотя Убойные каникулы - другое дело, например )
Однако, как глубоко про би-фильм ) Я не отделяла мистику во время просмотра, слишком уж история у предмета явная. Фильм понравился, героям сопереживала. Без "Зеркал" не обошлось, конечно же ))
Спасибо за рецензию, +
-------------------------------
Так и хотелось воскликнуть "Окулус репаро!"
Хороших ужастиков сейчас мало, а рецензий на ужастики еще меньше. Рецензия тому подтверждение. Плюс.
Хороших ужастиков сейчас мало, а рецензий на ужастики еще меньше. Рецензия тому подтверждение. Плюс.
"Ведьма из Блэр". Самый лучший ужастик, на мой взгляд. Правда, только первая часть и то до финальных событий без пояснения что идет опосля (оно лишнее).
______________________
Ужастик надо делать так, чтобы сознание зрителя завершило работу вместо режиссера. Таких ужастиков чрезвычайно редко снимают. А когда показывают "орущее-мясососущее чмо", оно вызывает все что угодно, кроме страха.
"Ведьма из Блэр". Самый лучший ужастик, на мой взгляд. Правда, только первая часть и то до финальных событий без пояснения что идет опосля (оно лишнее).
______________________
Ужастик надо делать так, чтобы сознание зрителя завершило работу вместо режиссера. Таких ужастиков чрезвычайно редко снимают. А когда показывают "орущее-мясососущее чмо", оно вызывает все что угодно, кроме страха.
Традиционная концовка фильмов-ужасов: все гибнут, остаются в живых один, максимум два персонажа и те, оставшиеся в живых, уже заражены или везут с собой на транспортном средстве ужасную заразу. Концовка - очень важный элемент фильма. Когда при просмотре фильма мысленно опережаешь сюжет фильма и приходишь к заключению, что фильм закончится так и фильм заканчивается именно так, тогда зачем нужен такой фильм ужасов ? Фильм ужасов - это не детектив, но даже фильм ужасов должен нести в себе элемент непредвиденных событий, возможных вариантов развития сюжета. Еще один важный элемент фильмов-ужасов - мистическая составляющая. В фильм должна закладываться сюжетная основа, несущая в себе новизну информации о Зле.
Однако, как глубоко про би-фильм ) Я не отделяла мистику во время просмотра, слишком уж история у предмета явная. Фильм понравился, героям сопереживала. Без "Зеркал" не обошлось, конечно же ))
Спасибо за рецензию, +
-------------------------------
Так и хотелось воскликнуть "Окулус репаро!"
Окулус-шмокулус.
Я не собиралась никуда копать, посмотрела его случайно на выходных. Думала, забудется сразу, а он как-то не шёл из головы, зацепил чем-то, пришлось написать. Хотя обычно я ужастики ради смеха смотрю, "чиста поржать" над монстрами.