Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
10/10

В космосе никто не услышит ваш крик (с)

Рецензия на фильм «Чужой»

184 thumb

Этот фильм режиссера Ридли Скотта был снят так давно, что многие не верят, услышав эту дату. Далекий 1979 год.  Чуть позже четвертого эпизода саги Звездные войны, прилично раньше Терминатора, в один год с Безумным Максом и Сталкером. Первый раз я посмотрел его еще на черно-белом телевизоре, будучи в начальной школе и уже тогда проникся давящей атмосферой безысходности и страха, воцарившейся на борту космического буксира "Ностромо". Тогда я еще не знал слов "спецэффект" или "компьютерная графика", не понимал,

как много для атмосферы фильма могут сделать просто правильно выставленный в кадре свет, грамотная работа оператора и многие другие аспекты создания кинофильма, о которых мы, обычные зрители, часто не задумываемся в принципе. Уже в следующем своем фильме, Скотт развернулся на полную катушку (а это был "Бегущий по лезвию") и превратившись в настоящего тирана съемочной площадки, таки сумел снять настоящий шедевр, который, хоть и не сразу, навсегда вписал его имя в списки мэтров фантастического кино. Но именно успех фильма "Чужой" позволил ему перейти к совершенно иному уровню творчества и открыл широкие горизонты для диктования собственного видения процесса съемок. "Чужой" на долгое время стал для меня лучшей картиной в своем жанре и раз за разом подтверждал свое первенство при повторных просмотрах. Немного с другой стороны, как на произведение жанра "ужасов", на этот фильм меня заставила посмотреть книга Стивена Кинга "Пляска смерти", где он рекомендовался как один из лучших в своем роде. И сейчас, после просмотра огромного количества фантастических фильмов и фильмов ужасов, я все еще сохраняю эти свои детские впечатления от него и врядли смогу беспристрастно судить другие фильмы, пытающиеся снискать славу на том же поприще.

Но я отвлекусь от своих ощущений, иначе рецензия в итоге сможет по объему потянуть на повесть и  уйти совсем не в ту степь. Хочу остановиться на нескольких составляющих, которые, по-моему и "сделали" этот фильм. Во-первых, это образ инопланетной твари, терроризирующей экипаж "Ностромо". Представитель фантастического реализма Ганс Рудольф Гигер, по-моему, создал идеальный образ абсолютно чуждого человеческому восприятию, отталкивающего и одновременно притягивающего взгляд своей необычностью монстра. И "Оскар" за "Лучшие визуальные эффекты" был Гигером более чем заслужен.

Во-вторых, это вселенная, в которой развивается сюжет. Ты веришь ей, несмотря на некую гротескность. Веришь в то, что огромные корабли с погруженными в анабиоз членами экипажей будут бороздить галактику для сбора ресурсов, необходимых для промышленности мегакорпораций, правящих миром. И в то, что эти корпорации скорее пожертвуют людьми, нежели позволят сгинуть интересующему их инопланетному виду, тоже веришь. Интерьеры жилой части корабля могут чем-то отдаленно напоминать нам о фильме "2001 год: Космическая одиссея", но когда речь идет о технических помещениях, мы видим грубые декорации и опять таки верим - да, здесь действительно есть место переплетениям кабелей, укромным нишам между переборками, многочисленным трубам и выходам шахт, являющихся частью системы жизнеобеспечения корабля. Что касается инопланетного корабля и всего, что связано с Чужим, то их дизайн также разработал Ганс Гигер, что создает целостный образ чуждой человеку культуры и цивилизации. Визуальный ряд картины на тот момент, да и сейчас просто отличный. Работа людей, занимавшихся декорациями, светом, труд оператора создают полное ощущение присутствия в замкнутом пространстве корабля с идеальным хищником на борту, когда все пути отступления ограничены и бежать дальше, чем в вечную пустоту космоса просто невозможно.

В третьих - актерский состав. Мало кто знает, но изначальный сценарий отводил главную роль мужчине-офицеру по имени Мартин Роби и решение взять на эту роль женщину пришло гораздо позже, во время очередной правки сценария. Выбор в сторону Сигурни Уивер на тот момент был весьма смелым решением для фильмов подобного жанра, где образ борца с инопланетными захватчиками, преодолевающем множество трудностей, практически всегда принадлежал мужчине. Офицер Рипли в исполнении Уивер собрала в себе одновременно и женственность, и мужественность, природный страх перед неизведанным и страстное желание выжить, оставшись при этом человеком. Остальные актеры ничуть не сдают по сравнению и исполнительницей главной роли, играя очень убедительно и ничуть не фальшивя.

Закончить я хочу на том, что фильм "Чужой" послужил отправной точкой для создания целой вселенной, которая включает в себя книги, комиксы, фильмы-продолжения и спин-оффы, игры и многое другое. Каждый из нас может сделать для себя вывод, нравится ему оригинальная идея, предложенная Скоттом или гибрид с другой вселенной - "Хищника". Мы можем ругать "Чужой: Воскрешение" или восхвалять второй фильм серии "Чужие", поносить "Aliens: Colonial Marines" или воспевать "Alien: Isolation", но теперь Чужой прочно вошел в нашу жизнь и этот образ еще долго будет будоражить умы фантастов и деятелей индустрии развлечений. Я же, не навязывая никому своего мнения, ставлю однозначную оценку фильму Ридли Скотта - 10 из 10 и на этом заканчиваю.

@ Sun, 31 Aug 2014 21:12:26 +0400

Комментарии к рецензии (15)

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sun, 31 Aug 2014 22:29:36 +0400

Первый блин и отличный! Мой плюс Вам. Во второй реце все-таки меньше уделяйте общеизвестной информации, которую легко найти в Инете.
_________________________________
Чужие - 2 для меня классика фантастического боевика. Ставлю выше даже второго Терминатора.

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Sun, 31 Aug 2014 23:28:47 +0400
NIKI писал:

Первый блин и отличный! Мой плюс Вам. Во второй реце все-таки меньше уделяйте общеизвестной информации, которую легко найти в Инете.
_________________________________
Чужие - 2 для меня классика фантастического боевика. Ставлю выше даже второго Терминатора.

Спасибо! Я не ожидал положительной оценки если честно, рецензию написал внезапно, поэтому думал что получилось сумбурно. Постараюсь не налегать на общеизвестную информацию, но в наш век найти что-то реально редкое весьма трудно, почти все и так находится в открытом доступе. А второй блин все-таки будет на Blade Runner smile

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 01 Sep 2014 00:02:03 +0400

С почином! Написано неплохо, очень даже неплохо.

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Mon, 01 Sep 2014 01:05:45 +0400

Согласна, очень здорово получился текст. Пишите еще smile

A0903
  • Р.Модератор
  • Mon, 01 Sep 2014 02:04:48 +0400
NIKI писал:

Первый блин и отличный! Мой плюс Вам. Во второй реце все-таки меньше уделяйте общеизвестной информации, которую легко найти в Инете.
_________________________________
Чужие - 2 для меня классика фантастического боевика. Ставлю выше даже второго Терминатора.

согласен на все 100. Если первая часть это ужас в ограниченном пространстве, то вторая это экшн-хорор и он шедеврален)))

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 01 Sep 2014 07:35:11 +0400

От меня тоже плюс. Один из немногих фильмов, где восторженные нотки уместны smile

Единственное... в последнем предложении первого абзаца как то не по русски... ,,Снискать славы''... Или мне, нерусскому, кажется confused

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Mon, 01 Sep 2014 08:30:25 +0400
theghostka писал:

От меня тоже плюс. Один из немногих фильмов, где восторженные нотки уместны smile

Единственное... в последнем предложении первого абзаца как то не по русски... ,,Снискать славы''... Или мне, нерусскому, кажется confused

Специально полез поискал) Выражение вполне русское, но я окончание неправильно поставил. Все таки не снискать славЫ, а снискать славУ)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Mon, 01 Sep 2014 12:33:14 +0400

Добавил пару постеров, которые до этого особо не мелькали. Хотел бы услышать - не лишние ли они? Быть может, лучше обходиться одним а не двумя?

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Mon, 01 Sep 2014 15:38:59 +0400
Chevaist писал:

Добавил пару постеров, которые до этого особо не мелькали. Хотел бы услышать - не лишние ли они? Быть может, лучше обходиться одним а не двумя?

В таком большом тексте, как ваш, смотрятся вполне сносно.

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 01 Sep 2014 18:46:30 +0400
Chevaist писал:

Специально полез поискал) Выражение вполне русское, но я окончание неправильно поставил. Все таки не снискать славЫ, а снискать славУ)

Ага!! Чувствовал же, что не так звучит!! mrgreen

Добавить комментарий