Сложно ли оценивать экранизацию? От чего стоит отталкиваться, пытаясь выставить оценку фильму, поставленному по признанному шедевру фантастической литературы? Кто-то возведет во главу угла правильный подбор типажей на роли главных героев, для кого-то самым важным будет дотошное следование букве первоисточника. Лично я считаю так: если ты снимаешь кинофильм по книге, то должен следовать простому правилу. Решившись воплотить в жизнь свое собственное видение, отличное от заложенного автором изначального смысла - сделай так, чтобы это видение
стало самостоятельным произведением, таким же шедевром, заслуживающим право на жизнь наравне с оригиналом. К сожалению, кинематограф далеко не часто балует нас этим. Достаточно вспомнить откровенно проходную последнюю экранизацию романа Мэтисона "Я - Легенда", хотя это всего лишь мое личное мнение. Весьма просто превратить отличный материал в типичный блокбастер - пустышку на один просмотр. Куда сложнее сделать кино, которое еще долгие годы будет будоражить умы кинолюбителей и деятелей индустрии.
"Бегущего по лезвию" Ридли Скотт снимал сразу после фильма "Чужой", который собрал очень хорошую кассу и позволил ему как режиссеру диктовать свои условия на съемках фильма в той мере, в какой он считал нужным. Выбор в пользу романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" я считаю смелым решением, сложным к реализации. Роман неоднозначен, атмосфера его очень мрачная и подавляющая, "экшена" для фантастического боевика в нем очень мало, он практически отсутствует, зато присутствует много размышлений и самоанализа. Впоследствии, сам Дик достаточно негативно отзывался о творении Скотта, но по-моему, фильм получился именно таким, каким он должен быть и пытаться рассматривать его, отталкиваясь от первоисточника - изначально неверный посыл. Я согласен с теми, кто называет "Бегущего" нуаром будущего. Присутствуют все атрибуты жанра - дождь, ночь, растворение персонажа в тенях, цинизм и порочность окружающего мира, роковая женщина и многое другое. Лично для меня, фаната и нуара, и фантастики, этот фильм стал настоящей находкой.
Процесс создания картины был трудным, если не сказать больше. Если верить воспоминаниям съемочной группы, Скотт не просто руководил процессом, но буквально влезал в шкуру каждого члена съемочной группы. Он по тридцать раз заставлял заново выставлять свет для съемки эпизода хронометражем в несколько секунд и зачастую в итоге делал это сам. Расставлял актеров в кадре с точностью чуть ли не до сантиметра, практически не отлипал от оператора, стараясь достигнуть максимального по его мнению результата. У многих из-за такого давления сдавали нервы, но мы можем оценить итог - едва ли не каждый кадр фильма можно считать отдельным маленьким шедевром. Отдельно можно оценить кропотливое и очень детализированное создание декораций города антиутопического будущего. Он мрачен, он подавляет отдельных личностей своим масштабом, он олицетворяет возможное будущее общества потребления, возведенное в абсолют. И ты совсем не хочешь жить в этом городе.
Очень удачно созданы образы персонажей. Рик Декарт - грубый и в то же время склонный к вдумчивым исследованиям и глубокому самоанализу. Кто-то скажет, что этот образ копа, "который готов уйти с опасной работы, но получает последнее задание" слишком клиширован, но Форд очень хорошо вписался в роль и в нем не видно и следа Хана Соло или Индианы Джонса. По ходу фильма можно заметить, как персонаж начинает мыслить иначе, как меняется его отношение к окружающему миру и к себе самому, происходит переоценка ценностей.
Меняется и Рейчел в исполнении Шон Янг. Контрастируют ее вызывающе яркий макияж, странный, но идеально выверенный стиль одежды, подчеркнутая отстраненность когда она находится рядом с Тайрелом и ее ранимость, жажда жизни и естественность, когда она с Декартом. Кукольность рядом с тем, кто не воспринимает тебя иначе как куклу и жизнь возле того, кто может смотреть глубже и отбросить предрассудки.
Отдельного внимания заслуживает персонаж Рутгера Хауэра, чье желание жить проходит через весь фильм кровавой линией смертей. Легко ли быть приговоренным к скорой смерти с самого своего появления на свет? Какие эмоции это пробудит в самом обычном человеке, а не андроиде, какие поступки заставит совершать и имеют ли право люди судить Роя Батти? Последниеые сцены с его участием делают Батти еще более неоднозначной личностью, жертвой существующей порочной системы, которая является монстром и рождает монстров.
Заканчивая, хочу посмотреть на фильм со стороны критиков. Да, он может казаться затянутым, поверхностным. Но этот фильм - не для всех. Он для тех, кто любит наслаждаться долгими планами и слушать эмбиент, кто не любит простой показной сути, а хочет искать свои ответы, зачастую ошибочные, находить в произведении свой собственный смысл, которым можно и не делиться с окружающими. Много позже стало ясно - Скотт, пытаясь создать фильм таким, каким хотел, получил на выходе совершенно не массовое и, соответственно, не кассовое кино. Но, как я уже говорил, шедевры проверяются годами, и сейчас уже можно с уверенностью сказать - "Бегущий по лезвию" это проверку выдержал достойно и вошел в фонд классики мировой фантастики.
@ Tue, 02 Sep 2014 20:58:07 +0400
Хорошо! Не совсем согласен, что фильм не массовый, но точно входит в топ мирового кинематографа.
а мне роман Мэтисона не понравился, слишком много кухонной философии на страницу, а фильм как раз понравился своей простотой и собачку мне жалко было, да. И "Я - легенда" совсем не экранизация, а фильм по мотивам, не помню, было ли это указано в титрах.
Хорошо! Не совсем согласен, что фильм не массовый, но точно входит в топ мирового кинематографа.
ну, он в начале своего пути провалился в прокате, да и сейчас с попкорном в кинотеатре он не пройдет, вангую)
а мне роман Мэтисона не понравился, слишком много кухонной философии на страницу, а фильм как раз понравился своей простотой и собачку мне жалко было, да. И "Я - легенда" совсем не экранизация, а фильм по мотивам, не помню, было ли это указано в титрах.
Тоже не помню если честно, но вот описание того, как герой книги сначала прикармливал пса, завоевывал его доверие а потом всего за неделю и приобрел друга, и потерял его, да еще и мучительно умиравшим на его руках - растрогало. К тому же сама идея и концовка романа куда более глубоки чем то же самое в фильме. Они мне более близки, вот и все. И все-таки это тоже просто мое личное мнение, как и эта рецензия
Тоже не помню если честно, но вот описание того, как герой книги сначала прикармливал пса, завоевывал его доверие а потом всего за неделю и приобрел друга, и потерял его, да еще и мучительно умиравшим на его руках - растрогало. К тому же сама идея и концовка романа куда более глубоки чем то же самое в фильме. Они мне более близки, вот и все. И все-таки это тоже просто мое личное мнение, как и эта рецензия
Странно, про собаку я у Мэтисона напрочь не помню, значит так проникся. Зато помню как ГГ угандошивал свою воскресшую жену.
что-то слишком хорошо написано для любителя мне, конечно, нравится, но меня гложет червь сомнения...
что-то слишком хорошо написано для любителя мне, конечно, нравится, но меня гложет червь сомнения...
Ну наверное причина в том, что я пишу) Правда, в стол, как говорится, для удовольствия) Но желающие могут прогнать текст и попытаться найти заимствования)
Ну наверное причина в том, что я пишу) Правда, в стол, как говорится, для удовольствия) Но желающие могут прогнать текст и попытаться найти заимствования)
ну тогда будем ждать еще рецензии )) сразу на статус кинокритика
Плюс. Придраться не к чему...
Единственное, что мне не понятно... (здесь сугубо личное отвлечение, ни коим образом не направленное на критику автора)... Сначала ,,Чужой'', затем ,,Бегущий''... Фильмы, давно уже признанные классикой мирового кино... О них написано так много, что очередная попытка должна подразумевать нечто по крайней мере новое... Чего не было в предыдущих опусах... Дело неблагодарное
Не хочется ли Вам отвлечься от классики и попробовать себя на целине?
ну тогда будем ждать еще рецензии )) сразу на статус кинокритика
Ну, не со скоростью же пулемета Хотя сегодня на обеде на работе я настрочил рецензию на "Апокалипсис сегодня", но она еще полежит пока не проверю пунктуацию с орфографией и не подберу постеры)