Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
8/10

Ни с кем не разговаривайте. Ни к чему не прикасайтесь. (с)

Рецензия на фильм «Заражение»

12960 thumb

[осторожно! спойлеры!]

В основание своей картины Стивен Содерберг решил заложить интригу. Действие начинается только со второго дня после вспышки вируса, и мы не видим, с чего все началось, но видим героиню Гвинет Пэлтроу, возвращающуюся домой уже с симптомами болезни, и начинаем самостоятельно строить догадки о способе ее передачи. Точно в нужный момент вступает тревожная музыка, начиная нагнетать напряжение, мелькают крупные планы передающихся из рук в руки предметов, которые трогают потенциальные носители вируса. Заболевшие проносятся как

калейдоскоп и мы отчетливо понимаем, что ситуация выходит из-под контроля. Содерберг умелыми штрихами рисует картину эпидемии, и делает это весьма убедительно. После просмотра невольно начинаешь подмечать детали

 своего поведения – сколько раз в день ты трогаешь лицо, сколько раз моешь руки, дотрагиваешься до других людей или предметов в общественных местах.  Здесь нет места огромным гнойным язвам и потокам крови изо всех отверстий, горам изуродованных трупов или толпам зомби, но надвигающийся потенциальный конец света чувствуется отлично. Мы видим страдания зараженных и их смерть, но еще, в том числе, видим очень неприятный срез нашего современного общества, когда вместо помощи одного из них в момент острого приступа просто снимают на телефон, чтобы выложить в какую-нибудь из социальных сетей и хапнуть порцию лайков. Режиссер показывает нам, что «Заражение» - оно не только в наших телах, но и в наших умах. Ведь большинству из толпы гораздо интереснее трагедию снять и запостить, чем сделать что-либо, чтобы это предотвратить ее или помочь пострадавшему. Не вирус ли это, поражающий наши души? Называется «безразличие».           

 Думаю, этот фильм в очередной раз демонстрирует нам, что в мире нет ничего однозначно плохого и хорошего. Когда одни врачи борются за спасение людей, другие стараются лоббировать интересы фармацевтических компаний, на которые работают. Когда честные журналисты стараются не распространять панику и информировать население, опираясь исключительно на факты, представители «желтой прессы» и алчные акулы пера выезжают на тиражировании ужаса. Пока добровольцы рискуют жизнями, мародеры и преступники активизируются, как волки во время войны, чуя вероятность безнаказанности. Пороки буйно расцветают вместе с распространением вируса. Они паразитируют на страхе обычных людей, на неспособности властей справляться со все большим количеством угроз. Страх заболеть самому, умереть в клинике или исследовательском центре, превратившись в подопытную крысу, страх за своих друзей и близких, перерастающий в изоляцию себя и их от общества и даже агрессию по отношению к окружающим. Содерберг детально и правдиво показывает, что люди, зараженные страхом, не менее, а иногда и более опасны тех, кого поразил вирус. Целые сцены посвящены тому, как они готовы убивать за банку консервов или упаковку батареек, втаптывать людей в асфальт, ломясь вперед в очередях, заниматься грабежами и мародерством. Города превращаются в помойки, рассадники беззакония, ведь служители правопорядка и социальные работники тоже простые люди, которых может заразить страх. Была озвучена в фильме также интересная идея по поводу биотерроризма, ведь стоит какому-нибудь фанатику заразиться и прийти в общественное место, как его акт уже можно считать свершенным. Многие могут воспользоваться случаем и под шумок убить надоевшего босса или шумного соседа, ведь все равно расследовать это будет некому, пока города захлестнуты хаосом.

Что можно поставить в плюс этому кинофильму? Очень достоверное представление науки и общества, действий официальных властей и врачей и, в принципе, того, как может происходить реальная вспышка смертельного вируса в наши дни, особенно в плане отношения к этому простых обывателей. Держащая в напряжении, атмосферная музыка, которая  в нужные моменты помогает создать ощущение паники, опустошенности от страха перед болезнью. Отличный актерский состав, из которого отдельно хочу выделить Джуда Лоу, сыгравшего ту еще мразь, пытающуюся нагреться на эпидемии. Ему в этой роли веришь, и веришь в то, что такие люди обязательно найдутся. Остальные тоже явно не отрабатывали гонорар, а старались сыграть так, чтобы зритель поверил в разворачивающиеся на фоне глобальной драмы маленькие личные трагедии персонажей. В минус часто ставят затянутость, а порой даже вялость повествования, но я считаю, что не стоило ждать от «Заражения» моря действия. Оно присуще обычно антинаучным фильмам, посвященным вспышкам вирусов, а здесь речь совершенно о другом, и события на экране развиваются с такой скоростью, с которой должны. И также, как и в плюс, в минус попадает звездный актерский состав, потому что, несмотря на хорошую актерскую игру, нам не дают полностью проникнуться судьбами героев, сжиться с ними. Они даны немного поверхностно и шаблонно, как, например, архетипы «Отец_спасающий_своего_ребенка» или «Героический_ученый_готовый_пожертвовать_собой», потому что Содерберг отдал главную роль не людям, а болезни. Тем не менее, отдельные сцены прочно заседают в сознании, как например момент, когда герой Дэймона не может понять, что его жена мертва и спокойно переспрашивает, может ли он с ней поговорить, будучи в шоке после известия о ее смерти. Они позволяют нам глубже понять персонажей и уводят от поверхностности их восприятия. Я бы сказал так – тот, кто захочет рассмотреть в этом фильме на фоне болезни людей, тот рассмотрит.

Размах эпидемии показан мельком, на него не ставят акцент, но кадры заваленных мусором улиц, пустой мечети, безлюдных офисов и фитнесс-центров способны сказать куда больше, чем глобальные виды горящих городов. Очень хорошо показаны изолированность и отстраненность, когда пустеют привычные места, а люди начинают бояться контактировать друг с другом, в страхе заразиться. Затрагиваются и другие низменные аспекты, присущие подобным ситуациям – кто-то рад отдать последние деньги за поддельные лекарства, кто-то готов идти на похищения и шантаж, ради призрачного шанса «встать в начало очереди» на лекарство, которое еще не открыли и, может статься, не откроют никогда. Цветовая гамма кадра подчеркнуто загрязненная, с яркими, кислотными оттенками, что только обостряет болезненный мотив всего кинофильма и делает атмосферу эпидемии более «крепко сбитой».

Показ в самом конце событий первого дня, ставших отправной точкой для распространения вируса и для самого фильма, без каких-либо закадровых комментариев, закольцовывает действие и возвращает нас из финала в завязку, давая почувствовать, насколько наше современное общество хрупко и как легко может надругаться над нашей официальной моралью, нравственностью и общественной структурой одно из самых обычных явлений - болезнь. Суть проста и ясна – что бы ни лежало в основе подобной катастрофы, только сознательность и совместные усилия, человечность и порядочность, верность долгу и профессионализм могут остановить волну заражения, потому что, потеряв перечисленное, человечество потеряет абсолютно все.

@ Thu, 18 Sep 2014 22:07:12 +0400

Комментарии к рецензии (66)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 18 Sep 2014 22:10:47 +0400

Не помню кому, но кому-то пообещал написать рецензию на "Заражение". Из обещанных на очереди "Цикута", но только через пару других фильмов.

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Thu, 18 Sep 2014 22:13:24 +0400

жду-жду на Цикуту biggrin а за Заражение - уже плюс выставил smile

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 18 Sep 2014 22:16:32 +0400
Б@н3ай писал:

жду-жду на Цикуту biggrin а за Заражение - уже плюс выставил smile

Спасибо за оценку) А про Цикуту я пока только почитал, смотреть еще не брался)

vk96438336
Chevaist писал:

Не помню кому, но кому-то пообещал написать рецензию на "Заражение". Из обещанных на очереди "Цикута", но только через пару других фильмов.

мне обещал. Плюс по умолчанию за сдержанное слово, читаю wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 18 Sep 2014 22:41:14 +0400
Владлен Свирский писал:

мне обещал. Плюс по умолчанию за сдержанное слово, читаю wink

Надеюсь, содержание не разочарует)

vk96438336

"Я бы сказал так – тот, кто захочет рассмотреть в этом фильме на фоне болезни людей, тот рассмотрит." - немножко корявенькое предложение, а так очень даже круто!
Что касается затянутого для любителей экшна сценария, первенствующей роли безликого вируса, а не персонажей, то это не минус, не баг, это фича! wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 18 Sep 2014 22:52:18 +0400
Владлен Свирский писал:

"Я бы сказал так – тот, кто захочет рассмотреть в этом фильме на фоне болезни людей, тот рассмотрит." - немножко корявенькое предложение, а так очень даже круто!
Что касается затянутого для любителей экшна сценария, первенствующей роли безликого вируса, а не персонажей, то это не минус, не баг, это фича! wink

У меня пока не варит голова после рабочего дня, как переделать эту фразу, чтобы она была более гладкой, может быть потом доберусь до нее)) А по поводу повествования, это ведь действительно фильм не на любой вкус. Мне вот понравился, я не чувствовал такой уж затянутости, а кто-то прямо таки изнывал и требовал экшона, больше экшона! mrgreen

vk96438336

Plague Inc:Evolved - название игры, вдохновленной создателями фильма, есть на русском, правда геймплей не весь переведен. Играешь за болезнь, уничтожаешь цивилизацию - очень увлекательно mrgreen

vk96438336
Chevaist писал:

У меня пока не варит голова после рабочего дня, как переделать эту фразу, чтобы она была более гладкой, может быть потом доберусь до нее)) А по поводу повествования, это ведь действительно фильм не на любой вкус. Мне вот понравился, я не чувствовал такой уж затянутости, а кто-то прямо таки изнывал и требовал экшона, больше экшона! mrgreen

те, кто требовал экшона пришли в рыбный магазин за ананасами)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 18 Sep 2014 23:10:43 +0400
Владлен Свирский писал:

те, кто требовал экшона пришли в рыбный магазин за ананасами)

Занятная метафора)) А про игру я знаю, видал в steam)

Добавить комментарий