If you be a man of noble fame
You'll tell to me what will happen myself
At the well below the valley-o
Green grows the lily-o
Right among the bushes-o…
Красивая ирландская народная песня звучит в начале этого фильма. В ее мелодии чудится волшебная страна, изумрудный остров Эрин с чарующей и самобытной культурой. В ее ритме — древние кельты-друиды отплясывают рилы и джиги на Тропе великана. Но что мы на деле знаем об Ирландии? Что это родина лепреконов и трилистника, Джеймса Джойса и ИРА, Питера
О’Тула и группы U2? У любой страны есть свое наследие, которым принято гордиться. А как быть с постыдными деяниями предков, а в особо запущенных случаях — и с мракобесием современников?
Режиссер Питер Муллан, несмотря на проклятья Ватикана, снял остросоциальную драму в защиту безгласных женщин Ирландии, пострадавших в монастырях Магдалины. Фильм был благосклонно принят в среде венецианских критиков, и немедля предан анамефе в кругах католичества. Но историческое шило в мешке не утаишь, а факты — упрямая вещь. Картину не удалось запретить, ибо она не художественный вымысел, призванный подорвать авторитет Католической Церкви, а сиречь правда о глупости и жестокости отдельных людей, к несчастью облеченных некой властью.
Основой послужила документальная лента “Секс в холодном климате”, где интервью дают те самые жертвы монашеского террора, с которых и списаны портреты героинь фильма “Сестры Магдалины”.
В центре сюжета “Сестер” три девушки. У каждой из них свой путь, который привел их в “адские прачечные”. Роза произвела на свет внебрачного ребенка. Сирота Бернадетта имела наглость родиться вызывающе красивой и открыто кокетничать с мальчишками. А Маргарет изнасиловал ее собственный кузен на свадьбе родственников. Сами основы консервативного общества поколеблены! Семьи Розы и Маргарет праведно шокированы и навеки опозорены! И, разумеется, стремятся поскорее избавиться от порченых детей, заперев тех в казематах монастыря. Туда же с легкой подачи директора приюта отправляется и Бернадетта — “от греха подальше”.
Удивительно, как по-разному три героини ведут себя в нечеловеческих условиях монастырского заключения: с утра до ночи их удел — бесконечная неблагодарная работа прачки, сопровождаемая унижениями. Какая трансформация происходит с их личностями. И какими разными путями они в итоге идут к свободе. Одни напитаются гневом и окружающей ненавистью, чтобы победить. Другие будут использовать грязные методы для достижения цели. Кто-то сгинет в жерновах судьбы, ведомый глупостью. А кому-то, как ни странно, поможет вера.
Персонажи у Муллана получились очень фактурные, выразительные, с неординарными и неоднозначными характерами. Яркость образов подчеркивает манера съемки. В фильме очень много крупных планов. Много лиц. Красивых и безобразных. Потерянных и слабых. Искаженных горем, глупостью или болью. Но всегда реалистичных, живых.
На фоне узниц монахини выглядят натуральными фашистами в рясах. “Ведите себя естественно”, — говорит им падре, снимающий на ручную камеру пасторальное рекламное видео. И через непонимание — “Естественно? Это как?” — на лицах монахинь просвечивает их истинная сущность — тупая жестокость и дремучая косность "священной канцелярии". Однако лавры ненависти по праву принадлежат Люциферу в чепчике — сестре Бриджит. Ее монотонный приторно-сладкий голос способен морально раздавить, дезориентировать и опустошить, а сухие костлявые пальцы как будто созданы держать розги и жадно пересчитывать купюры.
Социальный посыл легко угадывается за фасадом этого кино. Благое намерение открыть приют для потерянных женских душ и оглянуться не успело, как превратилось в уродливый и инфернальный конгломерат, лицемерно прикрывающийся религией. Волки в сутанах жрут овец во имя Господа. Вкладывают в распахнутые уста подопечных Тело Христово, не гнушаясь подменять его порой своим собственным, бренным телом. Те люди, что призваны служить утешением, опорой и нравственным ориентиром заблудшим овцам, ненавидят свою паству, как никто другой.
Отчетливо видна и ущербность патриархального общества, в котором отцы отказываются от своих дочерей из-за их ошибок и сексуальной безграмотности. Где матери семейств сидят, скромно опустив очи долу, и не смеют возразить. А мужчинам сходит с рук изнасилование, ведь априори женщина виновата: нечего носить юбку выше щиколотки и хихикать. Нет, не зря старались суфражистки и феминистки мира, выгрызая себе равные с мужчинами права.
Питер Муллан тяжелыми кинематографическими башмаками прошелся по тучному телу католического духовенства, походя пнув патриархальные устои и указав обличающим перстом на то, какими могут быть людские деяния. Открыл миру постыдную страницу истории человечества. Дремучая инквизиция, оказывается, была совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, в прогрессивной Европе. Не сто и не двести лет назад, а буквально в паре десятков лет от сегодня. И реальность была куда более жестокой, нежели сумел показать нам режиссер. Тем не менее, фильм Муллана ценен уже тем, что привлек внимание толерантного и крайне занятого собой общества (и не только ирландского) к ряду классически неудобных вопросов. Кто виноват? Что делать? И доколе?
…You'll be seven years a-ringing a bell
At the well below the valley-o
And seven years a-burning in hell
At the well below the valley-o
Green grows the lily-o
Right among the bushes-o**
* Holy shit — в названии игра слов: дословно holy shit переводится, как “святое дерьмо”,
и означает примерно “Черт!” / “Блин!”, или более витиевато — “Срань Господня!”
** Фрагмент песни из фильма “Сестры Магдалины”. Если грубо и вкратце, песня про
инцестуальные отношения некой женщины с мужчинами ее семейства.
Первый плюс мой) И, черт возьми, плохие предчуствия Эх, ладно, будь что будет)
Первый плюс мой) И, черт возьми, плохие предчуствия Эх, ладно, будь что будет)
Нельзя загадывать наперед ) Считаю, что очень неожиданно вы выступили, я думала, будет хуже
И от меня плюс. Замечательно!
И от меня плюс. Замечательно!
спасибо
Юми, мой голос - филолога и человека, - мой "+" – Ваши!
В Вашей рецензии слились в единое неделимое целое серьёзность и художественное богатство, плавность и выдержанность слога, классика жанра и самобытность. Отдельного восторга заслуживает богатство словарного запаса и умение оперировать им. Анализ фильма профессионален, охватывает внешние и внутренние конфликты, в меру углубляется в исторические факты и грациозно возвращается к реалиям современности. Он напомнил мне правила "эпического театра" Брехта: показывать пьесу так, чтобы после просмотра мысль зрителя витала вокруг увиденного ещё долго-долго, открывая всё новые смыслы… У Вас получилось, от души поздравляю!
Прощевай Че))))))
Обоим плюс
Юми, мой голос - филолога и человека, - мой "+" – Ваши!
В Вашей рецензии слились в единое неделимое целое серьёзность и художественное богатство, плавность и выдержанность слога, классика жанра и самобытность. Отдельного восторга заслуживает богатство словарного запаса и умение оперировать им. Анализ фильма профессионален, охватывает внешние и внутренние конфликты, в меру углубляется в исторические факты и грациозно возвращается к реалиям современности. Он напомнил мне правила "эпического театра" Брехта: показывать пьесу так, чтобы после просмотра мысль зрителя витала вокруг увиденного ещё долго-долго, открывая всё новые смыслы… У Вас получилось, от души поздравляю!
Для меня очень приятен и ценен ваш комментарий С благодарностью принимаю похвалу )
Для меня очень приятен и ценен ваш комментарий С благодарностью принимаю похвалу )
"Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя супруги!" Хотя никто меня никуда не отправлял и ни о чём не просил.
В моём комментарии всё было искренне и похоже на любовь с первого взгляда, как и к рецензии на фильм "Цвет граната" от пользователя theghostka.
Прощевай Че))))))
Обоим плюс
Спасибо, Тигра )) И все-то ты раньше времени роешь могилку для рыцаря Чева )) Ужель все поставила на "белое"?
Отлично. Структура, акценты, ритмика... Профессионально написано.
+